Дело № 2-187/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 25 мая 2015 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,
при секретаре Дьячковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> УР, действующего в интересах К.Е.Н., к Отделу социальной защиты населения в <адрес> о возложении обязанности предоставить К.Е.Н. кресло-коляску активного типа и путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камбарского района УР, действуя в интересах К.Е.Н., обратился в суд с иском к ОСЗН в <адрес> о возложении на ответчика обязанности предоставить К.Е.Н. кресло-коляску активного типа: ширина сидения 40-42 см., глубина сидения 40 см., спинка регулируемая по высоте, подножка жесткая, рама складная, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а также возложении на ответчика обязанности предоставить К.Е.Н. путевку на санаторно-курортное лечение в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что проверкой, проведенной прокуратурой <адрес> в ОСЗН в <адрес>, выявлены нарушения прав К.Е.Н.
В соответствии со справкой филиала-бюро № ФГУ «Главное бюро
медико-социальной экспертизы» серии МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ К.Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. признана инвалидом 1-ой группы бессрочно.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
16 апреля 2010 г. К.Е.Н. выдана индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР).
В силу ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с названной ИПР 30.06.2010 г. К.Е.Н. выдана кресло-коляска активного типа.
Статья 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В силу п. 10 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240, по истечении установленного срока пользования техническим средством производится его замена по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом заявления.
Сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством труда и социальной защиты РФ (п. 9 Правил).
Согласно Приказу Минтруда России от 24.05.2013 г. № 215н «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» срок пользования креслом-коляской активного типа составляет не менее 4-х лет.
19.06.2014 г. К.Е.Н. в ОСЗН в <адрес> подано заявление на предоставление в безвозмездное пользование кресла-коляски активного типа. ОСЗН в <адрес> 20.06.2014 г. принято решение об обеспечении К.Е.Н. креслом-коляской активного типа.
Вместе с тем, кресло-коляска в установленном законом порядке заявителю не выдана.
Далее, в связи с изготовлением 29.01.2015 г. новой ИПР К.Е.Н. 13.03.2015 г. повторно обратилась в ОСЗН в <адрес> с заявлением о выдаче кресла коляски активного типа: ширина сидения 40-42 см., глубина сидения 40 см., спинка регулируемая по высоте, подножка жесткая, рама складная.
Однако, несмотря на принятие 16.03.2015 г. решения об обеспечении К.Е.Н. техническими средствами реабилитации, в том числе креслом-коляской активного типа, она ими до настоящего времени не обеспечена.
Кроме того, статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 6.1. названного Федерального закона, К.Е.Н., являясь инвалидом, имеет право на получение набора социальных услуг.
Статьей 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи», периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с настоящим Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (приложение № 1 к настоящему Порядку), включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Указанным Порядком предусмотрено, в том числе, предоставление гражданам социальных услуг в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
10.02.2014 г. К.Е.Н. обратилась с соответствующим заявлением и справкой № от 10.02.2014 г. в ОСЗН в <адрес> о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, по результатам рассмотрения заявления ей направлено уведомление от 20.02.2014 г. № 76, в соответствии с которым она поставлена на учет в ОСЗН в <адрес> для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
Вместе с тем, в нарушение установленного порядка путевка на санаторно-курортное лечение К.Е.Н. в 2014 г. не предоставлена, не предоставлена она и до настоящего времени.
Бездействием органа социальной защиты населений нарушены предусмотренные Конституцией РФ права К.Е.Н. на реабилитацию, также оно противоречит государственной политике в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Право прокурора на обращение с настоящим иском предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и обусловлено необходимостью восстановления нарушенных прав К.Е.Н. на социальную защиту. Кроме того, являясь инвалидом 1 группы, К.Е.Н. не может самостоятельно обратиться в суд для защиты своих прав.
Восстановление прав К.Е.Н. возможно путем предоставления ей кресла-коляски активного типа и путевки на санаторно-курортное лечение, месячный срок исполнения данного требования представляется разумным, прав ответчика не нарушает, поскольку его исполнение возможно с учетом требований законодательства о закупках товаров и услуг для государственных нужд (л.д. 3-7).
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> УР Нуретдинов Р.Н., требования поддержал по основаниям указанным в заявлении.
Истец К.Е.Н. надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения спора, в суд не явилась. Представила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, на удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> настаивала в полном объеме (л.д. 38).
Представитель ответчика З.Н.В., действующая на основании доверенности, в предварительное судебное заседание, состоявшееся 18 мая 2015 г. представила письменный отзыв на иск, доводы которого сводятся к следующему.
1. Вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP) урегулированы статьей 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, в силу которой финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Предоставление TCP осуществляется по принципу очередности в соответствии с датой подачи заявления в пределах средств, выделенных Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики (далее - Министерство) из федерального бюджета на указанные цели.
На основании индивидуальной программы реабилитации инвалида и заявления К.Е.Н. поставлена на учет Отделом 20.06.2014 г. для предоставления TCP, в том числе кресла-коляски активного типа.
На момент обращения К.Е.Н. доведенный объем субвенции для обеспечения инвалидов TCP был освоен в полном объеме, кресла-коляски по заключенному в 2014 г. государственному контракту были распределены Министерством среди нуждающихся в данном виде TCP.
К сожалению, Министерство не имело возможности обеспечить К.Е.Н. креслом-коляской в связи с недостаточным финансированием в 2014 г.
В пределах субвенции, доведенной из федерального бюджета, Министерством заключен государственный контракт на поставку кресел-колясок 18.03.2015 г., в рамках которого приобретено 3 коляски активного типа. По состоянию на 01.04.2015 г. заявление К.Е.Н. среди заявлений инвалидов, нуждающихся в кресле-коляске данного типа, зарегистрировано под номером 10 в общереспубликанской базе.
Вопрос обеспечения К.Е.Н. креслом-коляской взят на контроль Министерством. К.Е.Н. будет обеспечена рекомендованной ей креслом-коляской при доведении дополнительного объема субвенции из федерального бюджета и после заключения государственного контракта на поставку данного вида TCP.
2. Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 2174-р и распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2011 г. № 889-р, Правительству Удмуртской Республики передано осуществление части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - отдельные полномочия).
В соответствии с указанным соглашением постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 марта 2012 г. № 81 «Об организации осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики» утвержден Порядок организации предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, согласно которому организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (пункт 4); предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Отделом.
Кроме того, на основании пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок) утвержден приказом № 328.
Согласно пункту 3.8 Порядка Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
К.Е.Н. поставлена на учет для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение на основании заявления от 10.02.2014 г. Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный приказом № 328, Отделом нарушен не был.
Истец утверждает, что не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета и просит обязать предоставить К.Е.Н. путевку на санаторно-курортное лечение.
Однако, процессуальным истцом-прокурором не представлены письменные доказательства отказа К.Е.Н. в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Вместе с тем, К.Е.Н. в предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Отделом отказано не было.
В связи с тем, что денежные средства из федерального бюджета выделяются не в полном объеме, удовлетворить потребность всех граждан в течение календарного года не представляется возможным.
Таким образом, ОСЗН в <адрес> свои обязательства в рамках предоставленных полномочий исполняются в полном объеме (л.д. 50-51).
В судебном заседании, представитель ответчика З.Н.В., признала следующие обстоятельства:
- что К.Е.Н. является инвалидом первой группы бессрочно;
- что 16.04.2010 г. К.Е.Н. выдана индивидуальная программа реабилитации, в соответствии с которой выдано кресло-коляска активного типа, срок пользования которой составляет не менее 4 года;
- что 16.03.2015 г. ответчиком принято решение об обеспечении К.Е.Н. техническими средствами реабилитации, в том числе креслом-коляской активного типа, однако до настоящего времени она им не обеспечена;
- что К.Е.Н., являясь инвалидом, имеет право на получение набора социальных услуг, в том числе путевки на санаторно-курортное лечение;
- что 10.02.2014 г. К.Е.Н. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако в нарушение установленного порядка путевка как в 2014 г., так и по настоящее время ей не предоставлена.
Признание указанных фактов в соответствии с п. 2 ст. 68 ГПК РФ занесено в протокол судебного заседания.
В соответствии со ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которые другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Третье лицо Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о времени и месте проведения судебного заседания уведомлено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило. Представило отзыв на исковое заявление следующего содержания.
1. Основным нормативным правовым актом, определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), в соответствии с которым предусмотренные меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации урегулированы статьей 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, в силу которой финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».
Согласно пункту 16 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке нз федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий.
Следует также отметить, что на основании пункта 7 статьи 26,3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 г. № 2174-р и распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17.10.2011 г. № 889-р, Правительству Удмуртской Республики передано осуществление части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с указанным соглашением постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12.03.2012 г. № 81 «Об организации осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики» утвержден Порядок организации предоставления инвалидам технических средств реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, согласно пункту 2 которого обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами осуществляется территориальным органом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту жительства инвалида, а в случае если инвалид является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - территориальным органам по месту предоставления инвалиду ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
К.Е.Н. поставлена на учет Отделом социальной защиты населения в <адрес> (далее - Отдел) и будет обеспечена техническими средствами реабилитации в порядке очередности после доведения финансовых средств и заключения соответствующего государственного контракта в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Вместе с тем стоит отметить, что распределение субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий утверждается Правительством Российской Федерации, на 2014 г. - распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2013 г. № 2467-р, в соответствии с которым Удмуртской Республике предоставлено 155809,4 тыс. руб.
Порядок составления и представления сведений для определения размера субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.03.2011 г. № 179н, и учитывает лишь инвалидов-получателей в очередном году технических средств реабилитации, услуг. Инвалиды, которым технические средства реабилитации не были предоставлены до передачи полномочий Удмуртской Республике, при расчете размера субвенций не учитываются.
На основании данного порядка был произведен расчет размера субвенции - <данные изъяты> руб. Вместе с тем одновременно были направлены сведения о размере дополнительного объема субвенции, необходимого для полного обеспечения инвалидов в Удмуртской Республике техническими средствами реабилитации - <данные изъяты> руб.
В рамках предоставленных в 2014 г. финансовых средств Министерством были заключены соответствующие государственные контракты. Технические средства реабилитации были распределены по территориальным органам Министерства предоставлены инвалидам в соответствии с существующей очередностью.
30.01.2014 г. за № 01-35/346 Министерством было направлено письмо заместителю министра труда и социальной защиты Российской Федерации В.А.В. о том, что доведенный размер субвенции позволит обеспечить менее 50 % нуждающихся в технических средствах реабилитации и необходимости выделения дополнительного объема субвенции в размере не менее 230901,22 тыс. руб. (прилагается). В настоящее время ответ Министерством не получен.
28.07.2014 г. за № АС-361/0795 в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направлено письмо за подписью временно исполняющего обязанности Главы Удмуртской Республики С.А.В. о выделении Удмуртской Республике указанного дополнительного объема субвенции (прилагается).
В настоящее время ответы Министерством не получены.
2. В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-фЗ) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, входит в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг.
Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной Федеральным законом № 178-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту" 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан», финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год:
Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение (далее - предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение) и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В случае передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены соглашением.
Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 2174-р и распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2011 г. № 889-р, Правительству Удмуртской Республики передано осуществление части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - отдельные полномочия).
В соответствии с указанным соглашением постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 марта 2012 г. № 81 «Об организации осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики» утвержден Порядок организации предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, согласно которому, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (пункт 4); предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется территориальным органом Министерства по месту жительства гражданина, а в случае если гражданин является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - территориальным органом по месту предоставления гражданину ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с разделом III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - приказ № 328), на основании заявлений граждан, представляемых с 1 января 2012 г. в территориальный орган либо переданных Министерству региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Кроме того, на основании пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления указанных переданных полномочий является правом, а не обязанностью органов.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок) утвержден приказом № 328.
Согласно пункту 3.8 Порядка Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
К.Е.Н. поставлена в очередь на предоставление путевки па санаторно-курортное лечение на основании заявления. Порядок, утвержденный приказом № 328, территориальным органом Министерства нарушен не был.
Истец утверждает, что не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета и просит обязать предоставить К.Е.Н. путевку на санаторно-курортное лечение.
Однако, процессуальным истцом-прокурором не представлены письменные доказательства отказа К.Е.Н. в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Вместе с тем К.Е.Н. в предоставление путевки на санаторно-курортное лечение отказано не было.
Кроме того, истцом не представлены документы, подтверждающие наличие медицинских показаний у К.Е.Н. на момент судебного разбирательства, а выявление в дальнейшем, при получении или реализации путевки, противопоказаний для санаторно-курортного лечения может повлечь вред здоровью К.Е.Н. или отказ в приеме ее в санаторно-курортное учреждение. Это обусловлено тем, что санаторно-курортное лечение является разновидностью лечебной помощи и может оказываться гражданам только при наличии медицинских показаний. Состояние здоровья гражданина может меняться, следовательно, возникает необходимость уточнения медицинских показаний и отсутствие медицинских противопоказаний санаторно-курортного лечения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» признаны утратившим силу приложение № 2 (форма справки № 070/у-04) к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 г. № 256 «О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» и утверждена новая форма № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение». В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие нуждаемость К.Е.Н. в санаторно-курортном лечении, а также отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
Что касается финансового обеспечения предоставления указанной социальной услуги, как было отмечено выше, отдельные полномочия осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета, а дополнительное финансирование переданных полномочий является правом, но не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 г. № 127-р «О распределении субвенций, предоставляемых в 2014 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» Удмуртской Республике выделено 36040,4 тыс. руб. на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
С учетом доведенных до Министерства лимитов бюджетных обязательств Министерством была подготовлена и направлена в Министерство экономики Удмуртской Республики заявка на проведение открытого конкурса на право заключить государственные контракты на оказание услуг по санаторно-курортному лечению.
По результатам конкурса Министерством заключены государственные контракты на обеспечение граждан санаторно-курортным путевками, в пределах средств предусмотренных и выделенных из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республике на 2014 г., все путевки, закупленные по государственным контрактам распределены и переданы в территориальные органы Министерства для обеспечения граждан.
Выделенные на 2014 г. денежные средства израсходованы в полном объеме.
Таким образом, Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики и Отделом социальной защиты населения в <адрес> свои обязательства в рамках предоставленных полномочий и выделенных финансовых средств исполняются в полном объеме (л.д. 39-44).
Дело рассмотрено при указанной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и проанализировав доказательства по делу в полном объеме, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации, гарантирует каждому также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 7 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 2347-р предусмотрены специальные средства кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с пунктами 2-4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
Согласно пункту 15.1 названных Правил, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 2174-р и распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2011 г. № 889-р, Правительству Удмуртской Республики передано осуществление части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг, по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - отдельные полномочия).
В соответствии с указанным соглашением постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 марта 2012 г. № 81 «Об организации осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики» утвержден Порядок организации предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, согласно которому организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (пункт 4); предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется территориальным органом Министерства по месту жительства гражданина, а в случае если гражданин является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - территориальным органом по месту предоставления гражданину ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с разделом III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - приказ № 328), на основании заявлений граждан, представляемых с 1 января 2012 г. в территориальный орган либо переданных Министерству региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Статьей 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи», периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с настоящим Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (приложение № 1 к настоящему Порядку), включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Указанным Порядком предусмотрено, в том числе, предоставление гражданам социальных услуг в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.Е.Н. на основании справки № от 04.02.2010 г. является инвалидом первой группы. Инвалидность установлена бессрочно (л.д. 12).
Индивидуальной программой реабилитации от 16.04.2010 г. определена необходимость в обеспечении К.Е.Н. техническими средствами реабилитации (л.д. 13-14).
10.02.2014 г. К.Е.Н. обратилась в ОСЗН в <адрес> с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. 15). В этот же день К.Е.Н. поставлена на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. 16).
19.06.2014 г. К.Е.Н. в ОСЗН в <адрес> подано заявление на предоставление в безвозмездное пользование кресла-коляски активного типа (л.д. 17). ОСЗН в <адрес> 20.06.2014 г. принято решение об обеспечении К.Е.Н. креслом-коляской активного типа (л.д. 18).
Далее, в связи с изготовлением 29.01.2015 г. новой ИПР К.Е.Н. 13.03.2015 г. повторно обратилась в ОСЗН в <адрес> с заявлением о выдаче кресла коляски активного типа: ширина сидения 40-42 см., глубина сидения 40 см., спинка регулируемая по высоте, подножка жесткая, рама складная (л.д. 21).
Несмотря на принятие 16.03.2015 г. решения об обеспечении К.Е.Н. техническими средствами реабилитации, в том числе креслом-коляской активного типа, она ими до настоящего времени не обеспечена (л.д. 23).
Принимая решение по настоящему делу суд, прежде всего, исходит из того, что истец К.Е.Н. как инвалид, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 2347-р, предоставление которых производится за счет средств федерального бюджета.
На момент вынесения решения по заявленному иску, истцу К.Е.Н. не выдана кресло-коляска активного типа, а также не предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение.
Доказательств обратного, стороной ответчика не представлено.
Таким образам, исковые требования прокурора <адрес> УР, действующего в интересах К.Е.Н., к Отделу социальной защиты населения в <адрес>, подлежат удовлетворению в полном объеме.
По мнению суда, довод ответчика и третьего лица на неполное финансирование из федерального бюджета средств для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации является необоснованным, поскольку недостаточность финансирования при наличии у гражданина права на обеспечение ТСР не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле отказались.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> УР удовлетворить в полном объеме.
Обязать Отдел социальной защиты населения в <адрес> предоставить К.Е.Н. кресло-коляску активного типа: ширина сидения 40-42 см., глубина сидения 40 см., спинка регулируемая по высоте, подножка жесткая, рама складная, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Отдел социальной защиты населения в <адрес> предоставить К.Е.Н. путевку на санаторно-курортное лечение в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 01 июня 2015 года.
Судья Мавлиев С.Ф.