Дело № 2-4956/22 за 2012 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2013 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чеглаковой И.В, при секретаре Бутенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа, Белянинову А. И. о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Иск заявлен по следующим основаниям. Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой было установлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном на территории Петрозаводского городского округа в районе <данные изъяты>. Размещение отходов осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в районе <адрес> предоставлен в аренду Белянинову А. И. в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ №. Прокурором указано, что анализ природоохранного законодательства свидетельствует о том, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки несет арендатор и Администрация Петрозаводского городского округа. Указывая на то, что наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, прокурор, реализуя предоставленные ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочия, обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и просил обязать ответчиков Администрацию Петрозаводского городского округа и Белянинова А.И. ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном на территории Петрозаводского городского округа в районе <адрес>.
Прокурор Миронова Д.Ю. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Администрация Петрозаводского городского округа представителя в суд не направила, в представленном отзыве указали, что с иском не согласны, так как Администрация Петрозаводского городского округа в данном споре является ненадлежащим ответчиком, поскольку свалка находится на земельной участке, переданном в аренду Белянинову А.И. В соответствии с договором аренды арендатор обязан осуществлять комплекс мероприятий по благоустройству и уборке земельного участка и прилегающей территории. Также указала, что законом №131-ФЗ установлена обязанность Администрации города по организации сбора, вывоза и утилизации отходов, а не ликвидация несанкционированной свалки. Доказательств нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду или же наличия непосредственного неблагоприятного воздействия на саму окружающую среду, требующего судебного вмешательства, прокурором не представлено.
Ответчик Белянинов А.И. в судебном заседании не присутствовал, извещен о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что на территории Петрозаводского городского округа на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном на территории Петрозаводского городского округа в районе <адрес>, находится несанкционированная свалка
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В силу статьи 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. Аналогичное положение содержится в ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Часть вторая указанной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Согласно п.1 ст.4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петросовета от 27.04.2010 № 26/41-813 (в редакции от 15.12.2011г. №27\07-114) (далее по тексту - Правила), организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов. В соответствии с ч.3 указанной статьи организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
Статья 6.1 Правил устанавливает, что не допускается несанкционированный сброс и складирование бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега, изделий, устройств, конструкций, приборов, потерявших потребительские качества.
Пунктом 2 ст.5 Правил предусмотрено, что организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков и прилегающих к ним территорий с учетом требований о размере территорий, установленных пунктами 9, 10, 13, 15, 16, 17 статьи 5, пунктом 6 статьи 21 настоящих Правил.
В соответствии с п. 17 ст.5 Правил уборку принадлежащих на праве собственности или ином праве организациям и физическим лицам земельных участков и прилегающей к ним тридцатиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий, строений, сооружений), если иное не предусмотрено настоящими Правилами, и подъездов к ним производят указанные организации и физические лица или уполномоченные ими лица.
Кроме того, согласно п.2 ст. 11 Правил сбор ТБО в контейнеры, переносные металлические мусоросборники, малые металлические емкости (далее - контейнеры) и КГО в бункеры-накопители осуществляют: в жилищном фонде - организации, осуществляющие управление многоквартирными домами; по остальным территориям - организации, которые осуществляют содержание данных территорий в соответствии с условиями заключенных договоров.
Судом установлено, что указанный земельный участок, имеющий кадастровый номер <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Администрацией Петрозаводского городского округа передан в аренду Белянинову А.И. на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 4.2.13 указанного договора установлена обязанность арендатора по осуществлению комплекса мероприятий по благоустройству и уборке земельного участка и прилегающей территории в соответствии со схематической картой уборки территории.
Анализ вышеприведенного законодательства, установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что ответственность за ликвидацию вышеуказанных несанкционированных свалок должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа и Белянинова А.И.
Доводы Администрации Петрозаводского городского округа о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, не состоятельны, поскольку Администрация Петрозаводского городского округа осуществляет функции по распоряжению указанным земельным участком, является арендодателем земельного участка.
Наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа и Белянинова А. И. ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном на территории Петрозаводского городского округа в районе <адрес>.
Взыскать с Белянинова А. И. в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде через Петрозаводский городской суд.
Судья И.В.Чеглакова
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
Изготовлено 01 июля 2013 года.