Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1291/2021 ~ М-1295/2021 от 26.07.2021

№ 2-1291/2021

                                                                                                                    УИД: 28RS0017-01-2021-002381-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2021 года                                                           г. Свободный

    Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,

с участием помощника Свободненского городского прокурора Чернецова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Кайковой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Свободненского городского прокурора к администрации Курганского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Сычевского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Нижнебузулинского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Желтояровского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Москвитинского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Свободненского района, отделу по управлению имуществом администрации Свободненского района об обязании поставить на учет осушительную систему,

у с т а н о в и л:

В Свободненский городской суд обратился с исковым заявлением Свободненский городской прокурор к администрации Курганского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Сычевского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Нижнебузулинского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Желтояровского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Москвитинского сельсовета Свободненского района Амурской области об обязании поставить на учет осушительную систему.

Данное требование мотивировал тем, что Свободненской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры области -- от -- проведена проверка наличии на территории ряда муниципальных образований бесхозяйных мелиоративных систем.

    В ходе проверки установлено, что на территории Курганского сельсовета расположены две осушительные системы (Рождественская, Выборочная). В целях устранения выявленных нарушений закона исполняющим обязанности Свободненского городского прокурора главе администрации Курганского сельсовета -- внесено представление.

Из ответа главы администрации Курганского сельсовета на данное представление следует, что вопреки требованиям ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, на учет в установленном порядке осушительные системы не поставлены, меры о признании права муниципальной собственности не приняты.

Также установлено, что на территории Сычевского сельсовета расположена Сычевская осушительная система. В целях устранения выявленных нарушений закона исполняющим обязанности Свободненского городского прокурора главе администрации Сычевского сельсовета -- внесено представление.

Из ответа главы администрации Сычевского сельсовета на данное представление следует, что вопреки требованиям ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, на учет в установленном порядке осушительная система не поставлена, меры о признании права муниципальной собственности не приняты.

Кроме этого установлено, что на территории Нижнебузулинского сельсовета расположены Кольцовская оросительная система и Ленинская осушительная система. В целях устранения выявленных нарушений закона исполняющим обязанности Свободненского городского прокурора главе администрации Нижнебузулинского сельсовета -- внесено представление.

Из ответа главы администрации Нижнебузулинского сельсовета на данное представление следует, что вопреки требованиям ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, на учет в установленном порядке оросительная и осушительная системы не поставлены, меры о признании права муниципальной собственности не приняты.

Также установлено, что на территории Желтояровского сельсовета расположена Желтояровская оросительная система и 4 осушительных системы (Сухоновский бугор, Гащинская, Комплексная, Заганская). В целях устранения выявленных нарушений закона исполняющим обязанности Свободненского городского прокурора главе администрации Желтояровского сельсовета -- внесено представление.

Из ответа главы администрации Желтояровского сельсовета на данное представление следует, что вопреки требованиям ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, оросительная и осушительные системы на учет в установленном порядке не поставлены, меры о признании права муниципальной собственности не приняты.

Кроме этого, установлено, что на территории Москвитинского сельсовета расположена Москвитинская осушительная система. В целях устранения выявленных нарушений закона исполняющим обязанности Свободненского городского прокурора главе администрации Москвитинского сельсовета -- внесено представление.

Из ответа главы администрации Москвитинского сельсовета на данное представление следует, что вопреки требованиям ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, осушительная система на учет в установленном порядке не поставлена, меры о признании права муниципальной собственности не приняты.

Таким образом, по мнению истца, непринятие администрациями Курганского, Сычевского, Нижнебузулинского, Желтояровского, Москвитинского сельсоветов, мер по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии данных объектов недвижимости на учёт свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, установленной п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

            Поскольку администрации Курганского, Сычевского, Нижнебузулинского, Желтояровского, Москвитинского сельсоветов, как органы местного самоуправления, наделены соответствующими полномочиями в случае установления бесхозяйности объекта, который может находиться в муниципальной собственности, то администрации сельсоветов должны инициировать процесс постановки его на учёт, с целью определения его дальнейшего собственника и до определения собственника обеспечить сохранность объекта.

    В связи с чем, Свободненский городской прокурор просит обязать администрацию Курганского сельсовета поставить на учет Рождественскую осушительную систему и Выборочную осушительную систему, обязать администрацию Сычевского сельсовета поставить на учет Сычевскую осушительную систему, обязать администрацию Нижнебузулинского сельсовета поставить на учет Кольцовскую оросительную систему и Ленинскую осушительную систему, обязать администрацию Желтояровского сельсовета поставить на учет Желтояровскую оросительную систему, Сухоновский бугор осушительную систему, Гащинскую осушительную систему, Комплексную осушительную систему, Заганскую осушительную систему, обязать администрацию Москвитинского сельсовета поставить на учет Москвитинскую осушительную систему, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    Определением Свободненского городского суда от -- администрация Свободненского района, отдел по управлению имуществом администрации Свободненского района привлечены в качестве соответчика.

Помощник Свободненского городского прокурора Чернецов В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель администрации Свободненского района Амурской области Павлова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Глава Сычевского сельсовета Свободненского района Амурской области Степанова Л.В., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Глава Курганского сельсовета Свободненского района Амурской области Клюквина А.С., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Администрация Нижнебузулинского сельсовета Свободненского района Амурской области, Администрация Желтояровского сельсовета Свободненского района Амурской области, Администрация Москвитинского сельсовета Свободненского района Амурской области, ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области», Министерство сельского хозяйства Амурской области, Отдел по управлению имуществом администрации Свободненского района, своевременно и надлежащим образом извещенные о месте, времени и дате судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; а также содействие в развитии сельскохозяйственного производства. К вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

На основании ст. 10 вышеуказанного Федерального закона мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В силу ст. 16 Федерального закона "О мелиорации земель" органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами могут осуществлять следующие полномочия в области мелиорации земель:

владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;

обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях;

координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель.

Согласно материалам дела, Свободненской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры области -- от -- проведена проверка наличии на территории ряда муниципальных образований бесхозяйных мелиоративных систем.

    В ходе проверки установлено, что на территории Курганского сельсовета расположены две осушительные системы (Рождественская, Выборочная), на территории Сычевского сельсовета расположена Сычевская осушительная система, на территории Нижнебузулинского сельсовета расположены Кольцовская оросительная система и Ленинская осушительная система, на территории Желтояровского сельсовета расположена Желтояровская оросительная система и 4 осушительных систем (Сухоновский бугор, Гащинская, Комплексная, Заганская), на территории Москвитинского сельсовета расположена Москвитинская осушительная система.

    В целях устранения выявленных нарушений закона исполняющим обязанности Свободненского городского прокурора главам администраций -- внесено представление.

Из ответов глав администрации Курганского сельсовета, Сычевского сельсовета, Нижнебузулинского сельсовета, Желтояровского сельсовета, Москвитинского сельсовета на данные представления следует, что на территориях сельсоветов осушительные и оросительные системы отсутствуют.

Прокурором не представлено сведений о правообладателях земельных участков, на которых расположены мелиоративные системы, а также не представлено сведений о том, кем используются данные мелиоративные системы и земельные участки, на которых они расположены.

В силу ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу ст. 225 Гражданского кодекса РФ объект недвижимости нельзя признать бесхозяйным лишь потому, что на него не зарегистрировано право собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на мелиоративные системы само по себе не может являться основанием для признания их бесхозяйными.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона "О мелиорации земель", граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено сведений о земельных участках, на которых расположены осушительные и оросительные системы, а также доказательств того, что мелиоративные системы и земельные участки с расположенными на нем системами никем не используются.

При таких обстоятельствах суд не может прийти к выводу о том, что осушительные и оросительные системы являются бесхозяйным недвижимым имуществом.

В силу ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Статьей 135 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Согласно ответам глав администрации Курганского сельсовета, Сычевского сельсовета, Нижнебузулинского сельсовета, Желтояровского сельсовета, Москвитинского сельсовета осушительные и оросительные системы предназначены для обеспечения сельскохозяйственного использования земель, часть мелиоративных систем заброшены, часть земель находятся в частной собственности.

Согласно закрепленному в п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Исходя из понятия мелиоративных систем, данного в Федеральном законе "О мелиорации земель", мелиоративные системы созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса РФ должны следовать судьбе этого земельного участка.

В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016, в случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.

Из ответов глав администрации Курганского сельсовета, Сычевского сельсовета, Нижнебузулинского сельсовета, Желтояровского сельсовета, Москвитинского сельсовета усматривается, что мелиоративные системы, расположенные в Свободненском районе, находятся на земельных участках бывших совхозов. Мелиоративные системы обеспечивают функционирование мелиорированных земель и являются составной частью земельных участков.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что осушительные и оросительные системы не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должны следовать судьбе этого земельного участка, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

        В удовлетворении исковых требований Свободненского городского прокурора к администрации Курганского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Сычевского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Нижнебузулинского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Желтояровского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Москвитинского сельсовета Свободненского района Амурской области, администрации Свободненского района, отделу по управлению имуществом администрации Свободненского района об обязании поставить на учет осушительную систему, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 01 октября 2021 года.

Судья Свободненского городского суда                  Н.В. Гордельянова

2-1291/2021 ~ М-1295/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Свободненский городской прокурор
Ответчики
Администрация Москвитинского сельсовета Свободненского района Амурской области
Администрация Курганского сельсовета Свободненского района Амурской области
Администрация Желтояровского сельсовета Свободненского района Амурской области
Администрация Свободненского района
Отдел по Управлению имуществом администрации Свободненского района
Администрация Нижнебузулинского сельсовета Свободненского района Амурской области
Администрация Сычевского сельсовета Свободненского района Амурской области
Другие
Министерство сельского хозяйства Амурской области
ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Гордельянова Н.В.
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
26.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2021Передача материалов судье
27.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее