Дело № 2-14/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Соликамск 13 января 2020 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пантилеевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ушаковой М.С.,
с участием истцов Плетневой Е.Г., Плетнева А.Н.,
представителя ответчиков Тонких О.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плетневой Екатерины Геннадьевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО10 к Администрации Соликамского городского округа, Управлению культуры администрации Соликамского городского округа о восстановлении прав и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Соликамского городского округа, Управлению культуры администрации Соликамского городского округа о восстановлении прав и возложении обязанности. В обоснование исковых требований истцы указывают, что в <дата> года семью истцов признали нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставили в очередь как молодую семью на получение выплаты 35% от рыночной стоимости жилья. <дата> семью истцов, состоящую из 4 человек, сняли с очереди на 35 % по подпрограмме «Молодая семья», поскольку <дата> Плетневу А.Н. исполнилось 36 лет и поставили в очередь на подпрограмму 10%. Считает решение неправомерным, поскольку когда семья истцов была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, семья истцов соответствовала возрасту по закону на 2013 год. Просят признать их семью, состоящую из 4 человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать Управление культуры администрации Соликамского городского округа восстановить в очереди на получение выплаты 35% от рыночной стоимости жилья.
Истец Плетнева Е.Г. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Плетнев А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации Соликамского городского округа Тонких О.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Управления культуры администрации Соликамского городского округа Ершова О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать, а также ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Спорные правоотношения сторон регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050.
Согласно Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710, от 30.01.2019 N 62)
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Управление культуры администрации Соликамского городского округа осуществляет реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе».
Судом установлено, что <дата> в Управление культуры администрации города Соликамска подано заявление от семьи Плетневых, в составе из 3 человек, о включении в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы, в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
На основании п.п.1.3.2 постановления администрации города Соликамска от 25.02.2011 года №249-па «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем многодетных семей в Соликамском городском округе на 2011-2015 годы» семья Плетневой Е.Г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом 3 человек: Плетнев А.Н. – муж, ФИО3 – дочь.
<дата> Семья Плетнева А.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека: Плетнева Е.Г. – жена, ФИО3 – дочь, ФИО4 – сын.
Решением Управлением культуры г.Соликамска от 08.05.2019 года №016-17-10б-271 семья Плетнева А.Н. исключена из списка на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья, поскольку возраст участника программы Плетнева А.Н. превысил 35 лет (включительно).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 19 октября 2010 года № 1333-О-О, от 14 июля 2011 года № 988-О-О, от 16 июля 2013 года №N 1195-О, от 29 января 2015 года № 122-О и др.).
Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В названных Правилах закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определены условия возникновения, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт «а» пункта 6 Правил). Такое регулирование, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О и от 15.01.2015 года № 3-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Возможность приобретения семьей истцов субъективного права на получение данной социальной выплаты как участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, <дата> году истцу Плетневу А.Н. исполнилось 36 лет, то есть истец достиг предельного возраста, установленного для участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», в связи с чем перестал совместно с членами своей семьи относиться к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств.
Основаниями для внесения изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, является, в том числе достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи до момента формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Кроме того, само по себе формальное восстановление семьи истцов в списках участников подпрограммы не приведет к восстановлению права на получение социальной выплаты, поскольку данное право подлежит фактической реализации только после включения лиц в список претендентов на получение социальной выплаты. При этом на момент утверждения списка претендентов лица, включенные в сводный списков участников подпрограммы, также подлежат проверке на соответствие критериям, предъявляемым к участникам подпрограммы, включая соответствие их предельному возрасту.
Орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, в том числе путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в этот список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителей в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Довод истцов о том, что орган местного самоуправления неправомерно исключил семью истцов из списка молодых семей - участников подпрограммы, так как на момент признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (2013 год) и первоначального включения в число участников подпрограммы семья Плетнев А.Н. соответствовала ее условиям, в том числе, по возрасту, основан на ошибочном толковании норма материального права, регулирующих спорные правоотношения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцами исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Плетневой Екатерины Геннадьевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО2, к Администрации Соликамского городского округа, Управлению культуры администрации Соликамского городского округа о восстановлении прав и возложении обязанности – оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме 20.01.2020 года.
Судья Е.В. Пантилеева