63RS0№-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2022 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Космынцевой Г.В.,
при секретаре Дюкиной А.М.,
с участием помощника прокурора Телегина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Токаревой Т. И., Токареву В. И., Токаревой М. В. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа жилого помещения и по встречному исковому заявлению Токаревой Т. И. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с иском к ответчикам об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, указав, что распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литеры А.а,а1, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу <адрес>, утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы <адрес> "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковыми до ДД.ММ.ГГГГ" до 2025 года». Финансирование Программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформирования жилищно - коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>. Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение изъять для муниципальных нужд земельный находящийся по адресу: <адрес>, литеры А.а,а1, площадью 175 кв.м., и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей. В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы: Токарева Т. И., Токарев И. А., Токарев В. И., Токарева М. В.. Согласно выписке из ЕГРН, Токарева Т. И. является собственником квартиры на основании договора дарения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 512 654 рубля.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Департамент управления имуществом г.о.Самара просил суд изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выкупа у Токаревой Т. И., в том числе стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, за 512 654 рублей. Прекратить право собственности Токаревой Т. И., на помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Ленинский <адрес>. После выплаты денежной компенсации Токаревой Т. И., прекратить право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу <адрес>, имеющий кадастровый №, за муниципальным образованием городской округ Самара. Снять с регистрационного учета Токареву Т. И., Токарева А., Токарева В. И., Токареву М. В. по адресу: <адрес>.
Токарева Т.И. обратилась со встречным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что Токарева Т.И. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с ней зарегистрированы: Токарев И.А., Токарев В.И., Токарева М.В. Указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Уведомление о проект соглашения о предоставлении другого помещения взамен изымаемого она не получала. Полагает, что имеет право на предоставление жилого помещения, в связи со сносом дома, признанного аварийным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Токарев Т.И. просила обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить ей жилое помещение взамен изымаемого.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности Геворгян О.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, в удовлетворении встречных требований просила отказать.
Представитель ответчиков по доверенности Комиссаров А.Н. возражал против требований Департамента управления имуществом г.о.Самара, указав, что ответчики имеют право на предоставление жилого помещения, встречные требования поддержал в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, заключение помощника прокурора, полагавшего иск Департамента не подлежащим удовлетворению, а встречные исковые требования Токаревой Т.И. подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Токарева Т.И. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения площадью по адресу: <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.34-35).
Ранее собственником помещения являлся Токарев И.А. на основании договора передачи квартир в собственность граждан (в порядке приватизации) № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.33).
Согласно справке МП г.о.Самара «ЕИРЦ» в указанной квартире зарегистрированы: Токарева Т.И. с ДД.ММ.ГГГГ, Токарев И.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Токарев В.И. с ДД.ММ.ГГГГ, Токарева М.В. с ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.28).
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литеры № признан аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д.7).
Указанный дом включен в государственную программу <адрес>, утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы <адрес> "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковыми до ДД.ММ.ГГГГ" до 2025 года» (т.1 л.д.13).
Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>.
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, литеры № и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей (т.1 л.д.14-17).
В связи с изъятием земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, литеры №, для муниципальных нужд, собственнику жилого помещения – Токаревой Т.И. было направлено уведомление и соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд (т.1 л.д.18-26).
Однако ответчики не выразили желание на заключение данного соглашения.
Согласно отчету об оценке, выполненному ООО «Финекс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 512654 рублей (т.1 л.д.100-142).
В ходе рассмотрения дела, по ходатайству ответчиков по делу была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению экспертов ООО «Констант-Левел», рыночная стоимость жилого помещения, общей площадью 17,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, литер №, <адрес>, кадастровый (или условный) №, с учетом правил, установленных частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, составляет по состоянию на дату проведения экспертизы 799 118,36 рублей. Рыночная стоимость доли земельного участка, приходящегося на изымаемое жилое помещение в доме по адресу: <адрес>, литер №, с учетом правил, установленных частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ составляет по состоянию дату проведения оценки 219 499,31 рублей. Убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, (с учетом правил, установленных частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ) составляют на дату исследования: 94 440,00 рублей.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальном образованиям на переселение граждан.
В пункте 3 статьи 2 указанного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных для обеспечения его жилищных прав.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2012 г., утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (ответ на вопрос N 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из указанных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Таким образом, по общему правилу, при изъятии жилого помещения у собственника в связи с признанием жилого дома, в котором оно находится, аварийным и подлежащим сносу ему должно быть выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в денежной форме. В случае включения многоквартирного жилого дома в адресную программу переселения собственнику изымаемого жилого помещения предоставляется право выбора способа обеспечения его жилищных прав: получение возмещения в денежной форме или предоставление жилого помещения в собственность взамен изымаемого.
Следовательно, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Токаревой Т.И. выбран способ реализации своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения, взамен изымаемого в рамках региональной адресной программы переселения.
Установлено, что жилой дом, в котором находится принадлежащее Токаревой Т.И. на праве собственности и изымаемое у нее жилое помещение, включен в этап региональной адресной программы переселения со сроком до 2025 года, при этом ей не было предложено равнозначное жилое помещение, от переселения в которое она бы отказалась. Возможность реализации способа переселения, избранного гражданином, в установленные региональной адресной программой переселения сроки не утрачена.
Материалами дела подтверждено, что проживание в аварийном жилом помещении является опасным, создает угрозу жизни и здоровья собственника, в силу приведенных выше норм закона, Токарева Т.И. имеет право на предоставление иного благоустроенного помещения. Доказательств возможности восстановления и реконструкции жилого помещения не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Департамента управления имуществом г.о.Самара и удовлетворении встречных исковых требований Токаревой Т.И.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -196 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Токаревой Т. И., Токареву В. И., Токаревой М. В. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа жилого помещения – отказать.
Встречные исковые требования Токаревой Т. И. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Токаревой Т. И. в собственность взамен ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, расположенное в черте городского округа Самара.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Г.В.Космынцева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.