дело № 2-479/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.им.Бабушкина 04 августа 2017 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Голодовой Е.В.,
при секретаре Долговской М.В.,
с участием помощника прокурора района Макаровой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дерягина В.Р. к Жирохову А.В. о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Дерягин В.Р. обратился в суд с иском к Жирохову А.В. о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что приговором мирового судьи ... по судебному участку № от "___" __ 20__ он был оправдан по предъявленному Жироховым А.В. частному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ... УК РФ (...) за отсутствием в его действиях состава преступления. Ссылаясь на перенесенные нравственные страдания, ухудшение состояния здоровья, Дерягин А.В. просил суд взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
В судебном заседании истец Дерягин В.Р. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в заявлении. В судебном заседании "___" __ 20__ пояснил, что подача Жироховым А.В. мировому судье заявления о привлечении его к ответственности была направлена с целью причинения ему вреда. Указал, что в ... годах он обращался в ОМВД России по ..., прокуратуру района по поводу непринятия мер к Жирохову А.В.
Ответчик Жирохов А.В. в судебное заседание не явился, судом извещался надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. Конверт возвращен с отметкой «истек срок хранения». При указанных обстоятельствах суд признает ответчика надлежащим образом извещенным о дате и времени слушания по делу. В материалах дела имеется заявление, в котором Жирохов А.В. ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в возражениях, представленных суду, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.
Согласно части 2 данной статьи уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой, 116.1 и 128.1 частью первой Уголовного кодекса РФ, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции - до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.
Частью 1 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса РФ установлено право на реабилитацию, которое включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
На основании пункта 1 части 2 данной статьи право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» право на реабилитацию при постановлении оправдательного приговора либо прекращении уголовного дела по основаниям, указанным в части 2 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, имеют лица не только по делам публичного и частно-публичного обвинения, но и по делам частного обвинения.
Частью 2 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусмотрено, что иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в том числе в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности.
Однако положения данной статьи подлежат применению в системном толковании с положениями статей 151, 1064, 1070 и 1099 этого же Кодекса, которые устанавливают общий принцип наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред только при наличии вины причинителя, исключения из которого при строго определенных случаях должны быть прямо закреплены в законе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть при наличии вины причинителя.
Согласно конституционно-правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 2 июля 2013 года № 1059-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Беляевой Т. И. на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 части второй статьи 381 и статьей 391.11 Гражданского процессуального кодекса РФ», обращение к мировому судье с заявлением о привлечении лица к уголовной ответственности в порядке частного обвинения само по себе не может быть признано незаконным лишь на том основании, что в ходе судебного разбирательства предъявленное обвинение не нашло своего подтверждения. В противном случае ставилось бы под сомнение конституционное право каждого на судебную защиту, выступающее, гарантией всех других прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на защиту своей чести и доброго имени, гарантированного статьей 23 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного при разрешении вопроса о вине частного обвинителя в причинении морального вреда следует исходить из того, что сам по себе факт вынесения в отношении подсудимого оправдательного приговора по делу частного обвинения не предрешает вопроса о вине частного обвинителя.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с конституционно-правовой позицией, изложенной в указанном выше Определении от 2 июля 2013 года № 1059-О, истолкование статьи 1064 Гражданского кодекса РФ в системе действующего правового регулирования предполагает возможность полного либо частичного возмещения частным обвинителем вреда в зависимости от фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о добросовестном заблуждении или же, напротив, о злонамеренности, имевшей место в его действиях, а также с учетом требований разумной достаточности и справедливости.
Как следует из материалов дела, приговором мирового судьи ... по судебному участку № от "___" __ 20__ Дерягин В.Р. оправдан по предъявленному Жироховым А.В. частному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ... Уголовного кодекса РФ (...), по пункту 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ за отсутствием в его действиях состава преступления. Приговор не обжалован, вступил в законную силу "___" __ 20__.
Согласно возражениям ответчика, основанием направления заявления о привлечении к уголовной ответственности послужили обращения Дерягина В.Р. в ОМВД России по ... о том, что Жирохов А.В. управлял транспортным средством, будучи лишенным права управления транспортными средствами. Обращение с указанным заявлением вызвано намерением защитить свои права, цели причинения вреда Дерягину В.Р. не преследовало.
В судебном заседании установлено, что в ... годах имело место ... обращения Дерягина В.Р. в органы внутренних дел по факту управления Жироховым А.В. транспортными средствами ("___" __ 20__, "___" __ 20__, "___" __ 20__).
Материалы проверки по обращениям Дерягина В.Р. от "___" __ 20__, от "___" __ 20__ списаны в номенклатурное дело, по обращению от "___" __ 20__ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч.1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (отсутствие в действиях Жирохова А.В. состава преступления, предусмотренного ст.... УК РФ).
Кроме того, по обращению Дерягина В.Р. от "___" __ 20__ о привлечении Жирохова А.В. к уголовной ответственности по ст. ... УК РФ "___" __ 20__ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч.1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (отсутствие в действиях Жирохова А.В. состава преступления, предусмотренного ст.... УК РФ).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что обращаясь в суд с заявлением о привлечении к уголовной ответственности истца в порядке частного обвинения, ответчик использовал способ защиты, предусмотренный Конституцией Российской Федерации и уголовно-процессуальным законодательством, не имея при этом цели намеренно причинить вред истцу, а обстоятельств, свидетельствующих о злоупотреблении частным обвинителем предусмотренных ст. 22 Уголовно-процессуального кодекса РФ правом на обращение к судье в порядке частного обвинения, не установлено.
Доказательств тому, что обращение Жирохова А.В. в суд с заявлением о привлечении Дерягина В.Р. к уголовной ответственности по ... УК РФ носило цель не защиту нарушенного права, а было направлено исключительно только на причинение вреда, не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для удовлетворения исковых требований Дерягина В.Р. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "___" __ 20__.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░