Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
4 февраля 2019 г. <адрес>
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Ганжа Л.В.
при секретаре Михайлюк О.В.
с участием истца Дьяконова А.А.
представителя ответчика Антипиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Дьяконова <данные изъяты> к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с 2008 года фактически проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, г. Шилка, ул. Трудовая, д. 2, кв.1. В настоящее время имеет регистрацию по месту жительства по другому адресу. Жилого помещения по месту регистрации фактически не существует.
15.10.2018 года решением Шилкинского районного суда установлен юридический факт того, что он фактически проживает по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, г. Шилка, ул. Трудовая, д. 2, кв.1.
В июле 2018 года на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края произошло наводнение, в результате чего, жилое помещение по адресу: г. Шилка, ул. Трудовая, д. 2, кв.1 оказалось в зоне затопления.
В результате возникшей чрезвычайной ситуации дом был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу.
Администрация городского поселения «Шилкинское» отказала ему во включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на вышеназванное жилое помещение, а также то, что истец зарегистрирован по другому адресу.
С решением администрации он не согласен, так как фактически проживал по адресу: г. Шилка, ул. Трудовая, д. 2, кв.1, что установлено решением суда от 15 октября 2018 года. Жилого помещения по месту регистрации не существует.
Просит суд установить факт постоянного проживания истца по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, г. Шилка, ул. Трудовая, д. 2, кв.1, для получения жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.
Признать за истцом право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.
Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края включить истца в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.
В судебном заседании истец Дьяконов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнений не имеет.
Представитель истца Шкут Н.А. исковые требования поддержала и суду пояснила, что истец приходится ей братом. С 2000 года брат проживает по ул. Трудовая, д. 2 кв.1. Жилое помещение по устной договоренности приобретено у Бабенко М.А. и ранее принадлежало ее матери, которая умерла.
Представитель ответчика Администрации городского поселения «Шилкинское» Антипина Н.В. исковые требования не признала и суду пояснила, что у истца отсутствуют правоустанавливающие документы на жилое помещение и нет регистрации по месту жительства.
Свидетели Бабенко М.П. и Тимофеева Л.Ю. каждая в отдельности подтвердили суду факт проживания истца Дьяконова А.А. на момент наводнения по улице Трудовая, д. 2, кв.1 г. Шилка.
Свидетель Бабенко М.П. суду дополнительно пояснила, что ранее квартира принадлежала ее матери и она по устной договоренности продала квартиру Дьяконову А.А. и его матери.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, принятие решения оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, где указал, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку бюджетные ассигнования на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации выделяются из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Представитель ответчика Правительства Забайкальского края, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что является ненадлежащим ответчиком, просит суд в удовлетворении иска к Правительству Забайкальского края отказать за необоснованностью.
Представитель ответчиков ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, МЧС России, Правительства РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. В отзыве указал, что у истца отсутствует постоянная регистрация по месту жительства утраченного жилого помещения, а также отсутствуют правоустанавливающие документы на пострадавшее жилое помещение, расположенное по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Трудовая, д. 2, кв.1.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, где указал, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, представил отзыв, где в удовлетворении исковых требований просил отказать по следующим основаниям. Истец имеет регистрацию по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Забелина, д.22, кв.4. Сведения (документы) о том в чьей собственности находится указанное жилое помещение, в материалах дела отсутствуют. Истец не заключал договор социального найма с администрацией городского поселения «Шилкинское» на квартиру по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Трудовая, д.2, кв.1. Истец не является собственником или сособственником вышеуказанного жилого помещения. Правовые основания для получения государственного жилищного сертификата у истца отсутствуют.
Министерство финансов Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, возражений по иску не предоставил.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав истца, представителя истца и ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (далее Постановление №561).
В пункте 1 Постановления № 561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления № 561 государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995) для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) указано, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:
-постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
-регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
-утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии с главой 4 п. б Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма).
После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561.
Судом установлено, что 8 июля 2018 года на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края произошло наводнение, вызванное проливными дождями на территории Забайкальского края.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 года №45 с 9 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года № 299 на территории муниципального района «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Из постановления Администрации ГП «Шилкинское» от 27.07.2018 года следует, что жилой дом по адресу: г. Шилка, ул. Трудовая, д. 2, кв.1 находился в зоне затопления в июле 2018 года.
Постановлением администрации муниципального района «Шилкинский район» от 9 июля 2018 года № 293А создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального района «Шилкинский район».
Заключением межведомственной комиссии от 20 августа 2018 года №159 жилой дом, расположенный по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, г. Шилка, ул. Трудовая, д. 2, кв.1 признан непригодным для проживания, не подлежащим ремонту в результате произошедшей чрезвычайной ситуации в связи с подъемом уровня реки Кия на территории городского поселения «Шилкинское».
Согласно справке Администрации городского поселения «Шилкинское» от 1 октября 2018 года, истец не включен в список на получение государственного жилищного сертификата в связи с тем, что зарегистрирован по адресу Забайкальский край, г. Шилка, ул. Забелина, 22, кв.4 и у него отсутствуют правоустанавливающие документы на жилое помещение.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности, квартира № 4 дома № 22 по улице Забелина г. Шилка в реестре муниципальной собственности не числится.
Из сведений о регистрации Дьяконов А.А. по адресу: г. Шилка, ул. Забелина, 22 кв. 4 зарегистрирован 6 декабря 2005 года.
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 4 октября 2018 года установлен факт постоянного проживания истца по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Трудовая, д. 2, кв.1, для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Таким образом, Дьяконов А.А. на момент наводнения 8 июля 2018 года был зарегистрирован в жилом помещении, по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Забелина, д. 22, кв.4.
Жилое помещение по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Трудовая, д.2, кв.1 в собственности истца не находится, договор социального найма отсутствует, правоустанавливающих документов нет, факт постоянного проживания установлен судом для получения истцом компенсаций за утраченное имущество
С учетом изложенного суд приходит к выводу в том, что у истца отсутствуют правовые основания для получения государственного жилищного сертификата.
Руководствуясь ст. ст.194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дьяконова <данные изъяты> к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2019 года.
Председательствующий Ганжа Л.В.
Решение не вступило в законную силу
Подлинник документа подшит в материалы гражданского дела № Шилкинского районного суда <адрес>.