Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3135/2018 ~ М-2268/2018 от 16.05.2018

Дело №2а-3135/18                                                                                                                  Строка 3.023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.08.2018 г.                                                                                                                                 г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: представителя административного истца по ордеру от 13.06.2018 года Яковенко О.И., представителя административного ответчика по доверенности от 31.10.2017 года Никитинской М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Азаровой Элеоноры Сергеевны к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Азарова Э.С. обратилась в суд с административным иском к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители умерли, распоряжением управы Ленинского района городского округа город Воронеж от 11.09.2006 года истцу назначен опекун.

Согласно приватизации жилого помещения в коммунальной квартире по договору №233206 от 28.03.2011 г., истцу принадлежит ? доля из имущества: 3-х жилых комнат под общей площадью 33 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Заключением департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 28.09.2017 года установлен факт невозможности проживания в данных жилых помещениях.

Административный истец указывает, что на основании ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она жилой площадью не обеспечивалась.

09 октября 2017 года административный истец обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения и на основании приказа департамента социальной защиты Воронежской области №2119/ОД от 24.10.2017 года истец была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области с составом семьи 2 человека (истец и ее сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).

Приказом №675/ОД от 09.04.2018 года департамент социальной защиты Воронежской области снял Азарову Э.С. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области. Мотивом снятия с учета послужило то, что договором социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда №019488 от 18.06.2010 истец на момент совершеннолетия и по достижении возраста 23 лет была обеспечена жилой площадью.

Административный истец указывает, что данное решение принято с нарушением закона и нарушает ее права и законные интересы. На момент постановки на учет административным истцом были предоставлены все необходимые документы, было также учтено, что истец является собственником ? доли жилого помещения по адресу: <адрес> и то обстоятельство, что данное жилое помещение признано непригодным для проживания 28.09.2017 года решением департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Административный истец указывает, что ранее не могла встать на учет в связи с окончанием среднего образования в школе до 2008 года, обучением в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж» на очной форме обучения до 2012 года, далее истец обучалась в Федеральном государственной бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» г.Воронеж на очной форме обучения до 2016 года. После окончания обучения не смогла встать на очередь в связи с состоянием здоровья, так как была беременна и плохо переносила беременность, после рождения сына истец не смогла встать на учет, так как является матерью одиночкой.

В связи с этим административный истец обратилась в суд и просит: признать приказ №675/ОД от 09.04.2018 года департамента социальной защиты Воронежской области «О снятии Азаровой Э.С. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области» незаконным и обязать отменить его; возложить на департамент социальной защиты Воронежской области обязанность восстановить Азарову Элеонору Сергеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 2 человека (она, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на учете детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях с первоначальной даты постановки с 09.10.2017 года.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, направила в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного истца по ордеру Яковенко О.И. в судебном заседании требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика по доверенности Никитинская М.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в их удовлетворении отказать.

            Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 16.05.2018 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого приказа №675/ОД от 09.04.2018 года.

            Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

            С учетом изложенного, суд в рамках настоящего дела оценивает законность оснований, указанных в оспариваемом приказе о снятии истца с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещений.

             Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

             На основании ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

             Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности по достижении совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

            Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение, а не с наступлением очереди.

В ч. 9 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ закреплено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями."

При этом, предоставление вне очереди жилого помещения в соответствии с указанными нормами закона носит заявительный характер и подлежит реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 09.10.2017 года Азарова Элеонора Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о принятии на жилищный учет по категории: «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигшие возраста 23 лет».

Приказом департамента социальной защиты Воронежской области №2119/ОД от 24.10.2017 года Азарова Элеонора Сергеевна, зарегистрированная по адресу: <адрес> принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения с составом семьи 2 человека (она, сын ФИО3) с 09 октября 2017 года.

Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по запросу 20.03.2018 года направлены в департамент социальной защиты Воронежской области заверенные копии договора социального найма и договора на передачу жилого помещения в собственность в порядке приватизации, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно договору социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда №019488 от 18.06.2010 года управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж, действующее от имени собственника помещения муниципального образования городской округ город Воронеж передало нанимателю ФИО4 и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: Азарова Элеонора Сергеевна (сестра).

На основании договора №233206 от 28 марта 2011 года ФИО4 и Азарова Элеонора Сергеевна приобрели право собственности (по ? доли каждый) в порядке приватизации на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>.

Приказом департамента социальной защиты Воронежской области №675/ОД от 09.04.2018 года Азарова Элеонора Сергеевна снята с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что на момент совершеннолетия и по достижении ею возраста 23 лет она была обеспечена жилой площадью на основании договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч.1 ст.21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Воронежской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные положения содержит и ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ч.2 ст.21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по норме предоставления не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения в соответствии с Законом Воронежской области от 9 октября 2007 года N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма".

В силу п.3 ч.8 ст.21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежское области, отказывает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, в принятии на учет, если ранее лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставлялось жилое помещение по договору социального найма.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 18.06.2010 года Азаровой Элеоноре Сергеевне, как члену семьи нанимателя ФИО4, было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда №019488.

28 марта 2011 года ФИО4 и Азарова Элеонора Сергеевна приобрели право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> (по ? доли каждый) на основании договора №233206.

Таким образом, истец Азарова Э.С. реализовала свое право на получение жилого помещения по договору социального найма в 2010 году, поскольку благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно (ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, ч.ч.1,2 ст.21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ).

Следовательно, приказ департамента социальной защиты Воронежской области №675/ОД от 09.04.2018 года является законным и обоснованным и принят с учетом действующих норм права, поскольку истец в возрасте 18 лет истец была обеспечена жилым помещением по договору социального найма, а в последующем реализовала свое право на приватизацию данного жилого помещения.

При этом, заключение департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 28.09.2017 года об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> было принято после реализации истцом своего права на приватизацию, предоставленного по договору социального найма жилого помещения.

Кроме того, в силу норм указанного Закона N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

В данном же случае административный истец, как это установлено материалами дела, обратилась с заявлением о постановке на учет только в октябре 2017 года, т.е. в возрасте 25 лет, ранее с таким заявлением она не обращалась, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состояла. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

23 года административному истцу исполнилось в феврале 2015 года. Более того, в возрасте 18 лет административный истец была обеспечена жилым помещением по договору социального найма, расположенным по адресу: <адрес>. А принадлежащее ей жилое помещение было признано не пригодным для проживания после достижения ей 25 лет, что подтверждается заключением департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 28.09.2017 года.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Азаровой Элеоноры Сергеевны о признании незаконным и отмене приказа департамента №675/ОД от 09.04.2018 года департамента социальной защиты Воронежской области «О снятии Азаровой Э.С. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области», возложении обязанности восстановить Азарову Элеонору Сергеевну, ДД.ММ.ГГГГ г.р. составом семьи 2 человека (она, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на учете детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях с первоначальной постановки с 09.10.2017 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                        К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.08.2018 года

Дело №2а-3135/18                                                                                                                  Строка 3.023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.08.2018 г.                                                                                                                                 г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: представителя административного истца по ордеру от 13.06.2018 года Яковенко О.И., представителя административного ответчика по доверенности от 31.10.2017 года Никитинской М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Азаровой Элеоноры Сергеевны к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Азарова Э.С. обратилась в суд с административным иском к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители умерли, распоряжением управы Ленинского района городского округа город Воронеж от 11.09.2006 года истцу назначен опекун.

Согласно приватизации жилого помещения в коммунальной квартире по договору №233206 от 28.03.2011 г., истцу принадлежит ? доля из имущества: 3-х жилых комнат под общей площадью 33 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Заключением департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 28.09.2017 года установлен факт невозможности проживания в данных жилых помещениях.

Административный истец указывает, что на основании ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она жилой площадью не обеспечивалась.

09 октября 2017 года административный истец обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения и на основании приказа департамента социальной защиты Воронежской области №2119/ОД от 24.10.2017 года истец была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области с составом семьи 2 человека (истец и ее сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).

Приказом №675/ОД от 09.04.2018 года департамент социальной защиты Воронежской области снял Азарову Э.С. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области. Мотивом снятия с учета послужило то, что договором социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда №019488 от 18.06.2010 истец на момент совершеннолетия и по достижении возраста 23 лет была обеспечена жилой площадью.

Административный истец указывает, что данное решение принято с нарушением закона и нарушает ее права и законные интересы. На момент постановки на учет административным истцом были предоставлены все необходимые документы, было также учтено, что истец является собственником ? доли жилого помещения по адресу: <адрес> и то обстоятельство, что данное жилое помещение признано непригодным для проживания 28.09.2017 года решением департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Административный истец указывает, что ранее не могла встать на учет в связи с окончанием среднего образования в школе до 2008 года, обучением в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж» на очной форме обучения до 2012 года, далее истец обучалась в Федеральном государственной бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» г.Воронеж на очной форме обучения до 2016 года. После окончания обучения не смогла встать на очередь в связи с состоянием здоровья, так как была беременна и плохо переносила беременность, после рождения сына истец не смогла встать на учет, так как является матерью одиночкой.

В связи с этим административный истец обратилась в суд и просит: признать приказ №675/ОД от 09.04.2018 года департамента социальной защиты Воронежской области «О снятии Азаровой Э.С. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области» незаконным и обязать отменить его; возложить на департамент социальной защиты Воронежской области обязанность восстановить Азарову Элеонору Сергеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 2 человека (она, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на учете детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях с первоначальной даты постановки с 09.10.2017 года.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, направила в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного истца по ордеру Яковенко О.И. в судебном заседании требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика по доверенности Никитинская М.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в их удовлетворении отказать.

            Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 16.05.2018 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого приказа №675/ОД от 09.04.2018 года.

            Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

            С учетом изложенного, суд в рамках настоящего дела оценивает законность оснований, указанных в оспариваемом приказе о снятии истца с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещений.

             Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

             На основании ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

             Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности по достижении совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

            Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение, а не с наступлением очереди.

В ч. 9 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ закреплено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями."

При этом, предоставление вне очереди жилого помещения в соответствии с указанными нормами закона носит заявительный характер и подлежит реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 09.10.2017 года Азарова Элеонора Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о принятии на жилищный учет по категории: «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигшие возраста 23 лет».

Приказом департамента социальной защиты Воронежской области №2119/ОД от 24.10.2017 года Азарова Элеонора Сергеевна, зарегистрированная по адресу: <адрес> принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения с составом семьи 2 человека (она, сын ФИО3) с 09 октября 2017 года.

Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по запросу 20.03.2018 года направлены в департамент социальной защиты Воронежской области заверенные копии договора социального найма и договора на передачу жилого помещения в собственность в порядке приватизации, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно договору социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда №019488 от 18.06.2010 года управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж, действующее от имени собственника помещения муниципального образования городской округ город Воронеж передало нанимателю ФИО4 и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: Азарова Элеонора Сергеевна (сестра).

На основании договора №233206 от 28 марта 2011 года ФИО4 и Азарова Элеонора Сергеевна приобрели право собственности (по ? доли каждый) в порядке приватизации на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>.

Приказом департамента социальной защиты Воронежской области №675/ОД от 09.04.2018 года Азарова Элеонора Сергеевна снята с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что на момент совершеннолетия и по достижении ею возраста 23 лет она была обеспечена жилой площадью на основании договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч.1 ст.21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Воронежской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные положения содержит и ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ч.2 ст.21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по норме предоставления не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения в соответствии с Законом Воронежской области от 9 октября 2007 года N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма".

В силу п.3 ч.8 ст.21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежское области, отказывает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, в принятии на учет, если ранее лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставлялось жилое помещение по договору социального найма.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 18.06.2010 года Азаровой Элеоноре Сергеевне, как члену семьи нанимателя ФИО4, было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда №019488.

28 марта 2011 года ФИО4 и Азарова Элеонора Сергеевна приобрели право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> (по ? доли каждый) на основании договора №233206.

Таким образом, истец Азарова Э.С. реализовала свое право на получение жилого помещения по договору социального найма в 2010 году, поскольку благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно (ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, ч.ч.1,2 ст.21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ).

Следовательно, приказ департамента социальной защиты Воронежской области №675/ОД от 09.04.2018 года является законным и обоснованным и принят с учетом действующих норм права, поскольку истец в возрасте 18 лет истец была обеспечена жилым помещением по договору социального найма, а в последующем реализовала свое право на приватизацию данного жилого помещения.

При этом, заключение департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 28.09.2017 года об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> было принято после реализации истцом своего права на приватизацию, предоставленного по договору социального найма жилого помещения.

Кроме того, в силу норм указанного Закона N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

В данном же случае административный истец, как это установлено материалами дела, обратилась с заявлением о постановке на учет только в октябре 2017 года, т.е. в возрасте 25 лет, ранее с таким заявлением она не обращалась, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состояла. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

23 года административному истцу исполнилось в феврале 2015 года. Более того, в возрасте 18 лет административный истец была обеспечена жилым помещением по договору социального найма, расположенным по адресу: <адрес>. А принадлежащее ей жилое помещение было признано не пригодным для проживания после достижения ей 25 лет, что подтверждается заключением департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 28.09.2017 года.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Азаровой Элеоноры Сергеевны о признании незаконным и отмене приказа департамента №675/ОД от 09.04.2018 года департамента социальной защиты Воронежской области «О снятии Азаровой Э.С. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области», возложении обязанности восстановить Азарову Элеонору Сергеевну, ДД.ММ.ГГГГ г.р. составом семьи 2 человека (она, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на учете детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях с первоначальной постановки с 09.10.2017 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                        К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.08.2018 года

1версия для печати

2а-3135/2018 ~ М-2268/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Азарова Элеонора Сергеевна
Ответчики
Департамент социальной защиты ВО
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Галкин Кирилл Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
16.05.2018Регистрация административного искового заявления
17.05.2018Передача материалов судье
21.05.2018Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.06.2018Предварительное судебное заседание
07.08.2018Предварительное судебное заседание
08.08.2018Судебное заседание
13.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2020Дело оформлено
13.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее