Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5057/2023 ~ М-4614/2023 от 31.08.2023

Дело № 2- 5057/2023

73RS0001-01-2023-005132-09

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2023 года г. Ульяновск

    Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе: судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Гордеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косулина Андрея Евгеньевича к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный и страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

    истец Косулин А.Е. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный и страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, уточненным в ходе рассмотрения гражданского дела по существу.

    Исковые требования мотивированы следующим. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пениях».

    Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пениях» в связи с отсутствием необходимого стажа. Ответчик отказал включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды его работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, ответчик отказал включить в страховой стаж периоды его работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Истец с учетом уточнения исковых требований просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пениях», возложить на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность включить Косулину Андрею Евгеньевичу в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы в должности бурового <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Истец Косулин А.Е. просит также возложить на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность включить Косулину Андрею Евгеньевичу в страховой стаж периоды его работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании истец и его представитель на уточненных исковых требованиях настаивали и дали пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец также просит взыскать с ответчика в свою пользу судебные расходы по гражданскому делу, а именно расходы по государственной пошлине в сумме 300 руб., расходы на оплату юридических услуг в сумме 30 000 руб.

    Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела. В возражениях на исковое заявление привел следующие доводы.

    ДД.ММ.ГГГГ Косулин Андрей Евгеньевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон).

    Согласно вышеуказанному основанию, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилам исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, при досрочном назначении страховой пенсии по старости, лицам работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

    Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министра СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

    Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условия труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях г льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствую работ, имевших место до 1 января 1992 г.

    Согласно Разъяснению от 22.05.1996 № 5, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22.05.1996 № 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Спискам менее 80 процентов рабочего времени.

    В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и нормативными правовыми актами.

    В пункте 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 года №258н (далее - Порядок), указано, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.

    Согласно п. 3 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г, № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями, или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

    Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классом опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Продолжительность специального страхового стажа Косулина А.Е. на дату обращения составила 04 года 04 месяца 08 дней, при требуемой 12 лет 06 месяцев. Страховой стаж - 37 лет 10 месяцев 15 дней.

    При этом в страховой и специальный стаж по Списку не включены спорные периоды:     с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /00-11-06/ - в качестве <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /00-07-16/ - в качестве <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /01-02-05/ - в качестве <данные изъяты>

    Поскольку укапанные периоды имели место в Республике Узбекистан, при разрешении вопроса о включении их в специальный стаж необходимо было руководствоваться Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее - Соглашение).

    Однако в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации РФ Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу с 30 июня 2022 года, данное Соглашение прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года.

    В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного социального страхования Российской Федерации.

    Согласно Временному положению о Пенсионном фонде РСФСР и Порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный РСФСР, утвержденным Постановлением ВС РСФСР от 30.01.1991 № 556-1 и введенным в действие с 01 января 1991 года, на предприятия и организации независимо от собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, возложена обязанность вносить в Пенсионный фонд РСФСР страховые взносы.

    Кроме того, согласно п. 8 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 №99-р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда от 15 января 2003 г. № 88-16).

    Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Поскольку в настоящее время между РФ и Республикой Узбекистан отсутствует договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, а факт уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подтвержден, периоды работы, имевшие место на территории Республики Узбекистан после 01.01.1991 не подлежат включению ни в страховой, ни в специальный стаж.

    Что касается периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> (согласно записям в трудовой книжке), то в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (иди) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. С целью подтверждения указанного выше периода работы. Отделением были направлены запросы в ОСФР по Тульской области для предоставления справки о стаже. Однако до настоящего времени ответы на запросы не поступили. Тем не менее, при включении спорных периодов в страховой и специальный стаж, право на досрочную страховую пенсию у Косулина А.Е. не возникнет, поскольку продолжительность специального стажа составит 07 лет 01 месяц 05 дней при требуемой -12 лет 06 месяцев.

    В связи с этим, ответчик просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований и рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.

    Суд, с учётом мнения истца и представителя истца, определил рассмотреть дело по существу при данной явке.     

    Выслушав истца Косулина А.Е., его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).

    Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

     Гражданским законодательством, в частности, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

    Согласно статье 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

    На основании статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

    Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившим в силу с 1 января 2015 года.

    Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

    Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному Федеральному закону).

    Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

    Пунктом 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    ДД.ММ.ГГГГ Косулин А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2012 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стража.

    На дату обращения истца в пенсионный орган ( ДД.ММ.ГГГГ) у Косулина А.Е. страховой стаж составляет 37 лет 10 месяцев 15 дней, стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ составляет 4 года 4 месяца 8 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется, о чём указал ответчик в своём решении от ДД.ММ.ГГГГ .

    Ответчик отказал включить истцу в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( один год 7 мес. 16 дней) в качестве <данные изъяты>. При этом, ответчик указал, что не подтверждена постоянная занятость истца по обслуживанию энергетического оборудования на буровых.

    В страховой и специальный стаж ответчиком также не засчитан период работы Косулина А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, сославшись на то, что в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2022 года №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу с 30.06.2022 года, Соглашение СНГ прекратило свое действие для РФ с 31.12.2022 года.

    С указанной позицией ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.

    Периоды работы истца в указанных должностях подтверждаются данными трудовой книжки на имя Косулина А.Е., не доверять сведениям которой у суда оснований не имеется.

    Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 (ред. от 27.09.1990) утверждены «Списки №1 и №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".

     "Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" предусмотрена должность бурового мастера и должность электромонтера по обслуживанию бурового, паросилового и энергетического оборудования на буровых.

    Время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных утвержденными данным документом Списками N 1 и N 2, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списками N 1 и N 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, которые применяются при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537).

    Согласно п. 2 Постановления Кабинета Министров от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" при применении Списков N 1, 2 следует учитывать также характер и специфику выполняемой работы, условия труда.

    В пункте 5 Разъяснений Министерства Труда РФ от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

    Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. До 01.01.1992 года для включения в льготный стаж периодов работы не требовалось обязательного документального подтверждения полной занятости на работах с тяжелыми условиями труда.

    Поскольку Список №2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, действовал до 31 декабря 1991 года, а в соответствии со ст. 4 ГК РФ закон обратной силы не имеет, соответственно для оценки права истца Косулина А.Е. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда за период до 31.12.1991 подлежит подтверждению только факт его работы на должностях, работа на которых дает истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

    Следовательно, ссылки ответчика на отсутствие документального подтверждения полной занятости истца на вышеуказанных должностях в период работы его с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 год 7 мес.16 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 11 мес. 6 дней).

    С учетом включения данных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» стаж Косулина А.Е., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составит на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии ( ДД.ММ.ГГГГ) составит 6 лет 11 мес.

    Так, согласно решению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Косулину А.Е. в установлении пенсии ответчик признал наличие у истца специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в размере 4 года 4 мес. 8 дней, период работы истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 01 год 7 мес. 16 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 11 мес. 06 дней.

    Приняв во внимание, что Косулин А.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на дату обращения с заявлением об установлении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) имеет страховой стаж более 37 лет, с учетом установленной судом продолжительности стажа работ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 6 лет 11 мес. суд, руководствуясь п. 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приходит к выводу о том, что истец имеет право на назначение пенсии со снижением возраста на 2 года, т.е. право на назначение досрочной страховой пенсии у Косулина А.Е. возникло при достижении им возраста 58 лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

    В связи с установленными по делу обстоятельствами, суд считает возможным иск Косулина А.Е. удовлетворить, поскольку при включении спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется необходимая продолжительность работы в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2012 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях с учетом права на снижение пенсионного возраста ( на два года).

    Согласно ч. 11 ст. 21 ФЗ "О страховых пенсиях", если одним из условий установления страховой пенсии, выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, является достижение определенного возраста, такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.

    В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 ст. 22, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 ФЗ "О страховых пенсиях".

    Исходя из данных положений закона, с учетом обращения истца в пенсионный орган 29.03.2023 года после возникновения права на льготную пенсию, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" суд считает необходимым обязать ответчика назначить Косулину А.Е. досрочно страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения в пенсионный орган.

    Относительно исковых требований Косулина А.Е. о возложении на ответчика обязанности включить в его страховой стаж периоды работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд руководствуется следующим.

    Работа истца в указанные периоды и в данных должностях подтверждается документально, а именно трудовой книжкой на имя Косулина А.Е.

     Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации.

    В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    13 марта 1992 г. между государствами - участниками Содружества независимых государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 года, в соответствии со статьей 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

    В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

    В силу статьи 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размер.

    Согласно статье 11 Соглашения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

    С учетом положений статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в данном случае в странах, участников соглашения от 13.03.1992 года, и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

    Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

    В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

    Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

    Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

    В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

    Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

    Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

    Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2002 г. и действовал до 01 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

    Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила от 02 октября 2014 г. N 1015).

    Согласно пункту 5 Правил от 02 октября 2014 г. N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

    Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР, согласно которым предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

    При этом письмом Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16 определено, что трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

    С учетом изложенного, при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., имевшие место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

    Доводы представителя ответчика о неприменении к спорным правоотношениям Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. не могут повлечь за собой отказ истцу в удовлетворении его исковых требований, поскольку данное Соглашение денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 75-ФЗ и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 г., и таким образом оно подлежит применению к спорным правоотношениям, имевшим место в период его действия.

    В связи с этим, в страховой стаж истца Косулина Е.А. подлежат зачету периоды его работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

    В соответствии со ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе и расходы на оплату услуг представителей.

    Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

    В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.

    В связи с рассмотрением настоящего гражданского дела истец понес расходы по оплате услуг представителя в сумме 30 000 руб.

    В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

    Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

    Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 указанного Постановления следует, что транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора, в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны (статьи 94, 100 ГПК РФ, статьи 106, 112 КАС РФ, статья 106, часть 2 статьи 110 АПК РФ).

    Принимая во внимание характер заявленных исковых требований, результат рассмотрения гражданского дела, требования разумности и справедливости, количество судебных заседаний по гражданскому делу в суде, в которых принимал участие представитель истца, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца Косулина А.Е. расходы по оплате услуг представителя в сумме 20 000 руб. Чрезмерный размер указанная сумма не носит.

     Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░░░░ №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░>░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░-░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░░░░ №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 20 000 ░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░              ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20.11.2023 ░░░░

2-5057/2023 ~ М-4614/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Косулин А.Е.
Ответчики
ОСФ по Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Алексеева Е. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
31.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2023Передача материалов судье
04.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2023Подготовка дела (собеседование)
10.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
10.11.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
20.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее