Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-249/2016 (2-4247/2015;) ~ М-3951/2015 от 03.09.2015

Дело №2-249/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 марта 2016 года                                      г. Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска в составе:

Председательствующего Олифер А.Г.

при секретаре Максимовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косаревой М.В. к Администрации города Смоленска о понуждении к пересмотру постановления от 05.06.2015 года №1028-адм в части включения многоквартирного дома в адресную программу Смоленской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого в аварийном многоквартирном доме путем заключения договора мены,

у с т а н о в и л:

Косарева М.В., уточнив впоследствии исковые требования (л.д.38) обратилась с иском к Администрации города Смоленска (далее также – Администрация), указывая, что является собственником жилого помещения – <адрес>. Жилой дом, в котором она проживает в четвертом квартале 2011 года и повторно в мае 2015 года был обследован специализированными организациями ООО «ОКСИЯ» и ООО «СмолГеоТехПроект», а так же жилищной инспекцией. На основании последнего обследования в мае 2015 года постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ -адм указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу с определением срока переселения граждан из аварийного дома в 2020 году. Полагая, что, поскольку, фактически на основании заключения ООО «ОКСИЯ» дом признан аварийным еще в 2011 году, то есть до утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, он подлежал включению в указанную программу, чего Администрацией сделано не было, в связи с чем, окончательно уточнив исковые требования, истица просила суд обязать Администрацию включить <адрес> в перечень аварийных многоквартирных дом региональной адресной программы Смоленской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на основании актов обследования дома специализированными строительными организациями до 2012 года; предоставить другое благоустроенное жилое помещение путем заключения договора мены взамен изымаемого жилого помещения.

Истица Косарева М.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам, приведенным в иске.

Ответчик Администрация г.Смоленска своего представителя в судебное заседание не направила; в ранее состоявшемся заседании представители ответчика – Г. и Ш. относительно исковых требований возражали по доводам, сводящимся, к тому, что основанием для признания дома аварийным является не само по себе техническое заключение отдельно взятой организации, проводившей обследование, но решение уполномоченного коллегиального органа, образованного органом местного самоуправления; такое решение в отношении дома, в котором проживает истица принято в мае 2015 года, то есть после утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья на 2013-2017 годы, которой определен перечень многоквартирных домов признанных аварийными до 2012 года и подлежащих переселению, исходя из разумных сроков, очередности расселения аварийного жилья и объемов бюджетного финансирования. Срок расселения, к которому аппелирует истица, законодательно не регламентирован и определяется самостоятельно органами местного самоуправления. Право на получение во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, у истицы отсутствует. При этом, поскольку истица является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, на правоотношения по поводу реализации ею жилищного права распространяются положения статьи 32 ЖК РФ, в то время как решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в связи с признанием дома аварийным Администрацией не принималось.

Управление ЖКХ Администрации г.Смоленска в судебное заседание своего представителя не направило.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Пунктом 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Как установлено в ходе судебного разбирательства на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ Косарева М.В. является собственником жилого помещения – <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 67-АБ от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 29).

Решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ по делу по граждаскому делу по иску Косаревой М.В. к Администрации города Смоленска на Городскую межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда города Смоленска при Управлении жилищно-коммунального хозяйства города Смоленска возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия жилого <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям с проверкой фактического состояния дома и принятием решения в виде заключения по результатам проведенной оценки (л.д.27-28).

Принимая указанное решение, суд исходил из того обстоятельства, что еще в 2011 году Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации приято решение о проведении оценки соответствия дома, в котором истица владеет на праве собственности квартирой, по результатам которой выявлено несоответствие конструкций дома требованиям к жилым помещениям, установленным постановлением Правительства РФ от 28.01.2008 года №47, однако по настоящее время решение в виде заключения о признании дома непригодным для проживания не принято.

Одновременно судом отказано в удовлетворении требований истицы о признании жилого помещения непригодным для проживания, указав, что разрешение данного вопроса относится к исключительной прерогативе межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г.Смоленска.

Заключением межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу по признаку фактического износа более 67% (л.д. 19-20).

На основании указного заключения межведомственной комиссии постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ -дм в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу определено переселение граждан из указного дома произвести за счет за счет средств бюджета г.Смоленска в 2020 году (л.д. 18).

Из доводов иска и пояснений истицы в судебном заседании следует, что требования истицы к Администрации основываются на техническом отчете ООО «ОКСИЯ» по результатам проведенного на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ обследования жилого <адрес>, согласно которому уже по состоянию на 4 квартал 2011 года физический износ здания составлял 65%; фундаменты и стены здания находились в аварийном состоянии; крыша – в недопустимом состоянии.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.

Необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений жилищного законодательства, в том числе статьи 32, содержится также в Федеральном законе от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее также – Федеральный закон).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.07.2009 год №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14).

Таким образом, положения Федерального закона в части касающейся прав собственника жилого помещения в многоквартирном доме, признанным аварийным, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями статьи 32 ЖК РФ.

Собственно порядок финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийного фонда определен Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Так, в соответствии с положениями указанного Федерального закона, основным финансовым источником обеспечения переселения граждан из аварийного жилья являются средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства при условии, в числе прочего, наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 11 части 1 статьи 14 Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.

В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 16 Федерального закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

В рамках реализации на территории Смоленской области Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Администрации Смоленской области от 30.04.2013 года №333 (в ред. от 04.12.2015 года) утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы (далее также – Программа по переселению).

Основными целями Программы являются финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Приложением №1 к Программе по переселению определен перечень многоквартирных домов, в который, согласно раздела 4 указанной программы включены многоквартирные дома, признанные до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, у которых: 1) истек установленный разумный срок для сноса аварийных многоквартирных домов силами собственников помещений в таких домах; 2) все жилые и нежилые помещения находятся в муниципальной собственности; 3) все собственники помещений на общих собраниях собственников помещений аварийных многоквартирных домов, указанных в приложении N 1 к Программе, приняли единогласное решение об участии в Программе.

Многоквартирный жилой <адрес> в указанный перечень Программы по переселению не включен.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп по правилам статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Предоставление жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу и включением его в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, в связи с чем при его предоставлении следует учитывать положения статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, законодатель определил, что жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Истица является собственником жилого помещения в доме, хотя и признанном аварийным, но не вошедшим в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, поскольку решение о признании его в установленном порядке аварийным принято после 2012 года.

При этом, как собственник жилого помещения в многоквартирном доме истица праве рассчитывать на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого лишь при достижении согласия с органом местного самоуправления.

В свою очередь, реализация такого права возможна лишь при соблюдении процедур, прямо предусмотренных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, то есть по истечении разумного срока на исполнение собственниками требования органа, принявшего решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, соответственно о сносе или реконструкции указанного дома.

Процедура по изъятию у собственников жилых помещений, закрепленная статьей 32 ЖК РФ, не начата, решения об изъятии земельного участка и жилых помещений дома ответчиком не принимались.

Таким образом, оснований для включения <адрес> в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденную Постановлением Администрации Смоленской области от 30.04.2013 года №333, не имелось и не имеется по настоящее время

Ссылка истицы в качестве основания для включения дома в Программу по переселению на 2013-2017 года на то обстоятельство, что дом признан аварийным еще в 2011 году на основании технического отчета ООО «ОКСИЯ», суду представляется несостоятельной, поскольку моментом, определяющим возможность включения его в перечень домов, подлежащих расселению, является принятие соответствующего решения уполномоченным органом - в рассматриваемом случае - межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда г.Смоленска, но не отдельно взятой организации, проводившей техническое обследование, которое, в свою очередь, было принято лишь в 2015 году.

При этом, в силу пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 29.01.2006 года №47) определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительной прерогативой органа местного самоуправления.

Таким образом, решение Администрации о переселении граждан из спорного многоквартирного дома в 2020 году, выраженное в пункте 3 постановления от 05.06.2015 года №1028-адм, принято в рамках компетенции указанного органа местного самоуправления, с учетом даты признания дома аварийным, очередности расселения жилищного фонда, в отношении которого ранее приняты решения о признании аварийным.

С учетом приведенных обстоятельств суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных истицей требований, в связи с чем полагает исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Косаревой М.В. к Администрации города Смоленска о понуждении к пересмотру постановления от ДД.ММ.ГГГГ -адм в части включения многоквартирного дома в адресную программу Смоленской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, предоставлению благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого в аварийном многоквартирном доме путем заключения договора мены полостью отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.



Председательствующий              А.Г. Олифер

Решение в окончательной форме изготовлено 09.03.2016 года.

2-249/2016 (2-4247/2015;) ~ М-3951/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Косарева Маргарита Вячеславовна
Ответчики
Администрация г. Смоленска
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Олифер А.Г.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
03.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2015Передача материалов судье
07.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.10.2015Предварительное судебное заседание
26.11.2015Судебное заседание
15.12.2015Судебное заседание
20.01.2016Судебное заседание
03.02.2016Судебное заседание
01.03.2016Судебное заседание
09.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2016Дело оформлено
08.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее