Решение по делу № 2-1823/2014 от 18.08.2014

Дело № 2-1823/2014 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2014 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи

Петрухина М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём

Костаревой С.И.,

с участием представителя истца – Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области

Сопронюк А.В.

представителя истца – ГБУ ВО «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области»

Ероповой Е.С.

представителя ответчика

Смирновой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и ГБУ Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» к Смирнову Е.Ю. об изъятии земельного участка,

у с т а н о в и л:

Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и ГБУ Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» обратились в суд с иском к Смирнову Е.Ю. и просят обязать ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером (номер) общей площадью 560 кв.м., расположенного в ...., по цене и на условиях, предлагаемых покупателем в направленном проекте договора купли-продажи.

В обоснование исковых требований указано, что постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 года № 148 «Об изъятии земельных участков для нужд Владимирской области» оформлено решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Владимирской области в целях строительства мостового перехода через р. Оку с обходом г. Мурома. В перечень изъятых земельных участков вошел участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (номер), принадлежащий на праве собственности Смирнову Е.Ю. С целью определения выкупной цены изымаемого земельного участка была проведена оценка земельного участка независимым оценщиком ООО « (данные изъяты)», ответчику направлен проект договора купли-продажи, подписанного стороной покупателя, который получен ответчиком 09.01.2013 года, однако ответа на данное письмо получено не было.

В судебном заседании представитель истца - Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области - Сопронюк А.В., действующая на основании доверенности, а также представитель истца ГБУ ВО «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» Мурыгина Ю.К., действующая на основании доверенности, поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Смирнов Е.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Смирнова Т.П., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку спорный земельный участок был изъят незаконно, другой земельный участок ответчику до настоящего времени не предоставлен. Кроме того, по мнению представителя ответчика, выкупная стоимость спорного земельного участка существенно занижена.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Согласно ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 настоящего Кодекса (п. 1). Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (п. 2).

Как указано в пп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (п. 4 ст. 57 ЗК РФ). Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 57 ЗК РФ).

В силу п. 3 постановления Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц», основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

д) решение суда.

Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель (п. 4).

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельногоучастка, в которую в включаются рыночная стоимость изымаемого участкаи находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Судом установлено, что постановлением Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 года № 148 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Владимирской области» принято решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Владимирской области в целях строительства мостового перехода через р. Оку с обходом г. Мурома.

В перечень изъятых вошел земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (номер) общей площадью 560 кв.м., расположенный в ....», принадлежащей на праве собственности ответчику Смирнову Е.Ю. (л.д. 11-12).

В соответствии с разделом 3 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 20 декабря 2005 года № 739, департамент участвует в решении вопросов об изъятии в установленном порядке земельных участков для государственных нужд Владимирской области, а также уполномочен на осуществление от имени Владимирской области действий по защите имущественных прав и законных интересов области, в том числе путем обращения в судебные органы.

Согласно распоряжению Губернатора Владимирской области от 04 апреля 2012 года № 150-р «О полномочиях по изъятию земельных участков для нужд Владимирской области» департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и ГБУ Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» предоставлены полномочия на подписание договоров о выкупе для нужд Владимирской области земельных участков (п. 1 распоряжения); ГБУ Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» поручено направить собственникам земельных участков договоры о выкупе земельных участков с указанием выкупной цены и других условий выкупа, произвести оплату по заключенным договорам о выкупе земельных участков для нужд Владимирской области за счет средств, предусмотренных на строительство мостового перехода через р. Оку с обходом г. Мурома (пп. 2.1, 2.2 п. 2 распоряжения).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.06.2014 года № (номер), 18.05.2012 года было зарегистрировано постановление об изъятии принадлежащего Смирнову Е.Ю. земельного участка с кадастровым номером № (номер), расположенного в ....» (участок (номер)).

О принятом решении об изъятии вышеуказанного земельного участка, для государственных нужд Владимирской области под строительство объекта: «мостового перехода через р. Оку с обходом г. Мурома», и о проведенной 18.05.2012 года государственной регистрации постановления Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 года № 148, ответчик был надлежаще уведомлен истцом заказным письмом с уведомлением (л.д. 111-112), что не оспаривалось представителем ответчика.

На основании договора № 295 на оказание услуг, заключенного 01.10.2012 года между ГБУ Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» и ООО « (данные изъяты)», последним был составлен отчет № 295.13/01.1019 от 09 октября 2012 года об определении рыночной стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (номер) общей площадью 560 кв.м, расположенный в ....» (участок (номер)), согласно которому рыночная стоимость земельного участка составила 7 000 руб. (л.д. 36-77).

Письмом ГБУ Владимирской области «Управление автомобильных дорог» (далее – ГБУ «Владупрадор») от 19 декабря 2012 № 02-4412 Смирнову Е.Ю. направлялось предложение заключить договор купли-продажи земельного участка, изымаемого для государственных нужд области, с приложением проекта договора купли-продажи (л.д. 22-26).

Данная оферта получена ответчиком 09 января 2013 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление о получении заказного письма (л.д. 23), однако акцепта на указанную оферту получено не было.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцами соблюдена процедура изъятия земельного участка, установленная ст. 279 ГК РФ. В связи с этим довод ответчика о несоблюдении процедуры изъятия земельного участка для государственных нужд Владимирской области, суд считает несостоятельным.

Поскольку стороной ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств несоответствия выкупной стоимости земельного участка, определенной в отчете, выполненном ООО «Реалити», его рыночной стоимости, суд считает возможным применить определенную в данном отчете выкупную стоимость земельного участка с целью его изъятия для государственных нужд Владимирской области.

При этом суд не может согласиться с доводом стороны ответчика о том, что взамен изымаемого у него земельного участка, истцы должны были предоставить ему другой земельный участок, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 281 ГК РФ предоставление другого земельного участка, взамен изымаемого, возможно в случае наличия между сторонами соответствующего соглашения. В данном случае такое соглашение между сторонами не заключено. Кроме того, ответчиком не указано какой именно земельный участок он просит предоставить (его кадастровый номер, площадь, место расположения).

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета округа Муром, от уплаты которой истец (Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области) освобожден на основании закона (пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ), пропорционально удовлетворённой части исковых требований имущественного характера в размере 400 руб.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, котрые в силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В связи с рассмотрением указанного дела истцом Государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» была уплачена государственная пошлина в размере 400 руб.

В соответствии с п. 2 ст. 333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Таким образом, истцу ГБУ Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» следовало уплатить государственную пошлину в размере 200 руб., поскольку департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В связи с этим на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 200 руб. подлежит возврату ГБУ Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» из бюджета муниципального образования «округ Муром».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» удовлетворить.

Изъять для государственных нужд Владимирской области в принудительном порядке у Смирнова Е.Ю. земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (номер) общей площадью 560 кв.м, расположенный в .... (участок (номер)), принадлежащий Смирнову Е.Ю. на праве собственности.

Прекратить право собственности Смирнова Е.Ю. на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (номер) общей площадью 560 кв.м, расположенный в .... (участок (номер)), с выплатой Смирнову Е.Ю. денежной компенсации в размере 7000 (семь тысяч) рублей.

Взыскать со Смирнова Е.Ю. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «округ Муром» в сумме 200 руб.

Взыскать со Смирнова Е.Ю. в пользу государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» уплаченную государственную пошлину в сумме 200 руб.

Возвратить государственному бюджетному учреждению Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» из бюджета муниципального образования «округ Муром» излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 200 руб. (платежное поручение № 604746 от 21 апреля 2014 года).

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Петрухин

2-1823/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области"
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области
Ответчики
Смирнов Евгений Юрьевич
Другие
Смирнова Татьяна Петровна
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Петрухин Марек Викторович
Дело на сайте суда
muromsky--wld.sudrf.ru
18.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.08.2014Передача материалов судье
18.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2014Судебное заседание
08.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2014Дело оформлено
14.08.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее