№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2020 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Андреевой Е.А.,
при секретаре Овчаренко М.Е.,
с участием представителя истца Калгатиной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Администрации муниципального района <адрес> к Спиридонову Д. В. об обязании освободить земельный участок от отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района <адрес> обратилась в суд с иском к Спиридонову Д.В. об обязании освободить земельный участок от отходов производства и потребления, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ начальником инспекции по охране окружающей среды Администрации муниципального района <адрес> на основании ст. 28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении собственника земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> - Спиридонова Д.В., по вине которого в результате его действий (бездействия) допущено размещение отвалов размываемого грунта, выразившееся в нарушении специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта озера Рубежное. В связи с указанными обстоятельствами в отношении Спиридонова Д.В. был составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Постановлением старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ Спиридонов Д.В. признан виновным в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> Спиридонову Д.В. направлено предписание об устранении административного правонарушения сроком до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени следов уборки территории не выявлено, претензия не исполнена.
На основании изложенного, с учетом уточнения требований, истец просил суд обязать ответчика Спиридонова Д.В. в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу устранить отсыпку береговой полосы на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, путем вывоза размываемого грунта - песка, обязать Спиридонова Д.В. в тот же срок освободить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, от строительных отходов.
Представитель истца по доверенности Калгатина Т.Н. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик Спиридонов Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен судом надлежащим образом.
Представитель третьего лица МКУ УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен судом надлежащим образом.
Представитель третьего лица Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 06.04.2010 № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в сфере государственного надзора в области обращения с отходами; государственного надзора в области охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору. В целях обеспечения выполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления наделяются правом предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Ст. 13 ЗК РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных ст. 3 приведенного закона, к числу которых отнесены: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В границах прибрежных защитных полос запрещается, в том числе, размещение отвалов размываемых грунтов (ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Положение пункта 2 части 17 статьи 65 Водного кодекса РФ принято в развитие как данных конституционных предписаний, так и основных принципов водного законодательства, в частности принципа значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, при котором регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 № 2349-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «ТУС» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации»).
Судом установлено, что Спиридонов Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, с кадастровым номером №, расположенного по адресу<адрес>. Данные обстоятельства подтверждены выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Генеральным планом с.<адрес> данный земельный участок расположен в границах <адрес>. Согласно Правилам землепользования и застройки с.<адрес> земельный участок расположен в границах территориальных зон «Ж7 Зона садового строительства».
Согласно письму Администрации с.<адрес> муниципального района <адрес> земельный участок с кадастровым номером № расположен вблизи озера Рубежное.
Из письма Отдела водных ресурсов по <адрес> Нижне-Волжского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Государственном водном реестре сведений о гидрологической изученности озера Рубежное, о местоположении границ береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы не содержится.
В отношении Спиридонова Д.В. ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении №В/2020 по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, из которого следует, что собственник земельного участка с кадастровым номером № Спиридонов Д.В. допустил на земельном участке размещение отвалов размываемого грунта, чем нарушил специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта озера Рубежное.
Постановлением старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ Спиридонов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе Спиридонова Д.В. постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>. Определением от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды протокол об административном правонарушении возвращен инспекции по охране окружающей среды Администрации муниципального района <адрес> для устранения неполноты представленных материалов.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> Спиридонову Д.В. направлено предписание об устранении допущенных нарушений сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленному начальником инспекции по охране окружающей среды Администрации муниципального района <адрес>, при обследовании береговой полосы водного объекта оз. Рубежное было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером № располагается фактически в водном объекте, весь участок отсыпан смесью грунта и строительных отходов, в границах участка осуществлен сброс строительных отходов на почву, а также на участке размещены отвалы размываемого грунта, которые уходят в водный объект.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ названного земельного участка последний расположен вблизи водного объекта - озеро Рубежное, не огорожен, имеет грунтовое покрытие, на котором на момент осмотра четко выражены следы от протекторов шин грузового автомобиля. В ходе осмотра на участке обнаружены строительные материалы, а именно грунт, щебень, песок. Границ земельного участка с левой стороны и по центру, прилегающие к берегу водного объекта - озера Рубежное - отсыпаны строительными материалами в виде грунта, щебня, песка. К акту приложена фототаблица.
Таким образом, до настоящего времени предписание не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.
Под отвалами понимается складирование грунта в виде искусственных насыпей, что соответствует понятию отвала, приведенного в п. 34 Межгосударственного стандарта ГОСТ17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 13 декабря 1983 г. № 5854).
В соответствии с п. 3.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ25100-2011 «Грунты. Классификация» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2012 г. № 190-ст) грунт - это любые горные породы, почвы, осадки и техногенные образования, рассматриваемые как многокомпонентные динамичные системы и как часть геологической среды и изучаемые в связи с инженерно-хозяйственной деятельностью человека.
Согласно п. п. 3.12, 3.28 Межгосударственного стандарта ГОСТ25100-2011 песчаный грунт (песок) - это несвязный минеральный грунт с массой частиц размером 0,05-2 мм более 50% и числом пластичности %.
Указанные характеристики свидетельствуют о том, что песок относится к размываемым грунтам.
Отсутствие сведений о водном объекте в государственном водном реестре не свидетельствует о фактическом отсутствии такого объекта, поскольку обстоятельства существования водного объекта и примыкания к нему земельного участка ответчика судом установлены.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 31 Водного кодекса РФ государственный водный реестр представляет собой лишь систематизированный свод документированных сведений о водных объектах и создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, не являясь единственным источником сведений о существовании водных объектов.
Согласно представленным материалам, земельный участок ответчика располагается в водоохранной зоне озера Рубежное.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что действия ответчика по размещению на земельном участке отвалов размываемого грунта (песка) являются нарушением норм действующего законодательства и причиняют вред окружающей среде, в связи с чем требования истца об обязании Спиридонова Д.В. устранить отсыпку береговой полосы путем вывоза размываемого грунта - песка подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований обязать Спиридонова Д.В. освободить земельный участок с кадастровым номером № от строительных отходов, поскольку факт нахождения на участке строительных отходов не доказан, идентификация находящегося на участке щебня именно как отходов, а не строительных материалов, не утративших свои потребительские свойства, не осуществлена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Администрации муниципального района <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, в доход бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации муниципального района <адрес> удовлетворить частично.
Обязать Спиридонова Д. В. в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу устранить отсыпку береговой полосы на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, путем вывоза размываемого грунта - песка.
Взыскать со Спиридонова Д. В. в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления судом мотивированного решения.
Решение суда в окончательной форме составлено 30.11.2020 г.
Судья /подпись/ Е.А. Андреева