Дело № 2-2737/2019 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2019 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Никоновой Ж.Ю., при секретаре Ивановой В.А., с участием истца Ямолдиной Н.А., представителя ответчика Баробина М.Н. Княжищевой О.Л., представителя Администрации В.Новгорода Серышевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямолдиной Н.А. к Администрации Великого Новгорода, Баробину М.Н. о признании недействительным первоначального проекта межевания земельного участка, предоставленного на рассмотрение на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ Постановления Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ признании недействительным проекта межевания земельного участка, Постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ., обязании освободить самовольно захваченный участок, привести его в первоначальный вид,
установил:
Ямолдина Н.А. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к Администрации Великого Новгорода ( далее по тексту – Администрация) о признании недействительным первоначального проекта межевания земельного участка, предоставленного на рассмотрение на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Администрации ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ признании недействительным проекта межевания земельного участка и Постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ., обязании освободить самовольно захваченный участок, привести его в первоначальный вид, в обоснование иска указав, что обращалась в Администрацию Великого Новгорода с просьбой организовать доступ к земельному участку (техническому проезду), расположенному по адресу: <адрес>. Администрацией был установлен факт самовольного захвата данного земельного участка Баробиным М.Н., который является собственником смежного земельного участка. Администрацией неоднократно выносились предписания об освобождении Баробиным М.Н. захваченного участка, однако он их игнорировал. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией были проведены публичные слушания по рассмотрению представленного проекта межевания территории технического проезда и смежных участков с ним. На публичных слушаниях были представлены возражения и заявления от заинтересованных лиц, результатом которого оказался второй проект межевания земельных участков, который Администрация без согласования и рассмотрения с собственниками соседний участков, а также без проведения публичных слушаний утвердил Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым нарушив права всех собственником земельных участков. В связи с изложенным, истец обратилась в суд с иском.
В судебном заседании истец Ямолдина Н.А. иск поддержала по основаниям, указанным в нем.
Ответчик Баробин М.Н. в суд не явился, извещен надлежащим образом, его представитель Княжищева О.Л. иск не признала по основаниям, указанным в возражениях.
Представитель ответчика Администрации Великого Новгорода Серышева В.В. иск не признала по основаниям, указанным в возражениях.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования Ямолдин А.И., представитель третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новгородской области в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Согласно ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия указанных лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.
Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права предусмотренные ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежат также лицу, не являющемуся собственником, но владеющим имуществом по основаниям предусмотренным Законом.
В силу положений ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия нарушающие права на землю граждан могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
По правилам ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Пунктом 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим, препятствующим рациональному использованию и охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что в ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с К№, площадью - <данные изъяты>, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование - для завершения строительства жилого дома № с дальнейшей его эксплуатацией, расположенном адресу: <адрес>
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Ямолдиной Н.А. (№ №
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № были внесены в ЕГРЗ на основании информации, содержащейся в Оценочной описи земельных участков Великого Новгорода Новгородской области Блок № (далее - Оценочная опись), подготовленной Федеральным государственным образовательным учреждением «Учебный Центр управления земельными ресурсами» и утвержденной Управлением Роснедвижимости по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ
Сведения об уточненной площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № были внесены в ЕГРЗ основании поданной Дубовиковым А.В. в Управление Роснедвижимости Новгородской области заявки о кадастровом учете текущих изменений характеристик учтенных земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ № Описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ
До ДД.ММ.ГГГГ земельные участки относились к объектам землеустройства в связи с чем, документы и материалы, полученные при выполнении работ установлению на местности границ объекта землеустройства, включались землеустроительное дело.
Согласно информации, содержащейся в акте согласования земельного участка приложенной к нему схеме границ земельного участка, имеющихся в составе землеустроительного дела по упорядочению на местности границ земельного участка, предоставленного Дубовикову А.В. (прежнему правообладателю), <адрес>, уточняемый земельный участок с кадастровым номером № от точки 1 до точки 2 является смежным с земельным участком <адрес> гр. Стародумовой С.А., от точки 2 до точки 1 - с землями города.
В ЕГРН содержатся сведения о связи ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № с ранее учтенным зданием с кадастровым номером № (ранее присвоенные номера: инвентарный номер - №, кадастровый номер - №), назначение здания - жилое, именование здания - жилой дом, площадью — <данные изъяты>, год завершения строительства/ год ввода в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ, расположенным по адресу: <адрес>
Информация о ранее учтенном здании с кадастровым номером № была внесена в ГКН ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, поступивших из органа по государственному техническому учету в порядке исполнения Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О сроках и Порядке включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и Госконтракта № от ДД.ММ.ГГГГ
По сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Ямолдиной Н.А. рег.№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Также в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью - ДД.ММ.ГГГГ, категория земель - земли селенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, расположенном по адресу: <адрес>
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Баробину М.Н. (№ рег.№ от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании обращения Баробина М.Н., Постановлением Администрации В.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ. № Баробину М.Н. разрешено подготовить документацию по планировке территории – проекта межевания части квартала 16 города <данные изъяты> с корректировкой красных линий. Указанный проект разработан и передан в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации В.Новгорода и для проведения публичных слушаний.
Проект межевания застроенной территории части квартала 16 <адрес> был разработан ООО «НовАрхитектура» в соответствии с Земельным кодексом, Градостроительным кодексом, Положением о порядке разработки документации по планировке территории в Великом Новгороде, утвержденного Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №, генеральным планом Великого Новгорода, утвержденным
решением Думы Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №, правилами землепользования и застройки в Великом Новгороде, утвержденными решением Думы Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанным проектом была предусмотрена корректировка красных линий в районе домов № и № по <адрес> и дома № по <адрес>
Проект межевания 16 квартала города прошел процедуру публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
Объявление о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете «Новгород» от ДД.ММ.ГГГГ
Всем заинтересованным лицам было предложено ознакомиться с материалами документации по планировке территории, а также указать свои
предложения и замечания, что и было ими реализовано.
Заключение от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам публичных слушаний было опубликовано в газете «Новгород» от ДД.ММ.ГГГГ
Проект межевания 16 квартала города, прошедший процедуру публичных слушаний, был утвержден Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №, которое опубликовано в газете «Новгород» совместно с материалами утвержденной документации.
По результатам указанных процедур, сведения о земельном участке с кадастровым номером № были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ (дата постановки на учет) на основании поданного Баробиным М.Н. в Управление (через МФЦ) заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (КУВД-№ KPVDMFC-№) и приложенного к нему межевого плана ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером Андреевой О.В. по заказу Баробина М.Н. в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной муниципальной собственности.
В ЕГРН содержатся сведения о связи земельного участка с кадастровым номером № с ранее учтенным зданием с кадастровым номером № (ранее присвоенные номера: инвентарный номер-<данные изъяты>, кадастровый номер - №, №), назначение здания - жилое, наименование здания - жилой дом, площадью - 121 м, год завершения строительства - ДД.ММ.ГГГГ, расположенном по адресу: <адрес>
Информация о ранее учтенном здании с кадастровым номером № была внесена в ГКН ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, поступивших из органа по государственному техническому учету в порядке исполнения Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О сроках Порядке включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости Госконтракта № от ДД.ММ.ГГГГ
По сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Баробину М.Н. рег.№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Как указано выше, исковые требования Ямолдиной Н.А. к Администрации Великого Новгорода, Баробину М.Н. о признании недействительным первоначального проекта межевания земельного участка, предоставленного на рассмотрение на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ., Постановления Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ г., признании недействительным проекта межевания земельного участка, Постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ., удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории, в том числе ее согласование, официальная публикация и обсуждение на публичных слушаниях регулируется статьями 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 11 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
В силу пункта 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Таким образом, проект межевания разработан и утвержден в соответствии с действующим законодательством с соблюдением процедуры публичных слушаний с учетом действующего законодательства и баланса интересов землепользователей в рамках соответствующего квартала.
Каких-либо нарушений прав истца указанными конкретными действиями ответчиков суду не представлено. Ссылка истца на то, что Администрацией не рассмотрены представленные ею возражения, то есть не направлен мотивированный ответ, судом отклоняются, поскольку такой обязанности у Администрации не имеется, при этом, право ознакомится со всеми поступившими возражениями и последующими действиями Администрации истец не был лишен.
При этом, необходимо отметить, что кадастровые работы, связанные с образованием земельного участка, принадлежащего Баробину М.Н., соответствовали утвержденной схеме расположения земельного участка, в связи с чем кадастровые работы проведены верно.
Доводы о том, что при перераспределении земельного участка и проведении кадастровых работ ответчик Баробин М.Н. должен был проводить процедуру согласования границ со смежными землепользователями, несостоятельны.
Требования к межевому плану установлены статьей 22 Федерального закона от "О государственной регистрации недвижимости", частью 3 которой установлено, что в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Судом установлено, что границы земельного участка истца, которые определяются по юридическим границам, к моменту проведения кадастровых работ вновь образуемого земельного участка площадью 1004 кв.м, были установлены и согласованы ранее в ходе проведения кадастровых работ, сведения о местоположении границ включены в государственный кадастр недвижимости, следовательно, учитывая принцип однократности установления (уточнения) границ, отсутствовала необходимость при составлении межевого плана обязательного согласования их местоположения, уточнения местоположения границ и площади смежных земельных участков в процессе проведения кадастровых работ по участку К№ не проводилось.
Таким образом, земельный участок с К№ образован путем перераспределения земельного участка с К№ и земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, при этом, в исковом
заявлении истец не указывает, а судом не установлено нарушений при изготовлении межевого плана земельного участка с К№
При этом, требование истца к ответчику Баробину М.Н. об обязании освободить самовольно захваченный участок, привести его в первоначальный вид, удовлетворению не подлежит.
Как указано выше земельный участок с К№ находится в частной собственности ответчика Баробина М.Н., право его на данный участок не оспорено и не признано недействительным, доказательств того, что Баробин М.Н. самовольно захватил земельный участок суду не представлено, напротив из письменных материалов дела видно, что при формировании земельного участка с К№ нарушений Баробиным М.Н. не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Ямолдиной Н.А. к Администрации Великого Новгорода, Баробину М.Н. о признании недействительным первоначального проекта межевания земельного участка, предоставленного на рассмотрение на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ Постановления Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ признании недействительным проекта межевания земельного участка, Постановления Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ., обязании собственника Баробина М.Н. освободить самовольно захваченный участок, привести его в первоначальный вид, отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Ж.Ю. Никонова
Мотивированное решение изготовлено 13.09.2019