Копия по делу № 2-327/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2017 года |
село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре М.И. Морохиной,
с участием представителя истца Л.Ю. Савельевой,
представителей ответчиков - заведующей муниципальным дошкольным образовательным учреждением Кебанъельский детский сад «Сказка» О.В. Иванушкиной, начальника Управления образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» О.В. Лебедевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Кебанъельский детский сад «Сказка», Управлению образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности исполнить предписание по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми обратилось в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательное учреждение Кебанъельский детский сад «Сказка», Управлению образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» об устранении нарушений санитарного законодательства и совершении определенных действий в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам плановой выездной проверки выдано предписание об устранении нарушений требований санитарного законодательства от 03.02.2017 № 3. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания. По результатам проверки установлено, что предписание не выполнено в полном объеме, то есть имеют место нарушения санитарного законодательства, а именно: не приобретена детская мебель (стулья, столы) в группе раннего возраста Б, стулья в группе раннего возраста А и в старшей группе; не обеспечены воспитанники тремя комплектами постельного белья, полотенцами для лица; в буфетной при всех 6 групповых не выполнена подводка горячей воды; в туалетах двух групповых (подготовительной и старшей) не оборудованы умывальные раковины для персонала; к детским умывальным раковинам не подведена горячая вода.
Представитель истца Савельева Л.Ю. в судебном заседании исковые требования уточнила, в частности, просила исключить из объема заявленных требований пункты 2 – об обеспечении воспитанников тремя комплектами постельного белья, полотенцами для лица, как утративший силу, и 4 – об оборудовании умывальных раковин для персонала в туалетах двух групповых (старшей и подготовительной), поскольку в данном дошкольном учреждении имеется отдельный туалет с умывальной раковиной для персонала.
Представители ответчиков Иванушкина О.В. и Лебедева О.В. исковые требования признали в полном объеме.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Коми по Усть-Куломскому району от ДД.ММ.ГГГГ в отношении детского сада проведена плановая выездная проверка по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.
По итогам проверки надзорным органом вынесено предписание от 03.02.2017 № 3 в адрес дошкольного учреждения об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно статье 28 Федерального закона № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу положений пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из требований пунктов 1, 3 статьи 39 Федерального закона 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" определено, что в дошкольных образовательных организациях для мытья столовой посуды буфетная оборудуется двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. При децентрализованном водоснабжении буфетная обеспечивается емкостями для мытья посуды (пункт 4.33); оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами (пункт 6.1.); туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы. В туалетных к умывальным раковинам обеспечивается подводка горячей и холодной воды, подача воды осуществляется через смеситель (пункт 6.16.1); в туалетной младшей дошкольной и средней группы в умывальной зоне устанавливаются 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза (пункт 6.16.2); в туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м. При проектировании и реконструкции дошкольных образовательных организаций в сельской местности оборудование туалетной и умывальной зон допускается определять заданием на проектирование (пункт 6.16.3).
На основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано, в том числе, муниципальным образованием (муниципальное учреждение).
Установлено, что дошкольное учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в муниципальной собственности на праве оперативного управления. Его учредителем является муниципальное образование муниципального района «Усть-Куломский». Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация муниципального района «Усть-Куломский». Функции и полномочия учредителя в части ведения бухгалтерского учета и отчетности, формирования муниципального задания и контроля за его выполнением, составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и контроля за его выполнением осуществляет Управление образования администрации муниципального района «Усть-Куломский».
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона об образовании определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» Управление является структурным подразделением администрации муниципального района «Усть-Куломский», являясь при этом самостоятельным юридическим лицом, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области образования на территории района. К основным функциям Управления отнесены размещение заказов (выступает муниципальным заказчиком) и заключение контрактов и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (размещение муниципального заказа в пределах выделенных бюджетных средств). Именно Управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» в части средств, предусмотренных на содержание подведомственных муниципальных образовательных учреждений. Управление обязано контролировать создание надлежащих санитарно-гигиенических условий в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях, а также контролировать соблюдение требований охраны здоровья детей, принимать меры по устранению в них нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе в области санитарно – эпидемиологического законодательства. Выполнение требований предписания надзорного органа и устранение нарушений санитарного законодательства, потребуют финансовых затрат из бюджета. Для устранения нарушений потребуется и заключение соответствующих договоров на выполнение работ.
Исследованные судом доказательства позволяют суду признать заявленные требования подлежащими удовлетворению. Факты нарушений санитарного законодательства в МДОУ Кебанъельский детский сад «Сказка» нашли свое подтверждение. Таким образом, обязанность исполнения предписания № 3 от 03.02.2017 начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства лежит на юридическом лице, которому такое предписание внесено, то есть на дошкольном учреждении. Обязанность же по соблюдению требований санитарного законодательства, по устранению допущенных нарушений, по обеспечению и созданию надлежащих санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении лежит как на образовательном учреждении, так и на Управлении образования администрации муниципального района «Усть-Куломский».
Заявленные стороной истца сроки исполнения требований по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства - до ДД.ММ.ГГГГ суд полагает разумными и достаточными, поскольку установленные нарушения имеют место в течение длительного периода, что создает опасность и нарушает условия, гарантирующие охрану здоровья воспитанников детского учреждения.
Положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика - МДОУ Кебанъельский детский сад «Сказка» подлежит взысканию государственная пошлина. Принимая во внимание, что образовательное учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, осуществляющей образовательную деятельность, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский», суд пришел к выводу об освобождении ответчика от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Кебанъельский детский сад «Сказка», Управлению образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности исполнить предписание по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кебанъельский детский сад «Сказка» и Управление образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, а именно:
- приобрести детскую мебель (стулья, столы) в группе раннего возраста Б, стулья в группе раннего возраста А и в старшей группе;
- в буфетных при всех 6 групповых выполнить подводку горячей воды;
- к детским умывальным раковинам обеспечить подводку горячей воды.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения судом решения путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца