Дело № 2-320/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2014 года пгт.Каа-Хем
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Кужугет Р. Ш., при секретаре Сат Ч.Ю.,
с участием прокуроров Донгак Ш.В. и Санчай М.И.,
представителя ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Хензигбей» с.Ээрбек Кызылского кожууна Республики Тыва в лице заведующей Хурен-оол С.М., действующей на основании приказа,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кызылского межрайонного прокурора Монгуш С.Ш. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Хензигбей» с.Ээрбек Кызылского кожууна Республики Тыва, Администрации муниципального района «Кызылский кожуун»
- о возложении обязанности установить пандус и поручни, соответствующие государственным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада, находящейся по адресу: с.Ээрбек, ул.Школьная, 8
- о возложении обязанности на Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада «Хензигбей» <адрес> кызылского кожууна Республики Тыва.
УСТАНОВИЛ:
В суд с исковым заявлением о возложении обязанности установить пандус и поручни, соответствующие государственным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада, находящейся по адресу: с.Ээрбек, ул.Школьная, 8 о возложении обязанности на Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада «Хензигбей» с.Ээрбек обратился Кызылский межрайонный прокурор, указав, что Кызылской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав и интересов инвалидов и ветеранов, в том числе детей-инвалидов с ограниченными возможностями в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Проверкой установлено, что у входа в здание дошкольного учреждения пандус не имеется, и не установлены поручни, чем нарушаются права граждан, инвалидов, на беспрепятственный доступ в здание школы. В соответствии с Уставом МБДОУ детского сада «Хензигбей» учредителем является Администрация муниципального района «Кызылский кожуун». В соответствии с п.5.2 к компетенции учредителя относится обеспечение содержания зданий и сооружений МБДОУ, финансирование и осуществление материально-технического обеспечения МБДОУ в пределах средств, предусмотренных на эти цели муниципальным бюджетом на соответствующий год. В нарушение требований МБДОУ детский сад «Хензигбей» с.Ээрбек Кызылского кожууна не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в образовательной учреждение; соответствующие устройства для лиц с ограниченными физическими возможностями у входа в здание отсутствуют. Вышеуказанные обстоятельства ущемляют права инвалидов, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, лишает лиц с ограниченными физическими возможностями, пользующихся для передвижения креслами-колясками, самостоятельными, без посторонней помощи посетить данное образовательное учреждение, что нарушает гарантированные федеральным законодательством права указанных граждан. Просит обязать установить пандус и поручни, соответствующие государственным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада, находящейся по адресу: с.Ээрбек, ул.Школьная, 8 обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада «Хензигбей» с.Ээрбек.
В судебном заседании прокурор Донгак Ш.В. и Санчай М.И. полностью поддержали исковые требования, по основаниям, изложенным в нем, уточнив, что необходимо установить срок исполнения решения - до 01 июня 2015 года. Кроме, того считают, что пандусы должны были установить согласно по СанПину. И уклон должен соответствовать по предъявляемым требованиям. Полагают, что ответчиком в добровольном порядке исполняются исковые требования, но это не достаточно. Нужно, чтобы все соответствовало по требованиям. Должен быть акт сдачи работ, должна быть разработана смета. Также отсутствуют поручни.
Представитель ответчика - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Хензигбей» с.Ээрбек Хурен-оол С.М. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что пандуса они установили сами. Поручни пока не установили и представила фотографии. В них общеобразовательное учреждение и детей с ограниченными возможностями у них нет.
Представитель ответчика – Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» не явился на судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещены, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, указав, что заявление оставляет на усмотрение суда, так как установку пандуса и поручней должен осуществлять за свой счет ответчик, а именно МБДОУ ДС Хензигбей» <адрес>. В бюджете Кызылского кожууна не предусмотрены денежные средства на установку пандусов и поручней для МБДОУ, что изложено в справке Финансового управления.
В соответствии с ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика, извещенного о месте и времени судебного заседания.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №4-П от 14 февраля 2002 года прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
Согласно статьи 15 Закона №181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Таким образом, заявление прокурора об обязании МБДОУ детского сада Хензигбей» с.Ээрбек Кызылского кожууна оборудовать вход в здание детсада пандусом направлено на защиту и восстановление гражданских прав социально незащищенной группы граждан (инвалидов и маломобильных групп населения), круг которой не определен, и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования.
Частью 3 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" предусмотрена ответственность образовательного учреждения за нарушение прав и свобод обучающихся.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 2.7 Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 2151, требования к материально-техническому обеспечению включают в себя, в том числе, требования архитектурной доступности, т.е. возможности для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Как следует из материалов дела, Кызылская межрайонная прокуратура провела проверку на предмет соблюдения требований действующего законодательства о защите прав и интересов инвалидов и ветеранов, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры МДОУ детский сад «Хензигбей» с.Ээрбек Кызылского кожууна Республики Тыва.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ при выездной проверке и осмотре здания детский сад Хензигбей» с.Ээрбек Кызылского кожууна Республики Тыва установлено, что у входа в здание дошкольного учреждения пандус не имеется, и не установлены поручни, чем нарушаются права граждан, инвалидов на беспрепятственный доступ в здание детского сада.
Согласно п№ Устава МДОУ детский сад «Хензигбей» с.Ээрбек Кызылского кожууна Республики Тыва является бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва привлечением внебюджетных средств.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Здание МДОУ детский сад Хензигбей» с.Ээрбек Кызылского кожууна Республики Тыва является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него, в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых здание МДОУ должно быть приспособлено для доступа инвалидов.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. Как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 689-О-О, в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Несоблюдение и невыполнение МБДОУ детского сада Хензигбей» с.Ээрбек и администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает как интересы неопределенного круга инвалидов к которым относятся не только воспитанники МДОУ, но и их родители, бабушки и дедушки и т.д. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
Таким образом, представленные прокурором доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости и правомерно были приняты судом, как надлежащие доказательства обстоятельств, на которые ссылается прокурор в исковом заявлении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы в исковом заявлении в судебном заседании полностью нашли свое обоснование, поскольку отсутствие пандуса и поручней свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуш С.Ш. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Хензигбей» с.Ээрбек, Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» о возложении обязанности установить пандус и поручни, соответствующие государственным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада, находящейся по адресу: с.Ээрбек, ул.Школьная, 8, о возложении обязанности на Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада «Хензигбей» с.Ээрбек, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Поскольку в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд устанавливает срок исполнения решения – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Хензигбей» с.Ээрбек Кызылского кожууна Республики Тыва установить пандус и поручни, соответствующие государственным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада, находящейся по адресу: Кызылский кожуун, с.Ээрбек, ул.Школьная, 8, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
- обязать на Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада «Хензигбей» с.Ээрбек, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуш С.Ш. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Хензигбей» с.Ээрбек, Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» о возложении обязанности установить пандус и поручни, соответствующие государственным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада, находящейся по адресу: с.Ээрбек, ул.Школьная, 8, о возложении обязанности на Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада «Хензигбей» с.Ээрбек Кызылского кожууна Республики Тыва, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Хензигбей» с.Ээрбек Кызылского кожууна Республики Тыва установить пандус и поручни, соответствующие государственным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада, находящейся по адресу: Кызылский кожуун, с.Ээрбек, ул.Школьная, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
- обязать на Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – зданию детского сада «Хензигбей» с.Ээрбек Кызылского кожууна Республики Тыва, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кызылский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2014 года.
Председательствующий подпись Кужугет Р. Ш.
<данные изъяты>