УИД: 23RS0055-01-2020-002623-36
Судья – Шевченко П.В. Дело № 33а-29720/21
(№2а-1090/21)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Кривцова А.С.,
судей: Золотова Д.В., Булата А.В.,
при секретаре Вартанян Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чекалина В.Н. к судебному приставу-исполнителю Туапсинского РОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю, Туапсинскому РОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю, ГУФССП России по Краснодарскому краю об оспаривании действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя,
апелляционной жалобе Чекалина В.Н. на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2021 года,
заслушав доклад судьи Золотова Д.В., судебная коллегия
установила:
Чекалин В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Туапсинского районного отделения ГУФССП России по Краснодарскому краю, Туапсинскому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, УФССП России по Краснодарскому краю об оспаривании действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, выраженных в не передаче материалов исполнительного производства <№...> от 25 декабря 2018 года в Тамбовский РОСП УФССП России по Тамбовской области, не рассмотрении заявления от 30 сентября 2020г., не уменьшении суммы задолженности по алиментам. Требования административного иска мотивированы тем, что в производстве Туапсинского районного отделения ГУФССП России по Краснодарскому краю находится исполнительное производство <№...> от 25 декабря 2018 года в отношении Чекалина В.Н. 07.05.2019 года в адрес Туапсинского РОСП направлено заявление о передачи исполнительного производства на исполнение в Тамбовский районный отдел судебных приставов УФССП России по Тамбовской области, в связи с изменением его места жительства. 31 октября 2019 года и 18 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем выносились постановления о передаче вышеуказанного исполнительного производства в Тамбовский РОСП УФССП России по Тамбовской области по месту жительства должника - Чекалина В.Н. Однако, фактически материалы указанного исполнительного производства в Тамбовский РОСП УФССП России по Тамбовской области не переданы. Согласно данным официального сайта ФССП России, исполнительное производство <№...> находится на исполнении в Туапсинском районном отделении ГУФССП России по Краснодарскому краю. 30 сентября 2020 года административный истец направил в Туапсинское районное отделение ГУФССП России по Краснодарскому краю и в ГУФССП России по Краснодарскому краю заявления с просьбой предоставить информацию о передаче исполнительного производства <№...> от 25.12.2018 в Тамбовский районный ОСП УФССП России по Тамбовской области, а также о причинах не передачи судебным приставом-исполнителем Туапсинского районного отделения ГУФССП России по Краснодарскому краю указанного исполнительного производства в Тамбовский районный ОСП УФССП России по Тамбовской области. Однако, ответов на его заявление не поступало. Кроме того, 11.06.2020 года, 18.06.2020 года, 25.06.2020 года на его счет поступали денежные средства по 94 843 рубля 91 копейка, которые были списаны в счет погашения задолженности по исполнительному производству. Однако, согласно сведениям на официальном сайте ФССП России, сумма задолженности по исполнительному производству уменьшилась только на один платеж 94 843 рубля 91 копейка. Указанное послужило основанием для обращения в суд.
Решение Туапсинского районного
суда Краснодарского края от 28 июня 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе, направленной в Краснодарский краевой суд, Чекалин В.Н. просил решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2021 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска. В обосновании требований жалобы указано, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным, и подлежит отмене.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, их представителей обязательной не признана. Суд, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В соответствие со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 4.1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Статья 2 закона предусматривает, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется, в том числе, на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Из материалов дела установлено, что постановлением судебного пристава - исполнителя Туапсинского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Гаас О.В. от 25.12.2018 года возбуждено исполнительное производство <№...> о взыскании с Чекалина В.Н. в пользу Чекалиной Н.В. суммы задолженности по алиментам в размере 452 987,84 рублей, по месту жительства должника Чекалина В.Н. в Туапсинском районе.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
В силу статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 7 статьи 33 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов.
В связи с предоставлением должником сведений о перемене места жительства и регистрации по адресу: <Адрес...>, 31 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем Туапсинского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю вынесено постановление о передаче исполнительного производства <№...> от 25 декабря 2018 года в Тамбовский районный ОСП УФССП России по Тамбовской области, а также составлен акт об изменении места совершения исполнительных действий.
Согласно части 7.1-7.2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, - при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов. Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.
31 октября 2019 года заместителем начальника Туапсинского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю оригинал исполнительного производства <№...> от 25 декабря 2018 года направлен в адрес руководителя УФССП России по Краснодарскому краю в связи с передачей в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов.
Оригинал исполнительного производства направлен нарочно в Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю.
9 января 2020 года оригинал исполнительного производства возвращен в Туапсинский РОСП УФССП России по Краснодарскому краю с указанием на необходимость проведения отдельных видов исполнительских действий, а именно направлении запросов в ФМС, ЗАГС для установления фактического места жительства должника.
18 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем Туапсинского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю повторно вынесено постановление о передаче исполнительного производства <№...> от 25 декабря 2018 года в Тамбовский районный ОСП УФССП России по Тамбовской области.
Оригинал исполнительного производства <№...> от 25 декабря 2018 года направлен заказной корреспонденцией в УФССП России по Краснодарскому краю.
В соответствии частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» в обязанности судебного пристава-исполнителя входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу статьи 12 Федерального закона 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно части 5, 7 статьи 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно отзыву врио начальника Туапсинского РОСП на административное исковое заявление, поступившее в суд 05.02.2021 года, 05.10.2020 года в Туапсинское районное отделение судебных приставов поступило обращение Чекалина В.Н. от 30.09.2020 года, которое зарегистрировано 06.10.2020 года и присвоен регистрационный номер <№...>, 27.10.2020 года подготовлен ответ на обращение Чекалина В.Н. и отправлен почтовым реестром <№...> от 28.10.2020 года, в связи с чем, судом первой инстанции правомерно определено, что оснований для удовлетворения требований административного иска в указанной части не имеется.
Требования Чекалина В.Н. об уменьшении числящейся задолженности на сумму 189 687 рублей 82 копейки с отражением соответствующей информации на официальном сайте ФССП России, в данном случае несостоятельны, так как материалами дела установлено, что 18 марта 2020 года фактически и посредством базы АИС ФССП исполнительное производство <№...> передано в другое структурное подразделение, вопросами отражения информации об исполнительном производстве занимается отдел информации и обеспечения информационной безопасности ГУФССП России.
В силу п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции верно установлены обстоятельства рассматриваемого дела, в связи с чем, истцу обоснованно отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований. При этом, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что само по себе несогласие с объемом совершенных исполнительных действий не может свидетельствовать о бездействии судебного пристава-исполнителя, который вправе самостоятельно определять ход исполнительного производства.
Доводы апелляционной жалобы проверены, и не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.
Оснований для отмены судебного решения, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2021 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Чекалина В.Н. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: