Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2014 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Трегуб Н.К.
с участием помощника прокурора г. Краснотурьинска Вечеркиной Ю.В.
представителей администрации ГО Краснотурьинск Силантьевой А.В., действующей на основании доверенности № от №, Казакбаевой А.Н., действующей на основании доверенности № от №
представителей заинтересованных лиц: ООО «Квартал» Виноградовой О.И., действующей на основании доверенности № от №, ООО «ТКС» Велижаниной Н.В., действующей на основании доверенности от №, председателя ТСЖ «Тополек-3» Дубровиной В.А., действующей на основании протокола общего собрания собственников жилых помещений № от №,
при секретаре Ананьевой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании в части постановления администрации городского округа Краснотурьинск № от <дата обезличена> (в редакции Постановления от 13.11.2014 № 1677) и приложения № к названному постановлению
установил:
Прокурор г. Краснотурьинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации городского округа Краснотурьинск № от <дата обезличена> «Об установлении платы за пользование жилыми помещениями и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, находящихся в муниципальной собственности и в многоквартирных домах, которые не определились с размером платы (в редакции Постановления от 14.07.2014 № 1029) в части установления:
платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) размере платы;
размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в общежитиях муниципального специализированного жилищного фонда за 1 квадратный метр площади, находящихся в пользовании помещений для нанимателей жилых помещений в размере 49,06 рублей;
размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в общежитиях муниципального специализированного жилищного фонда и платы за дополнительные услуги по содержанию общего имущества в общежитиях муниципального специализированного жилищного фонда для собственников жилых помещений.
В ходе рассмотрения дела прокурор г. Краснотурьинска неоднократно уточнял заявленные требования.
В настоящем судебном заседании прокурор г.Краснотурьинска представил следующие требования: просит признать не соответствующими требованиям частей 1 и 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу п.2.3 постановления администрации городского округа Краснотурьинск от 26.06.2014 № 933 «Об установлении платы за пользование жилыми помещениями и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, находящихся в муниципальной собственности и в многоквартирных жилых домах, которые не определились с размером платы» (в редакции Постановления от 13.11.2014 № 1677) и приложение № 3 к настоящему Постановлению в части установления с 01.07.2014 размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в общежитиях муниципального специализированного жилищного фонда за 1 квадратный метр площади находящихся в пользовании помещений для нанимателей жилых помещений в размере 49,06 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора г.Краснотурьинска Вечеркина Ю.В. уточненные требования прокурора г.Краснотурьинска поддержала, пояснив, что оспариваемое в части постановление администрации городского округа Краснотурьинск противоречит статьям 16, 136, 154, частям 1 и 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагает, что установленный с <дата обезличена> названным выше Постановлением размер платы, равной 49,06 руб., за содержание и ремонт жилого помещения в общежитиях муниципального специализированного фонда за 1 кв.метр площади находящихся в пользовании комнат (помещений) для нанимателей жилых помещений ущемляет права тех нанимателей, занимаемые помещения которых оборудованы санузлом, кухней, кладовой коридором. Граждане, занимающие комнаты (помещения) с оборудованными санузлом, кухней, кладовыми не обязаны содержать места общего пользования в общежитии.
Представители администрации городского округа Краснотурьинск Силаньтева А.В. и Казакбаева А.Н. уточненные требования прокурора г.Краснотурьинска не признали.
Силантьева А.Н. в судебном заседании пояснила, что оспариваемое постановление и приложение № не противоречит действующему законодательству.
В силу ч.2 ст.156 названного Кодекса размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 154 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
плату за коммунальные услуги.
Согласно ч.5 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площади мест вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения хозяйственно-бытовых и иных нужд граждан, связанных с проживанием в нем, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В общежитиях коридорного типа в общее имущества входят лестничные клетки, коридоры, душевые, туалеты, кухни, кровли, подвалы, коммуникации систем тепло-, водо-, электроснабжения и другие помещения. Для нормального поддержания и функционирования здания в надлежащем состоянии необходимо проводить работы по содержанию вышеуказанного имущества.
Граждане, проживающие в общежитиях, пользуются общим имуществом, в том числе кухнями общего пользования, туалетами, коридорами и другим.
Утверждения прокурора о том, что в общежитиях, относящихся к муниципальному жилищному фонду, имеются квартиры с помещениями вспомогательного использования, занимаемые гражданами по договору найма не соответствуют действительности. Во всех общежитиях города оборудованы места, предназначенные для общего пользования (кухни, санузлы, коридоры, кладовые). В общежитии, расположенном по <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, с гражданкой <ФИО>9 заключен договор найма жилого помещения в общежитии в виде трех комнат <адрес обезличен>. Одна из указанных комнат самовольно оборудована под санузел и кухню путем перепланировки с установкой перегородок, сантехнического и иного оборудования.
Исходя из структуры платы за жилое помещение, предусмотренной ч.1 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Граждане, проживающие по договорам социального найма и найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, обязаны вносить плату за содержание и жилого помещения.
Плата, установленная в приложении № оспариваемого Постановления, в размере 49,06 руб. за 1 кв.метр площади находящихся в пользовании комнат (помещений) для нанимателей помещений с уровнем оплаты 90 % установлена правомерно.
Поскольку собственником специализированного жилищного фонда на территории городского округа Краснотурьинск является городской округ Краснотурьинск, оспариваемое постановление администрации вынесено в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом городского округа Краснотурьинск, она просит в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Казакбаева А.Н. доводы Силантьевой А.В. поддержала, дополнив, что согласно приложению № к постановлению администрации № от <дата обезличена> (в последующих редакциях), для нанимателей специализированных жилых помещений не устанавливается размер платы за дополнительные услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, то есть данной категории граждан предоставляется субсидия из средств местного бюджета в размере 93,88 руб. за 1 кв.м. площади.
Расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения для граждан, проживающих в общежитиях муниципального специализированного жилищного фонда, определен на основании указов губернатора Свердловской области и в соответствии с ч. 2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из площади комнат в общежитии.
Согласно произведенному расчёту платы за ремонт и содержание общего имущества в муниципальных общежитиях, предельный индекс роста жилищной услуги с <дата обезличена> по городскому округу Краснотурьинск составил 108,9 %. Индекс роста принят равным индексу, утверждённому Указом Губернатора Свердловской области от 30.04.2014 года № 232-УГ «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Свердловской области на период с 01 июля 2014 года по 2018 год».
Данный расчёт был произведён по аналогии с расчётом размеров платы за содержание и ремонт жилищного фонда за 2006-2007 года по муниципальному образованию городской округ Краснотурьинск.
В 2007 году Региональной энергетической комиссией Свердловской области был проведён анализ экономической обоснованности размеров платы за содержание и ремонт жилищного фонда за 2006-2007 года по муниципальному образованию городской округ Краснотурьинск.
Анализ экономической обоснованности тарифов, установленных на содержание и ремонт жилищного фонда на 2007 год по муниципальному образованию городской округ Краснотурьинск показал, что рост начисленных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги для граждан, проживающих в городском округе Краснотурьинск, в 2006 и 2007 годах соответствует установленным предельным индексам.
Представитель заинтересованного лица ООО «Квартал» Виноградова О.И. с требованиями прокурора не согласилась, доводы представителей администрации городского округа Краснотурьинск поддержала в полном объеме, дополнив, что федеральным жилищным законодательством прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения муниципального жилищного фонда. ООО «Квартал» является организацией, осуществляющей управление специализированным жилищным фондом в городском округе Краснотурьинск.
Представители ООО «Управляющая организация ТеплоКомСервис» Велижанина Н.В. и ТСЖ «Тополек-3» Дубровина В.А. с требованиями прокурора не согласились, поддержали доводы, изложенные представителями администрации городского округа Краснотурьинск и ООО «Квартал».
Представители заинтересованных лиц ООО «АМД», ООО «Вектор», ООО «УЖК Ресурс», ООО «Ресурс», ООО «Управляющая организация Коммунальный стандарт» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены путем направления судебных повесток, а также размещением информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда.
Представитель ООО «АМД» Корсикова М.А., действующая на основании доверенности № от 26.05.2014, и представитель ООО «УЖК Ресурс» Дугарь Е.И., действующая на основании доверенности от 01.01.2014, направили заявления с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, представители остальных заинтересованных лиц заявлений и ходатайств в суд не представили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом определено рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
<данные изъяты>
Данное постановление опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации - городской газете «Заря Урала», в том числе с изменениями, № 50 от 01.07.2014, № 91 от 28.11.2014.
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» содержится разъяснение о том, что при рассмотрении судами дел об оспаривании нормативных правовых актов суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В силу статей 131 и 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. При этом структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Решением Краснотурьинской городской Думы от 23.06.2005 № 76 «Об Уставе городского округа Краснотурьинск» установлена структура органов местного самоуправления городского округа Краснотурьинск, в состав которой входят: Дума городского округа; Глава городского округа; Администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа и другие. Главой 4 Устава городского округа Краснотурьинск установлено разграничение полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления городского округа Краснотурьинск (л.д.155-179 т.2).
Согласно ст. 31 Устава, администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Часть 1 статьи 32 Устава устанавливает конкретные полномочия администрации по решению вопросов местного значения, в том числе: организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.7); содержание муниципального жилищного фонда, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.11), организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.28); организацию благоустройства и озеленения территории городского округа (п.28) и другие.
Согласно ч. 2 ст. 32 Устава, к полномочиям администрации городского округа для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области, относятся в том числе иные полномочия, установленные федеральными и законами Свердловской области, предусматривающими наделение органов местного самоуправления городского округа отдельными государственными полномочиями (п. 9).
Аналогичные нормы установлены и ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Согласно ч.1 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ч.2 ст.156 настоящего Кодекса размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В соответствии с ч.5 ст.15 названного Кодекса общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 21.04.2014 № 570 утвержден перечень общежитий, относящихся к специализированному жилищному фонду городского округа Краснотурьинск (л.д.241-242 т.2).
Организацией, осуществляющей управление специализированным жилищным фондом, является ООО «Квартал», с которым заключен соответствующий договор (л.д.248-257 т.2). Данным договором предусмотрены перечень услуг (работ) по управлению специализированным жилищным фондом, а также перечень и стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту помещений общего пользования в специализированном жилищном фонде, а именно: содержание вахтеров, уборщиков, администраторов; уборка земельного участка, входящего в состав общего имущества дома, подготовка дома к сезонной эксплуатации (содержание крыш, подвалов и т.д.); проведение технических осмотров и ремонт систем водопровода и канализации, теплоснабжения, электрических устройств; аварийное обслуживание на системах водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, энергоснабжения; освещения мест общего пользования, дератизация, дезинсекция, вывоз и размещение ТБО на свалке; текущий ремонт.
Согласно названному договору, в состав общего имущества специализированного жилищного фонда входят земельный участок, фундамент, ограждающие, несущие и ненесущие конструкции зданий, помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном здании: подъезды, входы, тамбуры, вестибюли, коридоры, межэтажные и межквартирные лестничные клетки, помещения подвальных этажей, лестницы, инженерные коммуникации, и другое.
Суд считает установленным и не требующим представления доказательств то обстоятельство, что граждане, проживающие в общежитиях, пользуются общим имуществом, а, значит, обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Доводы прокурора о том, что граждане, проживающие в муниципальном общежитии, расположенном по <адрес обезличен>, и занимающие помещения в виде отдельных комнат и квартир, предназначенных для пользования исключительно проживающими там лицами, не обязаны содержать места общего пользования в общежитии, основаны на неверном толковании нормы закона и во внимание не принимаются.
Статус общежитий определен действующим постановлением, принятым компетентным органом, который не оспаривается.
Представленный администрацией городского округа Краснотурьинск расчет платы за ремонт и содержание общего имущества и дополнительные затраты по содержанию общего имущества в муниципальных специализированных жилых домах (общежитиях городского округа Краснотурьинск») экономически обоснован (л.д.215-228 т.2). 100-процентная плата за содержание и ремонт общего имущества с дополнительными услугами по содержанию общего имущества в муниципальных общежитиях на 1 кв.метр площади находящихся в пользовании комнат составляет 142,94 руб.
Согласно приложению № к оспариваемому постановлению, нанимателям жилых помещений (комнат), находящихся у них в пользовании, размер платы за 1 кв.метр площади установлен с уровнем оплаты 90 % (без дополнительных услуг) в размере 49,06 руб. (л.д.18 т.1).
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое в части постановление администрации городского округа Краснотурьинск с приложением № не ущемляет права граждан, являющихся нанимателями жилых помещений в специализированном жилищном фонде.
То обстоятельство, что у некоторых нанимателей, в частности <ФИО>9, жилые помещения в общежитии оборудованы санузлом, кухней, кладовой, при рассмотрении требования прокурора правового значения не имеет, поскольку, как указано выше, места общего пользования не ограничиваются перечисленными помещениями. Граждане, проживающие в общежитиях, пользуются и другим имуществом общего пользования.
Кроме того, из показаний свидетеля <ФИО>15 следует, что комнаты, предоставленные ее дочери <ФИО>9 в общежитии, расположенном по <адрес обезличен>, оборудованы кухней и санузлом до ее вселения в эти комнаты. При необходимости, проживая в общежитии, дочь и члены ее семьи пользуются местами общего пользования.
Представленный прокурором в обоснование заявленных требований технический паспорт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, составленный по состоянию на <дата обезличена> (л.д.50-70 т.1), из которого усматривается наличие комнаты, оборудованной санузлом и кухней, не опровергает доводов представителей администрации городского округа Краснотурьинск и ООО «Квартал», поскольку жилое помещение, расположенное по указанному адресу, имеет статус общежития. Технический паспорт содержит лишь сведения о характеристике жилья и не изменяет статус жилого помещения.
Кроме того, согласно письму и.о.председателя комитета по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск № от 04.12.2014, граждане, проживающие в общежитиях города Краснотурьинска с заявлениями о согласовании проведения перепланировки в представленных комнатах для проживания в Комитет не обращались, согласования им не выдавались.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, принят компетентным органом, заявленные прокурором г.Краснотурьинска требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании пункта 2.3 постановления администрации городского округа Краснотурьинск № от <дата обезличена> (в редакции Постановления от 13.11.2014 № 1677) и приложения № к названному постановлению в части установления с 01.07.2014 размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в общежитиях муниципального специализированного жилищного фонда за 1 квадратный метр площади находящихся в пользовании помещений для нанимателей жилых помещений в размере 49,06 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.
Председательствующий: судья (подпись) Трегуб Н.К.
Решение в окончательной форме изготовлено с помощью компьютерной техники 09 декабря 2014 года.
СОГЛАСОВАНО
Судья Н.К. Трегуб