Р Е Ш Е Н И Е № 1130
Именем Российской Федерации
13 декабря 2012 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Жидкова В.В., при секретаре Грищенко В.С., с участием заявителя Бондарева О.В., представителя командующего Северным флотом Плотникова С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № прапорщика Бондарева О. В. об оспаривании действий командующего Северным флотом и командира войсковой части №, связанных с назначением на воинскую должность,
У С Т А Н О В И Л:
Бондарев обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать командира войсковой части № повторно направить установленным порядком документы к назначению его на воинскую должность начальника склада горючего (авиационного) войсковой части №, №, «старший сержант», 7 тарифный разряд, в адрес должностного лица, правомочного осуществлять такие действия – Министра обороны Российской Федерации. а также обязать командующего Северным флотом согласовать данные документы и направить их в адрес указанного должностного лица – Министра обороны Российской Федерации.
В судебном заседании Бондарев на удовлетворении заявления настаивал.
Представитель командующего Северным флотом Плотников просил отказать в удовлетворении заявления Бондарева и указал, что назначение последнего на желаемую низшую должность возможно только в связи с организационно-штатными мероприятиями и в случае с заявителем таких обстоятельств не имеется.
Командир войсковой части №, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл и в возражениях просил по тем же основаниям в удовлетворении заявления Бондарева отказать, но, указал, что считает назначение Бондарева на указанную воинскую должность целесообразным.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, военный суд считает, что заявление Бондарева подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из исследованных в судебном заседании заявления и рапорта Бондарева, копий контракта о прохождении им военной службы, справок, представления, ходатайства и приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, выписки из штатно-должностной книги и копии протокола заседания аттестационной комиссии войсковой части №, выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, выписки из проекта приказа Министра обороны Российской Федерации, препроводительной отдела кадров Северного флота, усматривается, что прапорщик Бондарев проходил военную службу по контракту в должности начальника склада горючего (авиационного) войсковой части № и зарекомендовал себя дисциплинированным и исполнительным военнослужащим, должным образом исполняющим должностные обязанности, по выводам последней аттестации Бондарев признан соответствующим занимаемой должности.
В марте 2012 года в связи с проводимыми на Северном флоте организационно-штатными мероприятиями, планируемым сокращением службы горючего войсковой части №, прапорщик Бондарев был перемещен на низшую воинскую должность с меньшим должностным окладом денежного содержания, подлежащую замещению военнослужащими нижестоящих составов, - авиационного механика – водителя группы регламента (вертолетов) техническо-эксплуатационной части (авиационной техники) войсковой части №, №, «старший матрос», 4 тарифный разряд, которую он занимает до настоящего времени.
В дальнейшем, решение о сокращении службы горючего войсковой части № было приостановлено и данное подразделение с вакантной воинской должностью начальника склада горючего (авиационного) войсковой части №, №, «старший сержант», 7 тарифный разряд, вновь включено в штат воинской части.
В мае 2012 года Бондарев по команде обратился к командиру войсковой части № с рапортом, в котором просил назначить его на высшую вакантную воинскую должность начальника склада горючего (авиационного), №, «старший сержант», 7 тарифный разряд. Тогда же, в мае 2012 года, командир войсковой части №, посчитав необходимым и целесообразным назначение Бондарева на данную воинскую должность, оформил необходимые документы и в установленном порядке направил их через кадровые органы в адрес должностного лица, правомочного издавать соответствующий приказ – Министра обороны Российской Федерации.
Однако, в ноябре 2012 года документы по назначению Бондарева на указанную должность от подчиненных командующему Северным флотом должностных лиц были возвращены без реализации по причине того, что его назначение на низшую должность возможно только в связи с организационно-штатными мероприятиями и в его случае таких обстоятельств не имеется.
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 10 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее – Положение) на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и офицерами, назначаются военнослужащие соответствующего состава. При невозможности назначения на указанные воинские должности военнослужащих соответствующего состава на них могут быть назначены военнослужащие нижестоящего состава в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Военнослужащие могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению военнослужащими нижестоящих составов, в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 17 данной статьи Положения, при отсутствии их подчиненности военнослужащим нижестоящих составов.
Согласно подпункта «а» пункта 17 статьи 11 Положения назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится в связи с организационно-штатными мероприятиями - при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность.
Однако, в судебном заседании бесспорно установлено, что прапорщик Бондарев уже проходит военную службу на низшей должности со штатной категорией «старший матрос», 4 тарифный разряд, и просит назначить его на высшую должность со штатной категорией «старший сержант», 7 тарифный разряд, которая является вакантной.
В соответствии со статьями 33 и 84 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, командир (начальник), обладая в порядке реализации принципа единоначалия правом единоличного принятия решений, в целях соблюдения установленного порядка прохождения военной службы подчиненными военнослужащими и исходя из всесторонней оценки обстановки обязан осуществлять подбор, расстановку и аттестацию прапорщиков, своевременно осуществлять (представлять в порядке подчиненности соответствующие документы) назначение их на воинские должности, присвоение им воинских званий, а также принимать решения по другим вопросам, касающимся прохождения военной службы.
Согласно статьи 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» назначение на воинские должности военнослужащих в штатных воинских должностях сержантского состава и прапорщиков осуществляется в порядке, установленном Положением.
Из требований пунктов 4 - 5, 11 - 13 статьи 11 Положения следует, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и отвечающие предъявляемым к соответствующей воинской должности требованиям, с учетом уровня их профессиональной подготовки, психологических качеств, состояния здоровья и иных обстоятельств, могут быть назначены на высшую воинскую должность. Назначение таких военнослужащих на высшие воинские должности является правом должностных лиц, в прямом подчинении которых они находятся, и оно (назначение) может производиться в порядке продвижения по службе (с согласия военнослужащего) либо по итогам конкурса. При этом, воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что мнение ответчиков о невозможности назначения заявителя на высшую вакантную воинскую должность со штатной категорией «старший сержант», 7 тарифный разряд, по причине того, что занимаемая им в настоящее время низшая воинская должность со штатной категорией «старший матрос», 4 тарифный разряд, не подлежит сокращению, является ошибочным, а требования подпункта «а» пункта 17 статьи 11 Положения не могут применяться к рассматриваемым правоотношениям и не могут препятствовать в назначении Бондарева на указанную высшую воинскую должность.
Вместе с тем, из смысла подпункта 3 статьи 11 Положения в их взаимосвязи с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 05 октября 2011 года № 1818 «О приказах по личному составу» следует, что применительно к рассматриваемому гражданскому делу правом издания приказа по личному составу о назначении прапорщика Бондарева на указанную должность со штатной категорией «старший сержант», 7 тарифный разряд, обладает Министр обороны Российской Федерации, которому на подпись представляются проекты приказов.
Кроме того, положениями Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 года № 350, установлено, что на военнослужащего, представляемого к назначению на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, оформляется представление, которое подписывается непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) и направляется вместе с необходимыми документами по команде через кадровые органы для принятия решения должностным лицом, имеющим право издавать соответствующий приказ. При прохождении представления по команде, в его разделе «Заключения прямых начальников» последовательно вносятся заключения командиров (начальников), где указывается их согласие или несогласие с представлением. В случае несогласия прямого командира (начальника) с представлением дается мотивированное заключение. В дальнейшем представление согласуется в установленном порядке. Окончательное решение по представлению принимает должностное лицо, имеющее право издавать соответствующий приказ.
Таким образом, принимая во внимание, что у командира войсковой части № существует служебная необходимость, целесообразность, в назначении Бондарева с его согласия на высшую воинскую должность начальника склада горючего (авиационного) войсковой части №, №, «старший сержант», 7 тарифный разряд, а также то, что обстоятельства отсутствия факта сокращения занимаемой Бондаревым в настоящий момент должности не могут препятствовать в назначении его на вышеуказанную высшую должность, то суд считает, что законных оснований для отказа в направлении и согласовании документов, необходимых для назначения заявителя на указанную должность, у ответчиков не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Бондарева О. В. – удовлетворить.
Обязать командира войсковой части № повторно направить установленным порядком документы к назначению Бондарева О. В. на воинскую должность начальника склада горючего (авиационного) войсковой части №, №, «старший сержант», 7 тарифный разряд, в адрес должностного лица, правомочного издавать приказы по личному составу о назначении на должность – Министра обороны Российской Федерации.
Обязать командующего Северным флотом согласовать документы к назначению Бондарева О. В. на воинскую должность начальника склада горючего (авиационного) войсковой части №, №, «старший сержант», 7 тарифный разряд, и направить данные документы установленным порядком в адрес должностного лица, правомочного издавать приказы по личному составу о назначении на должность – Министра обороны Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение месяца.
копия:
Председательствующий по делу
судья Североморского гарнизонного военного суда В.В. Жидков