Дело № 2-44/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2013 года г.Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Крупского В.Г.,
при секретаре Апанасовой М.В.
с участием помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Капыловой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Захарова Виктора Викторовича к МО МВД РФ «Змеиногорский» и Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Захаров В.В. обратился в суд с выше названным иском, указывая, что он в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ содержался и конвоировался в ИВС МО МВД РФ «Змеиногорский». В период содержания в ИВС с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ находился в камере № 1, камера была маленькая 160 на 280 см., была рассчитана на 4 человека, камеры находятся в полуподвальном помещении, в камере в периоды этапирования содержалось от 3х до 5 человек. Имелось две кровати из железа, перегороженные решетками в результате чего не поступал свет и свежий воздух. Пол в камере был бетонный сырой и холодный, Санузлы в камерах состояли из бочка, при отправлении нужд он испытывал морально нравственные страдания из за того, что стеснялся и ему приходилось отправлять нужду в присутствии посторонних лиц. В камерах имелись паразиты, тараканы, клопы, мухи, которые не уничтожались. Дезенфицирующие средства не выдавались. Кормили плохо, пища раздавалась с нарушением санитарных норм сотрудниками ИВС, одежда на них была все время одна и не известно мыли ли они руки. При предаче родственниками продуктов питания, сигарет, сотрудники ИВС приводили часть продуктов в негодность, отламывали фильтры у сигарет, в результате чего их невозможно было курить. Постельные принадлежности практически не выдавались, имелись только грязные матрасы и подушки, в результате чего у него возникало чувство отвращения и он не мог спать. По этапу его перевозили в автомобиле в боксе 50 -50-130 см. Во время перевозки в туалет не выводили, горячим питанием не кормили, воду не давали, в помещении было душно. В результате, условия содержания сказались на его здоровье, он был физически и психически истощен, у него были боли в мочевом пузыре, почках, отдышка, заболел геморроем и простатитом.
Просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда с министерства Финансов РФ за счет казны РФ <данные изъяты> рублей.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство Финансов РФ, в качестве третьего лица ГУ МВД России по АК.
Истец Захаров В.В. в судебное заседание не явился в связи с нахождением в местах лишения свободы.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГУ МВД России по АК. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В своем отзыве на иск указал, что возражает против удовлетворения заявленных исковых требований поскольку истцом не доказано причинении ему морально нравственных страданий.
Представитель МО МВД РФ «Змеиногорский» Должикова С.В., исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, суду пояснила, что согласно записи в книге учета лиц, содержащихся в ИВС Захаров содержался в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть периоды его фактического содержания в ИВС и периодов указанных в исковом заявлении не совпадают.
В период ДД.ММ.ГГГГ велись журналы учета предложений, заявлений и жалоб граждан, однако, каких - либо жалоб на условия содержания Захаровым не предъявлялось.
Не состоятельны доводы истца о том, что камеры ИВС располагались в полуподвальном помещении. ИВС на период времени ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и настоящее время находится на первом этаже здания, расположенное по адресу <адрес>.
По журналам учета лиц, содержащихся в ИВС также возможно проследить общее количество человек, находившееся в изоляторе в период нахождения там Захарова. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Захаров в ИВС находился один. А в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общее количество содержащихся лиц варьировалось от 5 до 8 человек. На общее количество камер на тот момент, 6 камер (1 камера вмещала - 4 койко-места, 3 камеры по 2 койко - места).
Истец указывает, что «проводимый досмотр передач приводил в негодность часть продуктов». Для того, чтобы исключить попадание лицам, содержащимся в ИВС запрещенных предметов, необходимо проводить досмотр приносимых родственниками вещей, и это является обязанностью сотрудников ИВС.
Истец указывает, что вследствие ненадлежащих условий этапирования и содержания у него развился ряд болезней: геморрой, простатит и т.д. Журнал медицинских осмотров и оказания помощи лицам, содержащихся в ИВС, который велся на период времени ДД.ММ.ГГГГ годов не содержит сведений об обращении Захарова за медицинской помощью.
Действовавшим на момент содержания Захарова в ИВС актом, регламентирующим содержание подозреваемых и обвиняемых, является Приказ МВД России от26.01.1996 №41. Данным приказом установлена необходимость наличия спального места (при наличии соответствующих условий), при этом нет конкретного требования должна это быть кровать или нары. Также камеры оборудуются санитарным узлом. Дежурный по камере обязан выносить и мыть бачок для отправки естественных потребностей, мыть пол. В приказе употреблено, как понятие санитарного узла, так и бачка для отправки естественных потребностей, что говорит о допустимости наличия либо того, либо другого.
В исковом заявлении истец, хотя и указывает, в чем выразился моральный вред, доказательств подтверждающих эти обстоятельства суду не представлено.
Руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, заключения прокурора полагавшего исковые требования частично обоснованными, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 150, 151 ГК РФ в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, в том числе, и унижающими достоинство, суд может возложить на нарушителей обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может причиняться временным ограничением или лишением каких-либо прав.
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст. 15 указанного Федерального закона N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 1071 ГК РФ указанный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии со ст.ст. 1101, 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Размер такой компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", действующими в ДД.ММ.ГГГГ году, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Как следует из Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" (утв. Приказом МВД РФ от 26.01.1996 N 41)
Камеры ИВС оборудуются: столом; санитарным узлом; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком; урной для мусора.
Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья.
Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
Бритвенные принадлежности выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе в установленное время не реже двух раз в неделю.
Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Исходя из действующих в 2003-2004г вышеназванных правилах в камерах допускалось наличие бачка для отправления естественных надобностей, однако суд принимает во внимание и то, что отсутствие условий приватности, а так же отсутствия полноценного туалета, само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и вызвать у истца чувство страдания и унижения, которые могли оскорбить и унизить его.
Суд установил, что истец Захаров В.В. содержался в ИВС МО МВД РФ «Змеиногорский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 26 дней, что подтверждается книгой учета лиц, содержащихся в ИВС.
Захаровым В.В. в исковом заявлении указаны периоды его содержания и этапирования в ИВС в период: ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, заявленные периоды лишь частично совпадают с указанными истцом периодами, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ
Период содержания в ИВС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИВС истец содержался один, что подтверждается книгой учета лиц, содержащихся в ИВС. При этом суд учитывает, что в данный период нахождения истца в ИВС приватность отправления естественных нужд не нарушалась.
Однако в период указанный истцом ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в ИВС истец находился не один, соответственно нарушение приватности отправления естественных нужд имело место.
Довод Захарова В.В. в части несоответствия камеры №1 норме для размещения заключенных, суд считает не обоснованным, как было указано истцом в период ДД.ММ.ГГГГ он содержался именно в этой камере, судом установлено, что в камере он находился один, в соответствии с имеющимся и представленным санитарным паспортом ИВС и актом обследования технической укрепленности ИВС, площадь камеры составляет 5.7 метров, в том числе, свободной после установки умывальника и санитарного узла 4.7 кв. м., т.е. соответствует установленным нормативам.
В период нахождения Захарова В.В. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по пояснениям последнего он содержался во 2 и 3х камерах площадью 7.6 м.кв. каждая, камеры оборудованы на два лица. Суд принимает во внимание доводы истца в части того, что учетная площадь данных камер, не соответствуют установленным нормативам, в связи с чем, истец мог испытывать в связи с этим не удобства. Однако нарушение данной нормы в указанном случаи является незначительным.
К доводам истца в части плохой пищи, нарушения санитарных норм при ее раздаче сотрудниками ИВС, приведения продуктов питания, сигарет, сотрудники ИВС в негодность, отсутствия надлежащих постельных принадлежностей. Относительно плохого освещения и вентиляции камер, холодного бетонного и сырого пола в камере, наличия паразитов, суд относится критический, так как в обоснование своих доводом истцом, суду ни чего предоставлено не было.
Как следует из материалов дела, документы, определяющие лимит наполняемости, содержащихся в ИВС лиц, а также документы, свидетельствующие о санитарном состоянии и техническом оснащении камер в ИВС за ДД.ММ.ГГГГ.г. отсутствуют. Документы уничтожены в связи с истечением срока хранения документации, что подтверждается актами уничтожения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а так же ответом МО МВД РФ «Змеиногорский» от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно журнала медицинских осмотров и оказания помощи лицам содержащимся в ИВС за перио<адрес>., истец за медицинской помощью не обращался. Каких либо доказательств в части ухудшения здоровья, наличия заболеваний и связи их с содержанием истца в ИВС в указанные выше периоды, Захаровым В.В. суду представлено не было. В связи с чем, суд не может принять во внимание доводы истца об ухудшении его здоровья.
Поскольку судом так же не установлено нарушений инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, при конвоировании истца.
Каких либо доказательств того, что при конвоировании истец был лишен воды или каким либо иным образом по вине конвоя ограничен в своих законных правах, суду представлено не было.
В соответствие со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
С учетом изложенного в данной части доводы истца суд не может признать обоснованными.
Поскольку условия содержания в камерах ИВС, в период содержания истца не в полной мере соответствовали требованиям ст. 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, учитывая продолжительность и степень тяжести полученных истцом нравственных и физических страданий, перенесенных им в результате ненадлежащего содержания в ИВС МО МВД РФ « Змеиногорский» суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований Захарова В.В. лишь в части и определяет размер денежной компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., суд принимает во внимание фактические обстоятельства –время нахождения истца в ИВС, степень вины причинителя вреда, отсутствие наступления каких-либо последствий для истца, разумность и справедливость.
Суд полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации, в связи чем, в удовлетворении заявленных исковых требований Захарова В.В. к МО МВД РФ «Змеиногорский» следует отказать в полном объеме.
Суд полагает необходимым взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Захарова Виктора Викторовича за счет средств казны РФ в счет компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований (<данные изъяты>) Захарова В.В. к Министерству финансов Российской Федерации следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Захарова Виктора Викторовича удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Захарова Виктора Викторовича за счет средств казны РФ в счет компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС МО МВД РФ «Змеиногорский» - <данные изъяты> рублей. <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части исковых требований (<данные изъяты>) Захарова Виктора Викторовича к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
В удовлетворении заявленных исковых требований Захарова Виктора Викторовича к МО МВД РФ «Змеиногорский» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья ____________ В.Г. Крупский