РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 апреля 2019 года гор. Солнечногорск
Солнечногорский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Котова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Борисовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда гражданское дело по иску Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ЕРЦ) о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части 28337 капитана запаса ФИО2 излишне выплаченных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ЕРЦ Бирюкова обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, чья выслуга на военной службе составляла в указанном периоде 12 полных лет, выплачивалась ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 25% оклада денежного содержания, а не 20% данного оклада. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сдал дела и должность и со следующего дня был исключён из списков личного состава части. Однако за ДД.ММ.ГГГГ ему были выплачены ежемесячные надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за классную квалификацию, за особые условия военной службы, надбавка за особые достижения военной службы, а также премия за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей военной службы, в то время как перечисленные дополнительные выплаты причитались ему к выплате по день сдачи дел и должности. Таким образом, ответчику за указанные периоды была произведена выплата неположенных ежемесячных денежных надбавок в сумме 10310 рублей 61 копеек, которая произошла по причине нарушения алгоритма расчёта денежного довольствия, поскольку все данные в специализированное программное обеспечение «Алушта» вводят кадровые органы и ЕРЦ на тот момент не обладал достоверными сведениями о размере перечисленных надбавок, установленных для указанного военнослужащего. Такие сведения стали известны истцу лишь с 24 августа 2016 года, когда они были внесены кадровыми органами в упомянутое программное обеспечение. В связи с изложенным представитель истца полагает, что указанные денежные средства, как излишне выплаченные ответчику, подлежат возврату в федеральный бюджет, а потому просит суд взыскать их с него в пользу представляемого ею учреждения.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явились, не обеспечили явку своих представителей и не сообщили суду о причинах неявки.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно расчётным листкам Кашубы за период с июля 2015 года по январь 2016 года ему за период с 25 июля 2015 года по 31 января 2016 года была начислена и выплачена ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 25% оклада денежного содержания.
Из расчётного листка Кашубы за июль 2016 года ему выплачены ежемесячные надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за классную квалификацию, за особые условия военной службы, надбавка за особые достижения военной службы, а также премия за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей военной службы за период с 1 по 31 июля 2016 года.
Согласно выписке из приказа командующего воздушно-десантными войсками (по личному составу) от 8 июля 2016 года №82 Кашуба, имея выслугу лет в льготном исчислении 13 лет и 2 месяца, досрочно уволен с военной службы в запас по собственному желанию.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 28337 (по строевой части) от 2 августа 2016 года №46 Кашуба с 30 июля 2016 года полагается сдавшим дела и должность, и с 31 июля того же года исключён из списков личного состава части.
Из скриншотов специализированного программного обеспечения «Алушта» следует, что выслуга лет Кашубы по состоянию на 25 июля 2015 года составляет 12 лет и 3 месяца, а сведения о действительно продолжительности его военной службы, а также о датах сдачи им дел и должности и исключения из списков личного состава части внесены в указанного программное обеспечение 24 августа 2016 года.
Согласно ст.12 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным Законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства России, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Часть 2 ст.2 Федерального Закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» предусматривает, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В соответствии с частью 13 этой же статьи ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается при выслуге от 10 до 15 лет в размере 20 процентов.
Согласно п.38 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года №2700 (далее - Порядок), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день сдачи дел и должности.
Пункт 81 Порядка устанавливает, что премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей выплачивается военнослужащим за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности исходя из окладов денежного содержания на день принятия решения (издания приказа) о выплате премии.
Согласно ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных Законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Данные правила, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Пунктом 3 ст.1109 ГК РФ установлены ограничения для возврата в виде неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.
Поскольку в период с 25 июля 2015 года по 31 января 2016 года продолжительность военной службы Кашубы в льготном исчислении составляла 12 полных лет, ему подлежала выплате ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 20% оклада денежного содержания, а право на получение этой надбавки в сумме, превышающем указанный размер на 5% этого оклада, у него отсутствовало.
Кроме того, ввиду сдачи им 30 июля 2016 года дел и должности, он утратил право на получение ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за классную квалификацию, за особые условия военной службы, надбавки за особые достижения военной службы, а также премии за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей военной службы за 31 июля 2016 года, когда был исключён из списков личного состава части.
Из справки-расчёта неположенных ответчику выплат следует, что сумма необоснованно выплаченных ему в указанный период ежемесячной надбавки за выслугу лет и перечисленных выше дополнительных выплат за 31 июля 2016 года составляет, за вычетом налога на доходы физических лиц, 10310 рублей 61 копейку.
Проверив указанный расчёт на основании приведённых выше доказательств и нормативных актов, суд находит его достоверным.
Ввиду того, что внесение данных в единую базу с использованием специализированного программного обеспечения «Алушта» осуществляется кадровыми органами Министерства обороны РФ, а ЕРЦ в период возникновения спорных правоотношений не обладал достоверными сведениями о размере ежемесячной надбавки за выслугу лет ответчика и о датах сдачи им дел и должности, а также исключения из списков личного состава части, что подтверждается скриншотами упомянутой программы, суд признаёт, что неправильное начисление перечисленных в исковом заявлении дополнительных выплат Кашубе произошло вследствие счётной ошибки, вызванной несвоевременным введением указанных данных о нём в названное программное обеспечение.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Разрешая данное дело, суд учитывает, что со стороны Кашубы отсутствуют какие-либо умышленные действия, направленные на неправомерное завладение дополнительными выплатами в большем, чем он имел право на них, размере. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает возможность взыскания с военнослужащего неположенных ему сумм, выплаченных в порядке обеспечения денежным довольствием, при наличии счётной ошибки при его начислении, что имеет место в данном случае.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» к ФИО2 – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» 10310 (десять тысяч триста десять) рублей 61 копейку.
Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Солнечногорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий А.Ю. Котов