Дело № 2-6005-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2014 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Исаева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Рыбальченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Терминал-Таганрог» об обязании обеспечить выполнение условий лицензии на право пользования недрами,
У С Т А Н О В И Л:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в Таганрогский городской суд Ростовской области с иском к ООО «Терминал-Таганрог» об обязании обеспечить выполнение условий лицензии на право пользования недрами.
В обоснование иска указал, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы проведена проверка исполнения федерального законодательства и соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении деятельности по пользованию недрами ООО «Терминал-Таганрог».
По результатам проведенной проверки установлено, что ООО «Терминал-Таганрог» допускаются нарушения требований законодательства.
В связи с чем, просил суд обязать ООО «Терминал-Таганрог» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение условий лицензии на право пользования недрами № путем разработки и согласования с уполномоченными органами проекта разведки подземных вод, схемы систем водопотребления и водоотведения.
В судебном заседании Ростовский межрайонный природоохранный прокурор Романычев А.Г. доводы искового заявления поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель ответчика Жукова И.Г. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель 3-го лица Администрации г. Таганрога Костюченко Е.П. полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы проведена проверка исполнения федерального законодательства и соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении деятельности по пользованию недрами ООО «Терминал- Таганрог».
По результатам проведенной проверки установлено, что ООО «Терминал- Таганрог» допускаются нарушения требований законодательства.
Установлено, что в нарушение пункта 3.2 условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой составной частью лицензии №, ООО «Терминал-Таганрог» в срок до <дата> не обеспечило подготовку и составление проекта разведки подземных вод и согласование его с Распорядителем недр.
В нарушение п. 4.3 условий пользования недрами предприятие в срок до <дата> не составило и не согласовало с Распорядителем недр и территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов Схему систем водопотребления и водоотведения.
Согласно п. 9.3 условий пользования недрами существенными условиями лицензии являются, в том числе положения, установленные пунктами 3.2, 4.3 настоящих условий.
На основании ст. 4 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от <дата> № «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии с пунктами 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от <дата> № «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации от <дата> № «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Статьей 23.2 Закона Российской Федерации от <дата> № «О недрах» установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 5 ст. 24 Закона Российской Федерации от <дата> № «О недрах» одним из основных требований по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, является проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций.
В соответствии со ст. 36.1 Закона Российской Федерации от <дата> № «О недрах» в Российской Федерации осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит, в том числе мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.
Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр.
Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 30 Водного кодекса РФ государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Согласно ч. 8 ст. 30 Водного кодекса РФ порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (далее - Положение).
В соответствии с п. 8 Положения государственный мониторинг водных объектов организовывается и осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При проведении мониторинга используются сведения, полученные в результате наблюдений, в том числе водопользователями и недропользователями.
Приказом Минприроды России от <дата> № в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок), который определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.
Так, пунктами 2, 4 Порядка установлено, что обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.
Схема систем водопотребления и водоотведения (далее - Схема) подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. В случае использования подземных водных объектов Схема подлежит также согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок.
ООО «Терминал-Таганрог» осуществляет деятельность по добыче подземных вод с нарушением перечисленных норм закона и существенных условий лицензии на право пользования недрами №.
Таким образом, общество посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, ООО «Терминал-Таганрог» нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 1.2 Закона Российской Федерации от <дата> № «О недрах» установлено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Таким образом, ООО «Терминал-Таганрог» нарушены права Российской Федерации, как собственника недр.
Кроме того, по результатам проверки генеральному директору ООО «Терминал-Таганрог» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Вместе с тем, исходя из поступившего ответа, нарушения закона, а также причины и условия, им способствующие, до настоящего времени не устранены.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
В связи с чем, обращение прокурора с настоящим иском правомерно, а исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Терминал-Таганрог» об обязании обеспечить выполнение условий лицензии на право пользования недрами - удовлетворить.
Обязать ООО «Терминал-Таганрог» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение условий лицензии на право пользования недрами № путем разработки и согласования с уполномоченными органами проекта разведки подземных вод, схемы систем водопотребления и водоотведенияРешение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Исаев С.Н.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.09.2014 г.
подпись