РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2023 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Арефьевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Степаненко Н.В.,
с участием административного ответчика Краснова М.В
помощника прокурора <адрес> Анютина М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№а-1757/2023 по административному исковому заявлению врио начальника ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес> к Краснову М. В. об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Руководитель ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении осужденного Краснова М.В.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Краснов М.В. освобождается из ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес> <дата>, осужден приговором Приволжского районного суда <адрес> от <дата> по части 1 статьи 161 УК РФ, пунктам «в, г» части 2 статьи 161, на основании части 3 статьи 69, части 5 статьи 74, статьи 70 УК РФ сроком на 3 (три) года 4 (четыре) месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 10000 (десять) тысяч рублей. После освобождения ответчик следует к месту жительства по адресу: <адрес> улица Р№, имеет неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. За время отбывания наказания в виде лишения свободы ответчик зарекомендовал себя отрицательно, допустил 27 нарушений установленного порядка отбывания наказания, которые являются действующими, поощрений от администрации исправительного учреждения не имеет. Состоит на обычных условиях отбывания наказания. На профилактическом учете не состоит. К лечению заболевания относится добросовестно, предписания врачей выполняет. Склонности к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, сильнодействующих веществ не проявляет.
Административный истец ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес> просит установить в отношении Краснова М.В. административный надзор на срок, установленный законодательством, 8 лет; обязательную явку 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Представитель ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес>, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство, согласно которому просил рассмотреть исковое заявление в его отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объёме.
Административный ответчик Краснов М.В. в судебном заседании пояснил, что с заявленным иском не согласен, считает завышенным срок административного надзора.
Выслушав ответчика, изучив и проверив представленные материалы, личное дело осужденного, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к выводу, что заявление начальника ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес> подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании части 1 статьи 3 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных части 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ следует, административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость,
- за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, который в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (п. 1 ч.1 и п.1 ч.3);
- за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве (п.2 ч.2).
Судом установлено, подтверждается материалами административного дела, что Краснов М.В. осужден приговором Приволжского районного суда <адрес> от <дата> по части 1 статьи 161 УК РФ, пунктам «в, г» части 2 статьи 161, на основании части 3 статьи 69, части 5 статьи 74, статьи 70 УК РФ сроком на 3 (три) года 4 (четыре) месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 10000 (десять) тысяч рублей. Указанным приговором суда в действиях Краснова М.В признано отягчающим наказание обстоятельством опасный рецидив преступлений (л.д. 6-18).
<дата> осужденный Краснов М.В. освобождается из ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес> по отбытию срока наказания. Административный ответчик имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение умышленного тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Согласно характеристике, утвержденной врио начальника ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес>, осужденный Краснов М.В. характеризуется отрицательно, как невставший на путь исправления, имеет действующие взыскания (л.д. 4, 5).
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 3 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ, для установления административного надзора в отношении Краснова М.В.
В соответствии с частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В силу требований части 2 статьи 4 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
С учетом данных характеризующих личность Краснова М.В наличие места проживания и регистрации, обстоятельств совершенного преступления, за которое он отбывает наказание, поведение в местах лишения свободы, требований закона, суд приходит к выводу о необходимости установления ответчику обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства.
Необходимость в данных административных ограничениях судом усматривается исходя из образа жизни Краснова М.В совершившего преступление в дневное время суток, возраст осужденного, с учетом его поведения в период отбытия наказания, а также в целях недопущения совершения новых преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
По смыслу данной нормы, являющейся императивной, то есть не допускающей выбора, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, на срок меньший, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, неправомерно.
В силу части 5 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации совершенное Красновым М.В. преступления, предусмотренные частью 1 статьи 161 УК РФ, пунктом «в, г» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории тяжких преступлений, судимость за которое погашается в соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 86 УК РФ по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, установленные судом обстоятельства, личность осужденного, суд считает необходимым установить в отношении Краснова М.В. административный надзор на срок погашения судимости (8 лет), за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ).
По мнению суда, установление административного надзора будет способствовать предупреждению совершения Красновым М.В. преступлений, административных правонарушений, антиобщественного поведения, то есть для оказания на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Устанавливая административное ограничение предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона суд исходит из того, что оно является обязательным в силу закона, и с учетом конкретных обстоятельств дела, представленных доказательств, данных о личности Краснова М.В. считает необходимым обязать явкой Краснова М.В. в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания два раза в месяц.
Количество явок судом определено исходя из образа жизни Краснова М.В. а также в целях недопущения совершения новых преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Довод административного ответчика Краснова М.В. о завышенности срока административного надзора основан на неверном понимании и толковании положений Закона N 64-ФЗ.
Доводы административного ответчика Краснова М.В. о том, что административные ограничения будут препятствовать его лечению, так как он является инвалидом, не могут быть приняты судом, поскольку установленные ограничения являются профилактической мерой, направленной на предупреждение совершения им правонарушений и не ограничивают его законных прав и интересов.
Кроме того, статьей 12 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрен механизм исполнения избранных Краснову М.В. ограничений, в том числе, при решении вопросов о прохождении лечения.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Ограничения, установленные Федеральным законом N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, в данном случае в отношении Краснова М.В..
По делу не имеется необходимости в какой-либо дополнительной аргументации избранных судом ограничений, которые в данном случае направлены на оказание воспитательного воздействия на Краснова М.В. в целях недопущения его противоправного или антиобщественного поведения.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный ответчик в обоснование своих возражений не предоставил суду иных доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие установления административного надзора и назначения административных ограничений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, ст. 5 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Краснова М. В. <дата> года рождения, удовлетворить.
Установить Краснову М. В., <дата> года рождения, административный надзор на срок погашения судимости (8 лет) за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить Краснову М. В., <дата> года рождения, административные ограничения:
- обязательная явка 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Арефьева Н.В.
Копия верна: