Дело №2а-2-143/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кадошкино, Республика Мордовия 26 ноября 2021 года
Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Белоусова А.А., с участием в деле:
административного истца – прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия,
заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Кадошкинского района Республики Мордовия, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства, регулирующего оборот оружия, в ходе которой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <АДРЕС САЙТА> информации о дистанционной продаже оружия.
На страницах сайта содержится информация о возможности приобретения оружия без лицензии и каких-либо разрешительных документов, в частности, к реализации предлагаются пистолеты марки ТТ, Глок и другие. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с её содержанием может любой Интернет-пользователь, в том числе, несовершеннолетний.
В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.whois-servise.ru установлено, что сведения о владельцах и администраторах страницы сайта <АДРЕС САЙТА>, юридическом адресе, отсутствуют.
В целях ограничения доступа к сайту <АДРЕС САЙТА>, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки данный указатель сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
Статьей 222 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Незаконный сбыт (оборот) оружия любым желающим его приобрести, как физическим лицам, так и организациям, способствует совершению преступлений по незаконному приобретению, хранению, ношению оружия, может повлечь его использование в незаконных целях, создает условия для использования его в преступных деяниях, в том числе в целях совершения террористических актов, включая как в отношении несовершеннолетних лиц, так и несовершеннолетними лицами, то есть, может быть направлен на подрыв безопасности Российской Федерации, что противоречит основным принципам противодействия терроризму в Российской федерации, установленным статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» №35-Ф3 от 06 марта 2006 года, таким как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Статьей 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» установлены ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия.
Право продавать или передавать имеющееся у государственных военизированных организаций на вооружении боевое ручное стрелковое и холодное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо продавать имеющееся у них гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему имеют Государственные военизированные организации, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии».
Информация, содержащаяся на данном сайте, противоречит требованиям статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», статье 19 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии».
Просит признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА> запрещенными к распространению на территории Российской Федерации. Копию вступившего в законную силу решения направить в Территориальный отдел в Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (430005, Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Коммунистическая, д.89), для включения указателя сайта в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Определением суда от 18 ноября 2021 года административное дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
При этом, суд исходил из того, что в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, заявитель обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела от заинтересованного лица не поступило.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Согласно статье 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Суд, исследовав представленные материалы, находит административное заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <АДРЕС САЙТА> для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о возможности безлицензионного приобретения оружия. Страница содержит информацию в виде текста и фотографических изображений с информацией о возможности приобретения оружия, его комплектность, контакты. Вход на сайт свободный, регистрация не требуется, текст индексируется поисковыми машинами.
В единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указанная информация не внесена. Владельца домена <АДРЕС САЙТА> на сайте http://www.whois-service.ru/ установить не представляется возможным.
Указанные обстоятельства подтверждены актом проверки Интернет-сайта с электронным адресом <АДРЕС САЙТА> от 08 ноября 2021 года, а также соответствующей распечаткой с сайта.
Федеральным законом от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» регулируются правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.
Статья 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» устанавливает ограничения на оборот гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации.
На основании статьи 9.1 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов к гражданскому и служебному оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Статьей 18 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» закреплено, что торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
В силу статьи 19 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» государственные военизированные организации имеют право продавать или передавать имеющееся у них на вооружении боевое ручное стрелковое и холодное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо продавать имеющееся у них гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 года №1314 утверждены Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, которыми не предусмотрен дистанционный способ продажи оружия, в отсутствие лицензии.
Открытый доступ к вышеуказанному «Интернет-сайту» создает неограниченную возможность её просмотра, что нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит проводимой государством политике.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Незаконный сбыт (оборот) оружия любым желающим его приобрести, как физическим лицам, так и организациям, способствует совершению преступлений по незаконному приобретению, хранению, ношению оружия, может повлечь его использование в незаконных целях, создает условия для использования его в преступных деяниях, в том числе в целях совершения террористических актов, включая как в отношении несовершеннолетних лиц, так и несовершеннолетними лицами, то есть, может быть направлен на подрыв безопасности Российской Федерации, что противоречит основным принципам противодействия терроризму в Российской федерации, установленным вышеуказанной нормой закона, таким как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Статьей 222 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему).
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.
Таким образом, незаконный оборот оружия любым желающим его приобрести, как физическим лицам, так и организациям, способствует совершению преступлений, может повлечь его использование в противоправных целях, создает условия для использования его в преступных деяниях.
На основании пункта 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года №612 (далее - Правила), продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора, являются продажей товара дистанционным способом.
В пункте 5 вышеуказанных Правил установлен императивный запрет на продажу дистанционным способом товаров, свободная реализация, которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Таким образом, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим предложения о возможности безлицензионного приобретения оружия.
Сведения, размещенные на данном «Интернет-сайте», вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения оружия, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
На момент проверки сайта <АДРЕС САЙТА>, на котором размещена информация о возможности безлицензионного приобретения оружия, данный указатель сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» отсутствует. Установить владельца домена <АДРЕС САЙТА> на сайте http://www.whois-service.ru/ не представилось возможным.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства. На момент рассмотрения дела Интернет-сайт является действующим, следовательно, имеющаяся на нем информация доступна российским пользователям.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о возможности безлицензионного приобретения оружия, способствует совершению преступления, за которое предусмотрена уголовная ответственность, что свидетельствует о наличии законных оснований для признания вышеуказанных сведений информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, поскольку нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Прокурором представлены доказательства, свидетельствующие о размещении на сайте в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА> запрещенной информации, о наличии свободного доступа к указанному сайту, представлен IP-адрес ресурса, доступ к которому прокурор просит ограничить.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
С учетом изложенного, суд считает административное исковое заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В целях ограничения доступа к странице сайта в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА>, содержащего запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года №228.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым после вступления настоящего решения суда в законную силу, направить его копию в Территориальный отдел в Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, для включения сайта <АДРЕС САЙТА> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», как содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решил:
Административное исковое заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА>, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Территориальный отдел в Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (430005, Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Коммунистическая, д.89), для включения указателя сайта в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.А. Белоусов