Дело №2-279/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2018 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Яниевой А.А.,
при секретаре Башкатовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ермилова ФИО16 к Кириенко ФИО17 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Ермилов М.И. обратился в суд с исковым заявлением к Кириенко А.А. о взыскании с последнего в его пользу денежные средства в размере 210 000 рублей уплаченные по расписке от 01.04.2014 года, мотивируя свои требования тем, что Ермилов М.И. является собственником 1/3 доли <адрес> расположенной по адресу: <адрес>, собственником 1/3 доля является Кириенко А.А. 05.04.2012 года между Кириенко А.А. и Ермиловым М.И. в лице законного представителя Бижановой Ж.А. заключен предварительный договор купли-продажи доли квартиры, по условиям которого покупатель имеет намерение приобрести у продавца в собственность, а продавец имеет намерения продать покупателю объект недвижимого имущества – 1/3 долю <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. По условиям предварительного договора стороны обязались заключить Договор купли-продажи не позднее 05.06.2012 года при условии получения Бижановой Ж.А. документа удостоверяющего личность, поскольку на момент срока заключения договора купли-продажи истец не оформила паспорт гражданина РФ. 01.04.2014 года полученные денежные средства предоставленные несовершеннолетнему на основании распоряжения от 28.03.2014 года были переданы Кириенко А.А. в размере 210 000 рублей, что подтверждается распиской. После получения денежных средств ответчик отказался ехать в регистрационную палату для регистрации сделки, ссылаясь на тот факт, что у истца отсутствует паспорт гражданина РФ. 01.03.2017 года Ермиловым М.А. получена телеграмма от Киириенко А.А. с предложением о выкупе 1/6 доли квартиры в размере 200 000 рублей. Поскольку обязательства со стороны ответчика не исполнены в полном объеме, истец вынужден, обратится в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании истец, его представитель Тубол Ю.А. по устному ходатайству исковые требования поддержали в полном объеме, суду пояснили, что денежные средства, переданные по расписке, предназначались в счет покупки доли в квартире. Полагают, что срок исковой давности не пропущен, поскольку обращались с исковым заявлением, которое было оставлено без движения и возвращено, и только после этого обратились еще раз.
Представитель ответчика Орел А.Ю., действующая на основании доверенности от 21.04.2016 года, просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что истцом пропущен срок исковой давности, факт получения денежных средств не отрицают.
Ответчик Кириенко А.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст.429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
Согласно ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено судом, следует из дела правоустанавливающих документов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Ермилов В.М., Свиткина Т.М., Ермилов И.М. являлись собственниками жилого помещения <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 умер, что подтверждается свидетельством о смерти.
08.10.2010 года Ермилов В.М., Свиткина Т.М. (продавцы) и Кириенко А.А. (покупатель) заключили договор купли-продажи по которому, продавцы продали, а покупатель купил в собственность 2/3 доли квартиры расположенной по адресу: <адрес>.
30.12.2010 года Ермилов М.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону является собственником 1/3 доли квартиры расположенной по адресу: <адрес>.
05.04.2012 года между Кириенко А.А. (продавец) и Ермиловым М.И. в лице законного представителя (матери) Бижановой Ж.А. (покупатель) заключен предварительный договор купли-продажи недвижимости по условиям которого, договор является предварительным и регламентирует порядок заключения договора купли-продажи указанной доли квартиры, а также ее стоимость, порядок и форму расчетов, порядок заселения и акта-передачи квартиры. Покупатель имеет намерение приобрести у продавца в собственность, а продавец имеет намерение продать покупателю объект недвижимого имущества, а именно 1/3 доли квартиры, по адресу: <адрес>, которая принадлежит продавцу на основании договора купли-продажи от 05.07.2011 года, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Продаваемые 1/3 доли передаются продавцом покупателю с правом пользования комнатой, жилой площадью равной 20,3 кв.м. расположенной в <адрес> в <адрес> (раздел 1 Договора).
Стоимость доли квартиры определена сторонами в размере 250 000 рублей, которая изменению не подлежит. Стороны обязуются заключить договор купли-продажи доли квартиры, подлежащей государственной регистрации не позднее 05.06.2012 года, при условии получения Бижановой Ж.А. документа удостоверяющего личность (паспорта гражданина РФ). В случае невозможности исполнения данного условия, срок заключения договора купли-продажи квартиры может быть перенесен на более поздний. Изменения срока оформляется письменно, путем составления дополнительного соглашения к договору. Право собственности на долю квартиры переходит от продавца к покупателю и возникает о покупателя с момента государственной регистрации перехода права собственности в установленном законом порядке. В течение срока действия настоящего договора, по соглашению сторон покупатель может передать продавцу денежные средства, в счет оплаты цены 1/3 доли квартиры, что оформляется соответствующим соглашением (приложение к настоящему договору), которое подписывается обеими сторонами. Полный расчет за 1/3 доли квартиры должен быть произведен сторонами на момент подписания договора купли-продажи.
Согласно распоряжения №105-р от 28.03.2014 года администрация Железнодорожного района в г.Красноярске разрешила Бижановой Ж.А. снять, принадлежащий несовершеннолетнему Ермилову М.И. денежный вклад в размере 245 000 рублей в двух месячный срок предоставив документы. Подтверждающие приобретение в собственность несовершеннолетнему Ермилову М.И. 1/3 доли жилого помещения по адресу: <адрес>.
01.04.2014 года Кириенко А.А. получил от Ермилова М.И. в лице законного представителя Бижановой Ж.А. денежные средства в размере 210 000 рублей, в счет продаваемой 1/3 доли жилого помещения по адресу: <адрес>.
28.04.2012 года Кириенко А.А. (продавец) и Котлобаев В.П. (покупатель) заключили договор купли-продажи по которому, продавец продал, а покупатель купил в собственность 1/3 доли квартиры расположенной по адресу: <адрес>.
Решением Железнодорожного суда г.Красноярска от 21.08.2017 года Бижановой Ж.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Ермилова М.И. к Кириенко А.А. о возложении обязанности заключить Договор купли-продажи 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отказано в удовлетворении исковых требований.
Представителем ответчика в соответствии с положениями ст.199 ГК РФ заявлено ходатайство о применении пропуска срока исковой давности, суду пояснила, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст.200 ГК РФ).
По смыслу ст.201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока (п.2 ст.200 ГК РФ).
Следовательно, к правоотношениям сторон подлежит применению п.1 ст.200 ГК РФ, в силу которого течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Исходя из этой нормы срок исковой давности подлежит исчислению с даты передачи истцом ответчику денежных средств с 01.04.2014 года, поскольку при отсутствии между сторонами заключенного в установленном порядке договора, определяющего его существенные условия, обязательства, порядок исполнения которого согласован сторонами, истец именно с указанного момента приобрел право потребовать возврата переданной суммы в качестве неосновательного обогащения.
Указанный процессуальный срок для защиты своего нарушенного права по своей сути является пресекательным, его истечение влечет утрату соответствующего права.
Ходатайство о восстановлении срока исковой давности Ермилов М.И. не заявлял, о наличии уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом заявлено не было, а следовательно, оснований для восстановления срока не имеется.
Интересы защиты права собственности и стабильности гражданского оборота предопределяют не только установление судебного контроля за обоснованностью имущественных притязаний одних лиц к другим, но и введение в правовое регулирование норм, которые позволяют одной из сторон блокировать судебное разрешение имущественного спора по существу, если другая сторона обратилась за защитой своих прав спустя значительное время после того, как ей стало известно о том, что ее права оказались нарушенными. В гражданском законодательстве – это предназначение норм об исковой давности, под которой Гражданский кодекс РФ понимает срок для защиты права по иску лица, чье право нарушено (ст.195).
Как установлено судом 01.04.2012 года Кириенко А.А. получил от Ермилова М.И. в лице законного представителя Бижановой Ж.А. денежные средства в размере 210 000 рублей, в счет продаваемой 1/3 доли жилого помещения по адресу: <адрес>.
С исковым заявлением Бижанова Ж.А. обратилась 19.04.2017 года, через общественную приемную Советского районного суда г.Красноярска, что подтверждается штампом.
Предварительный договор купли-продажи между сторонами был заключен 05.04.2012 года, денежные средства в счет в качестве расчета за долю в квартире были переданы ответчику 01.04.2014 года, то есть по истечении срока предназначенного для заключения основного договора кули-продажи.
Принимая во внимание, что исковое заявление подано за переделами срока исковой давности, установленный для соответствующих требований, а именно в течение 3-х лет, денежные средства по договору купли-продажи от 01.04.2014 года были переданы Кириенко А.А., в связи, с чем Ермилов М.И., его мама Бижанова Ж.А. знали, что денежные средства переданы истцом, основной договор купли-продажи не заключен, суд полагает, что исковые требования Ермилова М.И. не подлежат удовлетворению.
Довод представителя истца о том, что срок исковой давности следует исчислять с момента обращения в суд с исковым заявлением, поданным до этого искового заявления, суд полагает не состоятельным, поскольку истцом не представлено доказательств обращений ранее с исковым заявлением.
Рассматривая ходатайство представителя ответчика об отмене мер по обеспечению иска, суд приходит к следующему.
Определением Советского районного суда г.Красноярска от 31.01.2017 года приняты меры по обеспечению иска в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю совершать любые регистрационные действия, в том числе, регистрировать сделки по отчуждению, в отношении недвижимого имущества, 1/3 доли в квартире расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Кириенко А.А.
Определением Советского районного суда г.Красноярска от 25.01.2018 года приняты меры по обеспечению иска в виде наложения ареста на имущество и денежные средства, принадлежащее ответчику Кириенко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> р-а <адрес>, адрес регистрации и фактического места жительства: <адрес>, находящиеся у него или третьих лиц, в пределах суммы заявленных требований в размере 210 000 рублей.
В соответствии со ст.139 ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
Согласно с п.1 ст.140 ГПК РФ, мерами по обеспечению иска могут быть: наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц; запрещение ответчику совершать определенные действия; запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства; приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи); приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке. В необходимых случаях судья или суд может принять иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в статье 139 настоящего Кодекса. Судьей или судом может быть допущено несколько мер по обеспечению иска.
Пунктом 1 статьи 144 ГПК РФ предусмотрено, что обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
Принимая во внимание, что в удовлетворении исковых требований отказано, суд полагает, что принятые на основании определения Советского районного суда г.Красноярска от 31.01.2017 года, определения Советского районного суда г.Красноярска от 25.01.2018 года, подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ермилова ФИО18 к Кириенко ФИО19 о взыскании денежных средств, – отказать.
Отменить меры по обеспечению иска принятые определением Советского районного суда г.Красноярска от 31.01.2017 года в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю совершать любые регистрационные действия, в том числе, регистрировать сделки по отчуждению, в отношении недвижимого имущества, 1/3 доли в квартире расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Кириенко ФИО20.
Отменить меры по обеспечение иска принятые определение Советского районного суда г.Красноярска от 25.01.2018 года в виде наложения ареста на имущество и денежные средства, принадлежащее ответчику Кириенко ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> р-а <адрес>, адрес регистрации и фактического места жительства: <адрес>, находящиеся у него или третьих лиц, в пределах суммы заявленных требований в размере 210 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Яниева
Дата изготовления мотивированного текста решения – 16.04.2018 года.