УИД 24RS0048-01-2020-012943-94
Дело № 2-3794/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Худик А.А.,
при секретаре Волковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Ужурского района Красноярского края к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ужурского района Красноярского края обратилась в суд с исковым заявлением к ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Свои требования мотивировала тем, что в отношении администрации Ужурского района Красноярского края возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ об обязании предоставить жилое помещение по договору специализированного найма ФИО3 Администрация направила в адрес Министерства образования Красноярского края письмо с просьбой о выделении денежных средств на исполнение решения суда. Министерство направило ответ об отсутствии денежных средств. Определением Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ была представлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем в отношении администрации Ужурского района Красноярского края было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей. Решение не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок по независящим от администрации Ужурского района Красноярского края причинам. В связи с изложенным, просит освободить от взыскания исполнительского сбора.
Представитель истца администрации Ужурского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч.7 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из ч.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску вынесено постановление о взыскании с администрации Ужурского района Красноярского края исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному в отношении должника администрации Ужурского района Красноярского края, предмет исполнения: обязать администрацию Ужурского района Красноярского края предоставить ФИО3 жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома либо квартиры в <адрес>, благоустроенное применительно к условиям <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади жилого помещения 33 кв.м., с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края № 12-961 от 02.11.2000 «О защите прав ребенка».
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация Ужурского района Красноярского края направила в адрес Министерства образования Красноярского края письмо с просьбой о выделении денежных средств на исполнение решения суда.
Министерство образования Красноярского края направило ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что средства, выделенные в 2019 году на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены Министерством в полном объеме. Министерством направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией Ужурского района Красноярского края по приобретению жилых помещений указанным гражданам.
Определением Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ администрации Ужурского района Красноярского края по делу № представлена отсрочка исполнения решения суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Министерство образования <адрес> обязуется перечислить истцу субвенцию для приобретения жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, однако ФИО3 в данном списке де значится.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Администрация Ужурского района Красноярского края является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и за счет средств краевого бюджета.
Поскольку приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда возможно на основании государственных и муниципальных контрактов, заключение которых, в свою очередь, требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, более длительных, чем тот, который установил судебный пристав-исполнитель (пять дней), то обстоятельства, препятствовавшие исполнению решения суда в установленный срок, не могли быть устранены действиями администрации Ужурского района Красноярского края.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что должник предпринял меры для исполнения возложенных на него обязанностей, в связи с чем, в его действиях отсутствует вина в неисполнении в установленный срок исполнительного документа.
Таким образом, исковое заявление администрации Ужурского района Красноярского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить администрацию Ужурского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Худик
Решение в окончательной форме изготовлено: 10 марта 2021