Дело № 2-689/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2013 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Смородиновой Н.С.,
при секретаре Бикбаевой В.Р.,
с участием истца Ромашкиной Ю.А. и ее представителя Беловой С.А.,
представителя ответчика Сергеева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромашкиной Ю.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третьи лица Холодкова Ю.А., Министерство финансов Саратовской области, о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, об обязании произвести социальную выплату,
установил:
Ромашкина Ю.А. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, обязании произвести социальную выплату. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области ей было выдано именное свидетельство серии ВС № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения на сумму № рублей, поскольку истец являлась участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Саратовской области». ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Холодковой В.А., с одной стороны, Чиркиной Л.С., с другой стороны, заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно условиям данного договора, предварительно согласованного с ответчиком, стоимость квартиры составляла № рублей, из которых № рубля истец с дочерью Холодковой В.А. оплачивали за счет собственных средств, а № рублей – за счет средств, выделенных из областного бюджета. Данный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, при этом один из 4-х экземпляров договора был направлен в адрес ответчика для произведения социальной выплаты. Однако до настоящего времени социальная выплата в размере № рублей не произведена. Заявление истца, направленное в адрес ответчика, с просьбой о разъяснении сроков социальной выплаты остался без ответа.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просит суд признать отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере № рублей на имя Ромашкиной Ю.А. незаконным, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области произвести выплату социальной компенсации в размере № рублей на счет, указанный в договоре купли-продажи, в счет оплаты стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Истец Ромашкина Ю.А. и ее представитель, действующая на основании доверенности, Белова С.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить как подтвержденные представленными доказательствами. Также Ромашкина Ю.А. дополнительно пояснила, что ни у нее, ни у дочери, никогда не было собственного жилья; она лишь снимала комнату в общежитии площадью № кв.м. в которой проживала вместе с дочерью. Перед тем как купить указанную квартиру, она ее осматривала: квартира находится в прекрасном состоянии, пригодна для проживания. Никаких сомнений в обратном у нее не было. Кроме того, заключив предварительный договор купли-продажи указанной квартиры, она показывала его специалисту Министерства, которая фактически согласовала данную сделку, указав лишь на необходимость участия в ней ее дочери Холодковой А.А. Никто и никогда ей не сообщал о том, что квартира, которую она собирается приобрести, расположена в жилом доме, который отнесен к категории непригодных для проживания. Кроме того, при получении именного свидетельства ей была выдана памятка, содержащая требования к приобретаемому жилому помещению. Данные требования ею были соблюдены в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Сергеев Д.А. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, указывая, что истец приобрела квартиру в жилом доме, который был признан непригодным для проживания, намеренно ухудшив тем самым свои жилищные условия. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ письмом за № Ромашкиной Ю.А. было сообщено, что оплата стоимости вышеуказанной квартиры по представленному договору из средств областного бюджета по выданному именному свидетельству производиться не будет.
Третьи лица Холодкова В.А., Министерство финансов Саратовской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Принимая во внимание мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Суд, выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу положений ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии со ст. 40 Конституцией РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Как следует из ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Вместе с тем ст. 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
- содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище (п. 1);
- используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем представления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п. 2).
Согласно ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.
В силу п. 9 ст. 13 Жилищного кодекса РФ в полномочия субъекта Российской Федерации входят иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской в указанной сфере.
Во исполнение указанных полномочий субъекта Российской Федерации в Саратовской области был принят Закон Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области». Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 указанного Закона право на улучшение жилищных условий при реализации областных целевых программ путем предоставления безвозмездной финансовой помощи (далее - социальная выплата) на приобретение (строительство) жилых помещений имеют постоянно проживающие на территории области: гражданин - работник бюджетной сферы, если он является работником учреждения, финансируемого из областного или местного бюджета, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в уполномоченном государственном органе области до 1 января 2011 года в соответствии с условиями областных целевых программ.
Из анализа указанной нормы закона следует, что право на участие в программах предоставляется работникам учреждений, деятельность которых финансируется из областного или местного бюджета.
Постановлением Правительства Саратовской области от 01 декабря 2010 года № 600-П утверждена долгосрочная областная целевая программа «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» на 2011 – 2015 годы».
Основным разработчиком и государственным заказчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Целью данной программы является комплексное решение проблем жилищной политики, позволяющее сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем повышать уровень доступности жилья для жителей области. Задачами Программы являются: обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями; создание условий для увеличения объемов строительства жилых домов и необходимой коммунальной инфраструктуры; формирование рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных действующим законодательством; развитие финансово-кредитных институтов и механизмов; повышение потребительских качеств жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствии с нормативными требованиями; совершенствование системы защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства; снижение административных барьеров в строительстве. По каждому направлению Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы.
Согласно пп. «д» ст. 4 Закона Саратовской области от 05 марта 2003 года № 14-ЗСО «Об ипотечном жилищном кредитовании» органы государственной власти области участвуют в ипотечном жилищном кредитовании в том числе в форме предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 6 указанного Закона одним из направлений расходования средств областного бюджета при ипотечном жилищном кредитовании являются социальные выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений с помощью ипотечного займа (кредита) жителям области, признанным в порядке, установленном законодательством, нуждающимися в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Саратовской области от 5 апреля 2011 года № 181-П утверждено Положение о предоставлении гражданам социальных выплат за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений, которым утвержден порядок предоставления гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в целях улучшения жилищных условий категорий граждан, в том числе гражданин – работник бюджетной сферы, если он является работником учреждения, финансируемого из областного или местного бюджета, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в уполномоченном органе до 1 января 2011 года в соответствии с условиями областных целевых программ (п. 1 Положения).
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Ромашкина Ю.А., работая преподавателем по классу скрипки в МДОУ ДОД «ДШИ № ЭМР», являлась участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Саратовской области» долгосрочной областной целевой программы «развитие жилищного строительства в Саратовской области» на 2011-2015 годы и имеет право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений в сумме 535 498 рублей, что также подтверждается именным свидетельством серии № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 85).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ финансирование МДОУ ДОД «ДШИ № ЭМР» производится из средств местного бюджета (л.д. 85).
ДД.ММ.ГГГГ между Ромашкиной Ю.А. и Холодковой В.А., с одной стороны, и Чиркиной Л.С., с другой стороны, был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а затем – ДД.ММ.ГГГГ – заключен договор купли-продажи вышеуказанной квартиры (л.д. 10-11, 13-14).
ДД.ММ.ГГГГ Ромашкиной Ю.А. и ее дочери – Холодковой В.А. выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности серии № № и № на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 17, 18)
Согласно п. 4 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ стороны пришли к соглашению, что стоимость данной квартиры составляла № рублей.
В соответствии с п. 5 данного договора, оплата стоимости приобретаемой квартиры производится следующим образом: № рубля покупатели оплачивают за счет собственных средств при подписании настоящего договора, а № рублей – за счет средств, выделенных из областного бюджета Ромашкиной Ю.А., которая является участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Саратовской области» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» на 2011-2015 годы, на основании именного свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, путем перечисления на лицевой счет продавца: Чиркиной Ю.А. №, открытый в Энгельсском ОСБ №, кор/счет банка №, БИК №, КПП №, ИНН №, в течении сорока пяти рабочих дней в порядке и сроки, установленные Правительством Саратовской области.
ДД.ММ.ГГГГ Ромашкина Ю.А. обратилась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением – претензией, в которой просила разъяснить сроки, в которые будут произведены перечисления денежных средств по именному свидетельству в сумме № рублей в счет оплаты приобретенной ею квартиры (л.д. 19-20).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исходящий №) ответчик сообщил Ромашкиной Ю.А., что оплата стоимости вышеуказанной квартиры по представленному договору из средств областного бюджета по выданному именному свидетельству производиться не будет, мотивируя отказ в социальной выплате Постановлением главы Энгельсского муниципального образования Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, которым жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания (л.д. 35-36).
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области уведомило Ромашкину Ю.А. о том, что она снята с учета нуждающихся в получении социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Саратовской области» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» на 2011-2015 годы (л.д. 105).
В соответствии с п. 11 Положения о признании граждан нуждающимися в получении социальных выплат за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, снятие (исключение) из списка граждан, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, производится уполномоченным органом в случаях:
- подачи гражданином заявления о снятии с учета;
- получения им в установленном порядке социальной выплаты;
- выявления в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
- утраты оснований, дающих им право на получение социальной выплаты.
Однако из письма № от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, по какому конкретно основанию Ромашкина Ю.А. снята с учета нуждающихся в получении социальной выплаты.
Довод ответчика о том, что истец, приобретая квартиру в непригодном для проживания жилом доме, ухудшила свои жилищные условия, суд находит несостоятельным.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течении пяти лет с момента их совершения, являются действия в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года №258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условия, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Постановлением главы Энгельсского муниципального образования Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт межведомственной комиссии, по заключению которого жилой <адрес> в <адрес> отнесен к категории непригодных для проживания (л.д. 37-40).
Согласно технического паспорта на указанный жилой дом, техническое состояние его конструктивных элементов определено как «неудовлетворительное» или «ветхое» (л.д. 94-104).
Судом установлено, что Ромашкина Ю.А. работает преподавателем по классу скрипки в МДОУ ДОД «ДШИ № ЭМР», финансирование которого производится из средств местного бюджета (л.д. 85) и была признана решением уполномоченного органа нуждающейся в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Саратовской области», в связи с чем ей было выдано именное свидетельство серии № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
До приобретения спорной квартиры, истец и ее дочь Холодкова В.А. собственниками какого-либо недвижимого имущества не являлись, что подтверждается справками Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63-64, 77), а также уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65-66, 78), проживали на основании договора найма в одной комнате площадью № кв.м., расположенной в общежитии по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д. 79, 80).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Ромашкина А.Ю. до приобретения указанной квартиры (ДД.ММ.ГГГГ) была признана нуждающейся в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения, и, следовательно, не ухудшала своих жилищных условий с целью получения данной социальной выплаты.
Кроме того, пунктом 8 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что квартира соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодна для проживания и эксплуатации. Покупатели удовлетворены качественным состоянием указанной квартиры, с которым ознакомлены путем ее внутреннего осмотра, произведенного им перед заключением договора (л.д. 10-11).
Показаниями истца Ромашкиной Ю.А., свидетеля Чиркиной Л.С., допрошенной в ходе рассмотрения гражданского дела, которая пояснила, что она являлась предыдущим собственником квартиры, установлено, что на момент продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, последняя находилась в хорошем состоянии, была пригодна для проживания. Ни продавцу квартиры (Чиркиной Л.С.), ни ее покупателям (Ромашкиной Ю.А. и Холодковой В.А.) на момент заключения указанного договора не было известно о том, что жилой дом отнесен к категории непригодных для проживания.
Доказательств обратного суду не представлено.
Вопреки доводам ответчика, само по себе то обстоятельство, что истец с дочерью после получения именного свидетельства приобрели жилое помещение – квартиру, расположенную в доме, отнесенном к категории непригодных для проживания, не свидетельствует об умышленном, намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий, в связи с чем данный довод, по мнению суда, не имеет правового значения для настоящего спора.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, из системного анализа вышеприведенных правовых норм, совокупности доказательств, имеющихся в деле, суд приходит к выводу о наличии у Ромашкиной Ю.А. права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере № рублей. В связи с чем, отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Ромашкиной Ю.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сумме № рублей нельзя считать законным и обоснованным.
На основании изложенного суд находит исковые требования Ромашкиной Ю.А. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Ромашкиной Ю.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Ромашкиной Ю.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере № рублей.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области произвести выплату социальной компенсации в размере № рублей на счет, указанный в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в счет оплаты стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.
Срок составления мотивированного решения – 26 марта 2013 года.
Судья Н.С. Смородинова