Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
21 августа 2019 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего - судьи Перцевой Ю.В.,
при секретаре Славновой Е.А.,
с участием:
- представителя истца - Рекун И.В., действующего на основании доверенности № 02-27/07073 от 22 апреля 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1126/2019 по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области к Власовой О. С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательные медицинское и пенсионное страхования,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец – МИФНС России № 15 Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Власовой О. С., требуя взыскать недоимку по налогам и пени в размере – 1267.90 руб., в том числе:
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пеня в размере 82.58 руб.
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): пеня в размере 386 руб.
- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: налог в размере 101 руб., пеня в размере 615.54 руб.
В судебном заседании представитель административного истца – Рекун И.В., заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Власова О.С. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщила.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п.1 ст.23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, которой в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3 ст.45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате транспортного налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Определением мирового судьи судебного участка судебного участка № 59 судебного района г. Жигулевска Самарской области от 13 ноября 2018 г. был вынесен судебный приказ, а отменен от 26 декабря 2018 г. по административному делу № 2а-1667/2018 о взыскании с Власовой О. С. сумму недоимки: страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в фед. фонд ОМС за периоды до 01.01.2017г. пени в размере 82,78 руб. КБК18№; страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в фед. фонд ОМС за периоды с 01.01.2017г. в размере 82.58 руб. КБК18№, страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г. пени в размере 386 руб. КБК 18№; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2572 руб. КБК 18№ и пени в размере 615.54 руб. СБК18№.
Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании обязательных налоговых платежей начал течь 27 декабря 2018 г. и истек 28 июня 2019 г.
С административным исковым заявлением в Жигулевский городской суд налоговый орган обратился 12 июля 2019 года (л.д. 3), то есть, с пропуском установленного процессуального срока. Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления с момента вынесения определения мирового судьи об отмене судебного приказа, административным истцом не представлено, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
В связи с утратой возможности взыскания недоимки по налогу и пени, по причине пропуска срока, иск удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области к Власовой О. С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательные медицинское и пенсионное страхования, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Ю.В. Перцева
Решение в окончательной форме изготовлено 26 августа 2019 г.
Судья Ю.В. Перцева