Дело № 3-94/2015
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2015 года г. Ярославль
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Кропотовой И.Г.,
с участием прокурора Бурой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Симона А.А., действующего в своих интересах и в интересах Ярославского регионального отделения политической партии «Национальной безопасности России» и Белова А.Н., а также Бахвалова Ю.М. об оспаривании Закона Ярославской области от 25.12.2014 № 79-з «О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области»,
установил:
Законодательным (представительным) органом государственной власти Ярославской области 30 сентября 2014 года принят Закон Ярославской области «О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» " № 59-з (далее Закон ЯО).
Закон официально опубликован в издании "....", №, от ДД.ММ.ГГГГ.
Законом Ярославской области от 25.12.2014 № 79-з внесены изменения и дополнения в часть 2 статьи 4 указанного Закона ЯО. Данный закон опубликован в издании "....", <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В частности, в результате изменений и дополнений в часть 2 статьи 4 Закона ЯО следует, что главы городского округа города Рыбинск и городского округа город Ярославль избираются представительным органом данного муниципального образования из своего состава, выполняют полномочия его председателя.
Бахвалов Ю.М. с учетом уточненных требований обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия указанного Закона ЯО (в редакции Закона Ярославской области от 25.12.2014г.№79-з) в части порядка избрания главы городского округа г.Рыбинск. (п.33 ч.2 ст.4 Закона ЯО).
В обоснование требований сослался на то, что оспариваемый нормативный акт противоречит статьям 3, 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушает его права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В части требований Бахвалова Ю.М. об оспаривании действий (бездействия) Прокуратуры Ярославской области вынесено определение Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Симон А.А. с учетом уточненных заявлений в своих интересах и в интересах Белова А.Н. и Ярославского регионального отделения политической партии «Национальной безопасности России» также обратился с заявлением об оспаривании положений статьи 4 Закона ЯО (в редакции Закона Ярославской области от 25.12.2014 № 79-з) в части порядка избрания глав городских округов г.Рыбинск. и г.Ярославль (п.п. 33,34 ч.2 ст.4 Закона ЯО). Просил признать в указанной части недействующим с момента принятия Закон ЯО (в редакции Закона Ярославской области от 25.12.2014г.№79-з).
В обоснование заявления указывается о том, что принятый Закон ЯО нарушает права заявителей: Симона А.А. и Белова А.Н. – избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, а Ярославского регионального отделения политической партии «Национальной безопасности России» - на выдвижение кандидатов для участия в выборах глав городов Рыбинска и Ярославля. Также указано, что решение муниципалитета г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении в порядке законодательной инициативы в Ярославскую областную Думу проекта Закона ЯО принято с превышением полномочий, при принятии нарушен Регламент, не подписано мэром г.Ярославля, не опубликовано.
В части требований об оспаривании решения муниципалитета г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ. № вынесено определение Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Бахвалов Ю.М. и его представители Морозова М.Б. и Зубков В.В. в судебном заседании требования с учетом позиции, указанной в уточненном заявлении поддержали. Дополнительно также пояснили, что оспариваемый нормативный акт в части порядка избрания главы городского округа г.Рыбинск принят без учета мнения населения г.Рыбинск. Решение о внесении законодательной инициативы подписано ненадлежащим лицом, нарушена процедура принятия оспариваемого Закона ЯО.
Белов А.Н., а также Симон А.А. в своих интересах и в интересах Ярославского регионального отделения политической партии «Национальной безопасности России» и Белова А.Н. требования с учетом позиции, изложенной в уточненных заявлениях, поддержали.
Представитель губернатора Ярославской области Вошатко А.В. и представители Ярославской областной Думы Смирнова О.В. и Краснова О.М., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против заявленных требований, сославшись на то, что оспариваемые заявителями положения Закона Ярославской области «О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» приняты по предметам ведения субъекта Российской Федерации и в пределах предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий. Процедура принятия оспариваемого нормативного акта не нарушена, принятый Закон ЯО не противоречит федеральному законодательству и актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, а также прокурора, давшего заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, находит заявления не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Оспариваемый заявителями закон регулирует отношения, связанные с формированием представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 6 указанного нормативного акта к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено, в том числе, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.
В силу статей 14, 25 Устава Ярославской области Ярославская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным органом государственной власти Ярославской области. В числе прочих, к полномочиям Ярославской областной Думы относится принятие законов, относящиеся к ведению и полномочиям Ярославской области как субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Ярославская областная Дума вправе осуществлять законодательное регулирование отдельных вопросов организации местного самоуправления в Ярославской области, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частями 1 и 3 статьи 34 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Пунктами 16 и 17 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, в том числе в часть 4 статьи 35 и часть 2 статьи 36, внесены изменения, касающиеся принципа формирования (избрания) представительного органа муниципального района и избрания главы муниципального образования, согласно которым предусмотренные варианты формирования представительного органа муниципального района, который может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, либо избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также варианты избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, определяются законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.
Для принятия таких законов частью 2 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ установлен шестимесячный срок.
Закон Ярославской области «О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области»" № 59-з принят в указанный федеральным законодательством срок. Внесение изменений в принятый Закон Ярославской области какими-либо сроками не обусловлено. Отсюда, доводы Бахвалова М.Ю. о пропуске срока принятия оспариваемого закона, являются несостоятельными.
Переходные положения Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ не предусматривают каких-либо особых процедур, в том числе, предусматривающих выяснение мнения населения, которые должны предшествовать законодательному закреплению принципов формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образования в соответствующем регионе.
Отсюда, доводы заявителей о том, что оспариваемый закон Ярославской области принят без учёта мнения населения, основанием для его признания недействующим являться не может.
Анализ положений оспариваемого закона свидетельствует о том, что содержащиеся в нём правовые нормы требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также иным нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
С учетом положений статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд проверяет нарушение прав и свобод заявителей только принятым законом, а не действиями (бездействием) органов власти, принявших его.
Вопреки утверждениям заявителей положения Закона Ярославской области не нарушают гарантированные ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права граждан на осуществление местного самоуправления путём участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления. Действующее правовое регулирование вопросов организации органов местного самоуправления в Ярославской области предусматривает дифференцированный подход к порядку формирования представительных органов муниципальных образований в зависимости от их принадлежности к поселенческому или районному уровням. Согласно установленному порядку (ст.3 Закона ЯО) представительный орган муниципального района Ярославской области состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района Ярославской области, не может превышать одну треть от установленной численности представительного органа указанного муниципального района. Представительный орган сельского поселения, городского поселения, городского округа Ярославской области избирается на муниципальных выборах.
Установленный порядок не лишает заявителей гарантированного Конституцией Российской Федерации права быть избранными в представительный орган соответствующего сельского поселения, из числа депутатов сельского поселения быть избранными в представительный орган муниципального района, а впоследствии в главы муниципального района, либо реализовать свои права через депутатов, избранных ими на муниципальных выборах. Также принятый порядок не лишает возможности региональным отделениям политических партии выдвигать своих кандидатов на должности депутатов на выборы в представительный орган соответствующего сельского поселения, а также в представительный орган муниципальных образований.
Такие выводы согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 мая 2011 года № 9-П, согласно которой представительный орган муниципального района, сформированный из представителей поселений, сохраняет устойчивую публично-правовую связь с населением, поскольку входящие в его состав главы поселений и депутаты представительных органов поселений приобретают свои полномочия на основе волеизъявления населения, подконтрольны ему и перед ним ответственны, обязаны в процессе осуществления публично-властной деятельности, в том числе в случае наделения их правовым статусом депутата представительного органа муниципального района, руководствоваться интересами избравшего их местного сообщества. В таких случаях правовой статус лица как депутата представительного органа муниципального района обусловлен его избранием главой входящего в состав данного муниципального района поселения или депутатом его представительного органа, а потому с истечением срока (или досрочным прекращением) полномочий представительного органа поселения оканчиваются и полномочия этого лица как депутата представительного органа муниципального района. При проведении очередных муниципальных выборов население поселения учитывает результаты деятельности выборных лиц как депутатов представительного органа муниципального района и в зависимости от этого может поддержать их или, напротив, отказать в поддержке.
Доводы заявителей о противоречии оспариваемого нормативно-правового акта положениям Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральному закону от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях», не могут быть приняты, т.к. перечисленные федеральные законы не регулируют отношения, установленные оспариваемым Законом Ярославской области.
Таким образом, установлено, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят компетентным органом в пределах предоставленных полномочий и не находятся в противоречии с федеральными законами Российской Федерации.
Исследовав представленные документы: постановления Ярославской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ №№№-№; выписку из стенограммы заседания Ярославской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ., протоколы счетных комиссий о закрытом голосовании от ДД.ММ.ГГГГ №№№-№, заключения по проекту принимаемого закона, акты законодательных инициатив представительных органов местного самоуправления, суд не находит при принятии оспариваемого Закона Ярославской области нарушения процедуры его принятия.
В соответствии со ст.27 Устава Ярославской области муниципалитет г.Ярославля, а также Муниципальный Совет городского округа г.Рыбинск как представительные органы муниципальных образований имеют право законодательной инициативы на внесение законопроекта в Ярославскую областную Думу.
Решение муниципального Совета городского округа г.Рыбинск от ДД.ММ.ГГГГ. № «О законодательной инициативе», а также решение муниципалитета г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении в порядке законодательной инициативы в Ярославскую областную Думу проекта закона Ярославской области» не являются нормативно-правовыми актами. Отсюда, доводы заявителей о распространении на них порядка принятия нормативно-правовых актов, основаны на неверном толковании и понимании закона.
Поскольку законодательные инициативы были приняты представительными органами муниципальных образований, имеющих право на правотворчество, данные акты подписаны надлежащим лицом, то у Ярославской областной Думы имелись основания для их рассмотрения.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующих заявлений (ч.1 ст.253 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст.194-198, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявления Симона А.А., действующего в своих интересах и в интересах Ярославского регионального отделения политической партии «Национальной безопасности России» и Белова А.Н., а также Бахвалова Ю.М. об оспаривании Закона Ярославской области от 25.12.2014 № 79-з «О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в месячный срок, с момента изготовления мотивированного решения.
Судья С.В. Нуждин