Решение по делу № 2-156/2013 ~ M-34/2013 от 15.01.2013

Дело №2-156/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«13» февраля 2013 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Семячкиной О.Н.,

при секретаре Якимовой О.В.,

с участием прокурора – Серякова А.Ю.

рассмотрев в открытом судебное заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Дубны в защиту прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно - коммунальное управление - Дубна» о признании действий по установлению и взиманию с граждан – потребителей платы за принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Дубна обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО «ЖКУ - Дубна» о признании действий по установлению и взиманию с граждан – потребителей платы за принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды незаконными.

В обоснование иска ссылается на то, что прокуратурой г. Дубны проведена проверка законности установления и взимания ООО «ЖКУ - Дубна» платы за опломбирование приборов учёта горячей и холодной воды, установленных в жилых помещениях граждан-потребителей, и принятие их в эксплуатацию. Установлено, что ООО «ЖКУ - Дубна» является управляющей организацией, которая осуществляет функции по управлению в <данные изъяты> многоквартирных домах г. Дубны, в том числе предоставляет собственникам и нанимателям помещений домов коммунальные услуги.

Проверкой выявлено, что ООО «ЖКУ - Дубна» установлена и взимается с граждан-потребителей плата за принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учёта воды, в том числе установленных сторонними организациями, в размере <данные изъяты> рублей. Данную деятельность ответчика считает неправомерной, поскольку она противоречит п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе в заключении договора и недопущении понуждения к заключению договора; п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещающей обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), ст.ст., 154, 157, 164 Жилищного кодекса РФ, положениям «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307), действовавшим до 01.09.2012 года.

В судебном заседании помощник прокурора Серяков А.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно сославшись на часть5 ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 №416 –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которой устанавливается, что опломбирование установленных приборов учета воды производится без взимания платы с абонентов, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Представитель ответчика ООО «ЖКУ- Дубна» юрисконсульт Аргина О.В. исковые требования не признала, сославшись на то, что ООО «ЖКУ- Дубна» являясь управляющей организацией, осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Российской Федерации. Согласно положений ст.ст. 49, 50, 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, устава организации ООО «ЖКУ- Дубна» является коммерческой организацией, целью деятельности которой в соответствии с п.2.1 Устава ООО «ЖКУ- Дубна» является расширение рынка услуг по управлению эксплуатацией жилого нежилого фонда, а также извлечение прибыли. В обоснование законности установления платы за услугу по принятию в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды сослалась на положения ч.ч.2,3 ст.162, ч.14 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации особо выделив, что оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества производится управляющей организацией за плату. Указала, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, индивидуальные (внутриквартирные) приборы учета потребленных энергоресурсов не входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Согласно части 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, данная норма права с учетом вышеприведенных положений о бремени содержания собственником принадлежащего ему имущества и положений ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по мнению представителя, прямо указывает на возмездность услуги по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию. Дополнительно пояснила, что оказание потребителям услуг по опломбированию приборов учета является, исходя из положений ГОСТ 8.156-83 «Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики холодной воды. Методы и средства проверки» (пункт 4.1) самостоятельным видом деятельности, не относящимся к деятельности по управлению многоквартирным домом, что соответственно предполагает возмездность ее предоставления. Также показала, что ООО «ЖКУ - Дубна» при принятии решения о платной услуге по вводу в эксплуатацию индивидуального (квартирного) прибора учета руководствовалось Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 №149, которым утвержден Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов. Приемка в эксплуатацию приборов учета является составной частью процедуры установки приборов учета используемых энергетический ресурсов, осуществляемой на основании заключенного договора как ресурсоснабжающей организацией, так и иными лицами, что с учетом вышеприведенных положений о бремени содержания собственником принадлежащего ему имущества, предполагает возмездную основу оказания услуги, о чем также свидетельствует судебная практика.

Представитель третьего лица, Администрации г.Дубны, по доверенности, Борисова И.А., в судебном заседании пояснила, что Постановление Главы города Дубны Московской области № 28-пг от 25.03.2009 года в настоящее время не действует в связи с отменой по представлению прокурора г.Дубны. Действие данного постановления распространялось только на муниципальные унитарные предприятия, но не на управляющие компании. В 2009 г. появилась такая услуга как установка счетчиков горячей и холодной воды, поэтому Администрация города и вынесла это постановление. А управляющие компании просто взяли за основу те расценки, которые установлены постановлением № 28-пг от 25.03.2009 г., поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность потребителя оплачивать действия исполнителя по вводу установленного прибора учета в эксплуатацию. Подпункт «а» п. 32 Правил № 354 содержит право исполнителя требовать внесения платы только за потребленные коммунальные услуги. Прибор уже опломбирован заводом-изготовителем и дополнительной пломбировки не требует.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, третье лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ООО «ЖКУ - Дубна» установлена и взимается с граждан-потребителей плата за принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учёта воды, в том числе установленных сторонними организациями, в размере <данные изъяты> рублей. Данный факт подтверждается прейскурантом платных услуг, оказываемых ООО «ЖКУ- Дубна» 2012 год, опубликованных на сайте организации <данные изъяты>

Представитель ООО «ЖКУ – Дубна» в судебном заседании не отрицал, что вышеуказанная информация о стоимости услуг за принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учёта воды размещена на официальном сайте управляющей организации ООО «ЖКУ - Дубна» <данные изъяты> в разделе «Платные услуги», а также то, что при неоплате гражданами-потребителями указанной услуги установленный индивидуальный прибор учета управляющей организацией не регистрируется и не принимается в эксплуатацию, расчеты за потребленную в квартирах воду в таком случае производятся по нормативам потребления, а не по показаниям прибора учета.

В соответствии с п.2.ст.548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 1 ст.13 Закона РФ №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23.11.2009 года установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. (ч.5)

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (5.1).

Однако, в п.8 этой же статьи указано, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для выполнения таких действий. В данном законе отсутствует указание о необходимости получения специального разрешения для осуществления деятельности по установке, замене и эксплуатации приборов учета, однако нет и указания на возмездность оказания потребителю самостоятельной услуги по вводу ИПУ в эксплуатацию в целом и его пломбированию в частности.

В соответствии с положениями Порядка заключения и существенных условий договора, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149 регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, к существенным условиям договора на установку (замену) прибора учета, в том числе, отнесен порядок ввода прибора учета в эксплуатацию (пп. 6 п. 13). То есть, ввод прибора учета в эксплуатацию не является самостоятельной услугой (работой), а рассматривается как неотъемлемая часть исполнения обязательств по установке (замене) счетчика и, соответственно, оплачивается в составе стоимости установки (замены) счетчика.

Пунктом 2 ст.2 Закона РФ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг регулировались до 01.09.2012 - Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, после указанной даты - Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Подпунктом "г" п. 52 Правил N 307 предусматривалось, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб, в том числе на квартирных или индивидуальных приборах учета, установленных в жилом помещении.

Согласно п. 80 Правил № 354 к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Из данного пункта следует, что прибор учета пломбируется изготовителем.

Пунктом 81 Правил № 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Таким образом, как Правилами №307, так и действующими Правилами №354 не предусматривается обязательное дополнительное пломбирование мест ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, как и обязанность потребителя оплачивать действия исполнителя по вводу установленного прибора учета в эксплуатацию.

Правилами №354 исполнителю запрещено препятствовать потребителю в реализации его права на установку прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом (пп. «т» п. 31 Правил № 354).

Статья 20 Закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 30.12.2012), "О водоснабжении и водоотведении", вступившего в силу с 01 января 2013 года, прямо указывает, на то, что приборы учета воды опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Исходя из изложенного, утверждение представителя ответчика о том, что собственники жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме обязаны производить опломбирование приборов учета за свой счет лишь в силу обязанности несения бремени его содержания, являются несостоятельными.

На основании п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), тогда как взаимоотношения по опломбированию приборов учета воды на возмездной основе являются искусственно созданными и не предусмотренными действующим законодательством.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необоснованными доводы представителя ООО «ЖКУ- Дубна» о том, что приемка в эксплуатацию приборов учета является составной частью процедуры установки приборов учета используемых энергетический ресурсов, осуществляемой на основании заключенного договора как ресурсоснабжающей организацией, так и иными лицами, что с учетом положений о бремени содержания собственником принадлежащего ему имущества, предполагает возмездную основу оказания услуги за принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд считает иск прокурора г.Дубны в защиту прав неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г.Дубны в защиту прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно - коммунальное управление - Дубна» о признании действий по установлению и взиманию с граждан – потребителей платы за принятие в эксплуатацию и опломбирование индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды незаконными– удовлетворить.

Признать незаконной деятельность ООО «Жилищно - коммунальное управление - Дубна» по установлению и взиманию платы за опломбирование индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды.

Взыскать с ООО «Жилищно - коммунальное управление - Дубна» государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда в течение месяца через Дубненский городской суд.

Судья



2-156/2013 ~ M-34/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Дубны в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Жилищно-коммунальное управление - Дубна"
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Судья
Семячкина О.Н.
Дело на сайте суда
dubna--mo.sudrf.ru
15.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2013Передача материалов судье
15.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2013Судебное заседание
13.02.2013Судебное заседание
20.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее