№ 2-7566/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.
с участием прокурора Филипповой И.М.
при секретаре Ветрогон Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авдышевой Е. А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия о признании недействительными приказов о переводе на другую должность, об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Авдышева Е.А. обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что работала в Управлении ФССП России по РК с 05 октября 2006 года по 07 июля 2015 года в должности главного специалиста – эксперта, была уволена на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе». Увольнение по указанным основаниям истица полагает незаконным, в обоснование исковых требований ссылается на то, что 29 января 2015 года получила уведомление работодателя о реорганизации отдела, в котором она работала, и планируемом сокращении её должности, 06 марта 2015 года получила второе уведомление работодателя, в котором на безальтернативной основе ей была предложена должность помощника руководителя Управления. Заявление о переводе на указанную должность истица не писала, работодатель не ознакомил её с приказом о назначении на должность помощника руководителя Управления, с должностным регламентом, в установленном законом порядке не оформил служебный контракт. Несмотря на это истица была уволена с должности помощника руководителя. Истица просит признать увольнение незаконным, отменить приказ об увольнении, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула с 07 июля 2015 года по 05 августа 2015 года в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.
В дальнейшем истица исковые требования неоднократно изменяла, в последней редакции просит признать приказ от 30 апреля 2015 года № 82-К о назначении на должность помощника руководителя недействительным, перевод на должность помощника руководителя незаконным; признать приказ об увольнении от 06 июля 2015 года № 134-К незаконным, восстановить её на работе в прежней должности главного специалиста-эксперта, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула в сумме <данные изъяты> рубля, выплату в размере 4 должностных окладов с учётом районного коэффициента, положенную госслужащим в соответствии с приказом ФССП России от 28.07.2015 №370-дсп о единовременном поощрении федеральных государственных служащих территориальных органов, в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.
Истица и её представитель, допущенный к участию в деле по ходатайству истицы, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что приказом Управления ФССП России по РК от 05 октября 2006 года № 95-к Авдышева Е.А. была принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность ведущего специалиста-эксперта (по работе со средствами массовой информации), в июне 2012 года назначена на должность главного специалиста-эксперта отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со средствами массовой информации.
30 марта 2014 года с истицей был заключен срочный служебный контракт, согласно условиям которого Авдышева Е.А. взяла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации в должности главного специалиста-эксперта отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со средствами массовой информации Управления. Контракт заключен на срок с 30 марта 2014 года по 29 марта 2019 года. Истице установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада по замещаемой должности <данные изъяты> рублей, оклада в соответствии с присвоенным классным чином <данные изъяты> рублей, надбавок к должностному окладу за выслугу лет, особые условия службы, премий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат.
В связи с предстоящим упразднением отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со средствами массовой информации Управления и сокращением должности главного специалиста-эксперта 02 февраля 2015 года Авдышева Е.А. получила уведомление о сокращении её должности с 01 мая 2015 года.
Приказом ФССП России от 19 февраля 2015 года № 101 утверждена новая структура и штатное расписание Управления ФССП по РК, которые введены в действие с 01 мая 2015 года. В соответствии с данным приказом ФССП России приказом УФССП по РК от 27 февраля 2015 года № 51 из аппарата управления исключен отдел организационно-контрольной работы и взаимодействия со средствами массовой информации. Согласно новому штатному расписанию Управления в аппарате управления увеличено количество штатных единиц помощника руководителя Управления, отсутствует должность главного специалиста-эксперта отдел организационно-контрольной работы.
19 марта 2015 года истице была предложена должность гражданской службы в Управлении ФССП по РК - помощника руководителя Управления, с предложенной должностью Авдышева Е.А. согласилась, о чём сделала соответствующую запись в уведомлении.
Согласно приказу Управления ФССП по РК от 30 апреля 2015 года № 82-К в связи с сокращением должностей Авдышева Е.А. назначена на срок с 01 мая 2015 года по 29 марта 2019 года на должность государственной гражданской службы помощника руководителя Управления на срок полномочий руководителя Управления, с должностным окладом <данные изъяты> рублей в месяц, ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 120%, с выплатой ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, с начислением северной надбавки и районного коэффициента, освобождена от ранее занимаемой должности. Приказом установлен размер ежемесячной материальной помощи <данные изъяты> рублей.
Дополнительное соглашение от 01 мая 2015 года к служебному контракту от 30 марта 2014 года о внесении изменений в условия контракта подписано представителем работодателя 01 мая 2015 года, истицей не подписано.
05 мая 2015 года утверждён должностной регламент помощника руководителя Управления, согласно которому в обязанности помощника кроме прочего входит организация взаимодействия Управления со средствами массовой информации, подготовка информации о работе Управления в средства массовой информации и т.д.
В соответствии с приказом Управления ФССП по РК от 17 апреля 2015 года №123-кю истица находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске с 05 мая 2015 года по 08 мая 2015 года и с 12 мая 2015 года по 22 мая 2015 года.
Согласно приказу от 22 мая 2015 года № 166-ко в период с 24 мая 2015 года по 30 мая 2015 года помощник руководителя Управления Авдышева Е.А. находилась в командировке в Москве, принимала участие в семинаре-совещании.
01 июня 2015 года истица представила работодателю авансовый отчёт на командировочные расходы, в котором указала свою должность – «помощник руководителя».
Приказом директора ФССП России от 09 июня 2015 года № 1175-к признан утратившим силу приказ ФССП от 08 мая 2015 года № 949-к «О временном замещении должности федеральной государственной гражданской службы А.А. Галкиным» с 11 июня 2015 года.
16 июня 2015 года работники отдела государственной службы и кадров Управления составили Акт об отказе Авдышевой Е.А. ознакомиться с приказом о назначении на замещаемую должность от 30 апреля 2015 года № 82-к, с дополнительным соглашением к служебному контракту, должностным регламентом и расписаться в подтверждение факта ознакомления с этими документами.
29 июня 2015 года истица получила предупреждение об увольнении по истечении 7 дней с момента данного уведомления по п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта (окончание срока полномочий руководителя Управления).
Приказом Управления ФССП по РК от 06 июля 2015 года № 134-к с Авдышевой Е.А. расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности и уволена 07 июля 2015 года с государственной гражданской службы в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта (истечение срока полномочий руководителя Управления).
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами дела.
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы регламентированы ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, согласно которой при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы (ч. 1)
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2).
В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (ч. 3).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учётом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 5).
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе допускается с письменного согласия гражданского служащего.
Проанализировав положения изложенных норм права, установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством в связи с предстоящим сокращением должности истицы и упразднением отдела, в котором она работала, ответчик не менее чем за два месяца до увольнения, 02 февраля 2015 года, предупредил истицу под роспись о предстоящем увольнении в связи с сокращением её должности. В дальнейшем истице была предложена иная должность гражданской службы – помощника руководителя Управления, в уведомлении о предложении данной должности истица расписалась и дала своё письменное согласие на замещение предложенной должности.
С учётом письменного согласия в соответствии с действующим законодательством ответчик издал приказ о назначении истицы на должность помощника руководителя Управления и освобождении от ранее замещаемой должности, в приказе содержатся сведения о сроке службы и составе денежного содержания.
Истица просит признать данный приказ недействительным, ссылаясь на отсутствие её заявления о переводе на другую должность. Данный довод истицы суд полагает несостоятельным, поскольку действующим законодательством предусмотрено получение письменного согласия на перевод, получение данного согласия в виде заявления законом не предусмотрено. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания незаконным приказа о назначении истицы на должность помощника руководителя Управления и освобождении от ранее занимаемой должности, поэтому в удовлетворении иска в данной части суд считает необходимым отказать.
Судом установлено и не оспаривается истицей в судебном заседании, что после издания представителем нанимателя акта о назначении Авдышевой Е.А. на должность помощника руководителя истица выполняла обязанности по данной должности, в отчётных документах указывала свою должность как должность «помощника руководителя», получала денежное довольствие по новой должности в большем размере, из было известно, что в расчётных листках была указана должность истицы «помощник руководителя». Давая своё согласие на замещение должности помощника руководителя Управления, истица достоверно знала о сроке полномочий помощника руководителя, который в силу п.2 ч.2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ ограничен сроком полномочий руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти.
Полагая своё увольнение незаконным, истица ссылается на отсутствие служебного контракта, заключенного между сторонами по должности помощника руководителя Управления, в котором были бы согласованы существенные условия службы.
Суд полагает, что поскольку истице была предоставлена иная должность гражданской службы в том же государственном органе, в связи с сокращением ранее замещаемой должности, заключение нового служебного контракта не является обязательным, а изменения, касающиеся наименования должности, денежного содержания и срока службы, могут быть внесены дополнительным соглашением в имеющийся служебный контракт, что и было сделано ответчиком, оформившим дополнительное соглашение от 01 мая 2015 года.
Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (пункт 1 статьи 26 Федерального закона N 79-ФЗ). То есть, исходя из этой нормы права, основанием для заключения служебного контракта является акт государственного органа о назначении на должность гражданской службы, служебный контракт в данном случае вторичен. При этом в законе не установлен срок с момента издания акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы до момента заключения служебного контракта.
Поскольку в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ срок подписания контракта не регламентирован, возможна ситуация, когда гражданин актом государственного органа назначен на должность гражданской службы, приступил к исполнению своих обязанностей, однако в дальнейшем отказывается от подписания соответствующего контракта.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 Постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
С учётом изложенного суд полагает возможным при разрешении данного спора применить положения ст. 16, ст. 67 ТК РФ, согласно которым трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Учитывая, что Авдышева Е.А. актом государственного органа была назначена на должность гражданской службы, с ведома и по поручению представителя нанимателя приступила к исполнению обязанностей помощника руководителя Управления, при этом условия контракта о прохождении государственной службы не вырабатываются сторонами, а детально регламентированы в законодательном порядке, в том числе в части оплаты труда и срока действия контракта, суд полагает, что между сторонами возникли государственно-служебные отношения по исполнению истицей обязанностей помощника руководителя Управления с 01 мая 2015 года.
С учётом того, что срок оформления служебного контракта законом не регламентирован, после назначения на должность и фактического исполнения обязанностей помощника руководителя истица отказалась от ознакомления с приказом о переводе на другую должность и подписания дополнительного соглашения о внесении изменений в служебный контракт, суд полагает, что отсутствие оформленного надлежащим образом дополнительного соглашения к служебному контракту не может являться препятствием для увольнения истицы по п. 2 ч. 1 ст. 33, ст. 35 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ в вязи с истечением срока действия срочного служебного контракта при установленных судом обстоятельствах.
Таким образом, суд полагает, что исковые требования Авдышевой Е.А. о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе в должности главного специалиста-эксперта и вытекающие из них о взыскании денежных средств, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска Авдышевой Е. А. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2015 года