Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3272/2017 ~ М-2862/2017 от 14.08.2017

Дело №2-3272/2017

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Псков **.** 2017 года

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Жбановой О.В.,

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному комитету Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Псковский природоохранный межрайонный прокурор в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском, уточненным в порядке ст.ст.35, 39 ГПК РФ, к Государственному комитету Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

В обоснование иска указано, что в рамках проведенной 16.06.2017 совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по Псковской области проверки установлено, что на территории кадастрового квартала 60:18:0183701 на расстоянии 350 м. от д. Кузнецово сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов общей площадью 0,032 га. (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, картонные упаковки, старая мебель и т.д.). Данный земельный участок на государственный кадастровый учет не поставлен, его границы не определены, собственник отсутствует. Пять несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов обнаружены на территории земельного участка с КН 60:18:0182401:9, на расстоянии 1 км. от д. Ветошка Псковского района. Правообладателем земельного участка с КН 60:18:0182401:9 является Псковская область. Полагая, что невыполнение ответчиком возложенных на него Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального района и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, прокурор просит обязать ответчика в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать работы по ликвидации вышеуказанных свалок.

Помощник Псковского природоохранного межрайонного прокурора Радионова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Рыбина Е.А. исковые требования не признала, поскольку Комитет не является надлежащим ответчиком по делу. Полномочия по уборке свалок принадлежат органам местного самоуправления тех населённых пунктов, где свалки расположены, в данном случае Администрации сельского поселения «Тямшанская волость». В течение срока, указанного прокурором в иске, ликвидировать свалки невозможно. Кроме того, в мае 2018 года начнет действовать региональный оператор, в обязанности которого будет входить сбор, вывоз и уборка бытовых отходов.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Псковской области Тунчик С.А. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Администрации Псковского района Алфёрова-Чаднова В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из фонда финансовой поддержки поселений, которые образуются за счет субсидий на формирование районных фондов финансовой поддержки бюджетов поселений и субвенций на исполнение полномочий органов государственной власти Псковской области по расчёту и предоставлению дотаций бюджетам поселений на 2017 год в сумме 2699000 рублей согласно приложению № 13 к решению Собрания депутатов Псковского района от 27.12.2016 № 242 выделены на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов только 4 волостям: Карамышевской, Краснопрудской, Середкинской и Торошинской. Тямшанской волости дотации не предоставлены, поскольку волости для предоставления дотаций выбираются на основании налоговых поступлений, а доходы Тямшанской волости на 2017 год превышают расходы.

Представитель третьего лица Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» Николаева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что волость принимает участие в уборке несанкционированных свалок, проводит разъяснительные беседы с населением о необходимости заключения договоров на вывоз твердых бытовых отходов, проводит субботники на безвозмездной основе, к работам привлекает лиц, которым судам назначено наказание в виде обязательных работ. За 2017 год волостью на вывоз твердых бытовых отходов потрачено 91000 рублей. Денежные средства на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в размере 41000 рублей, указанные в информационной таблице Государственного финансового управления Псковской области, представленной в суд, в 2017 году сельское поселение «Тямшанская волость» не получало.

Представитель третьего лица Государственного финансового управления Псковской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района и поселений, что также обязывает органы местного самоуправления заниматься проблемами ликвидации несанкционированных свалок.

Представитель третьего лица Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований к Государственному комитету Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства отказать.

Представитель третьего лица Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в рамках рассмотрения обращения руководителя исполкома регионального отделения общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Псковской области Турчина Г.М. Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками Управления Росприроднадзора по Псковской области проведена проверка на предмет соблюдения природоохранного законодательства об отходах производства и потребления вблизи дер. Кузнецово и дер. Ветошка сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района.

По результатам проверки составлен акт от 16.06.2017, согласно которому на территории кадастрового квартала 60:18:0183701, на расстоянии 350 м. от д. Кузнецово сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района, расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов общей площадью 0,032 га. (состав: пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, картонные упаковки, старая мебель и т.д.), данная несанкционированная свалка размещена на территории земель населенного пункта, не поставленных на кадастровый учет. Также 7 несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов обнаружены на территории земельного участка с КН 60:18:0182401:9, на расстоянии 1 км. от д. Ветошка Псковского района общей площадью 0,17 га. (состав: полиэтиленовые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, картонные упаковки, старая мебель, куски шифера и т.д.) (л.д. 8-15,16-27).

В период разбирательства настоящего дела, 13.11.2017 Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками Управления Росприроднадзора по Псковской области проведена проверка наличия спорных свалок, в результате которой установлено, что в настоящее время на территории кадастрового квартала 60:18:0183701, на расстоянии 350 м. от д. Кузнецово сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района, расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов общей площадью 0,032 га. (состав: пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, картонные упаковки, старая мебель и т.д.). На территории земельного участка с КН 60:18:0182401:9, на расстоянии 1 км. от д. Ветошка Псковского района обнаружено 5 несанкционированных свалок твердых коммунальных и строительных отходов общей площадью 0,13 га. (состав: полиэтиленовые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, картонные упаковки, деревянные рамы, куски шифера, остатки асфальтобетона и железобетонных изделий и т.д.).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.06.2017 следует, что собственником земельного участка с КН 60:18:0182401:9, площадью 30703+/-371 кв.м. является Псковская область (л.д. 28-31).

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно части 1 статьи 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта РФ; принятие в соответствии с законодательством РФ законом и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнение; и др.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Пунктом 2 данной нормы предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Участие городских, сельских поселений и муниципальных районов в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов также предусмотрено положениями п. 18 ч. 1 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Исходя из данных правовых норм, субъект Российской Федерации обязан организовать деятельность в указанной сфере, а на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации этой деятельности.

В силу статьи 8.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

В соответствии с подпунктом 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации деятельности по сбору (в то числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Постановлением Администрации Псковской области от 15.07.2016 № 232 полномочия в области обращения с отходами возложены на Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 N 1464-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений" (принят Псковским областным Собранием депутатов 27.11.2014) за сельскими поселениями Псковской области закреплен вопрос по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, вопросы организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов находятся в компетенции Администрации области, которая в силу закона передала эти полномочия Комитету, а вопросы участия в организации указанной деятельности – в компетенции органов местного самоуправления. Комитет, выполняя данную деятельность, вправе привлечь к этой деятельности органы местного самоуправления.

Доказательств о надлежащей передаче ответчиком данных полномочий органам местного самоуправления и о соответствующем финансировании в материалах дела не имеется.

Из объяснений третьих лиц Администрации Псковского района и Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» следует, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из фонда финансовой поддержки поселений, которые образуются за счет субсидий на формирование районных фондов финансовой поддержки бюджетов поселений и субвенций на исполнение полномочий органов государственной власти Псковской области, Тямшанской волости предоставлены не были. Руководство Тямшанской волости по мере возможности предпринимает самостоятельные меры для ликвидации свалок, что имело место быть и при рассмотрении настоящего дела – ликвидировано 2 свалки из 7 первоначально заявленных в иске.

При указанных обстоятельствах доводы представителя ответчика о том, что полномочия по уборке свалок принадлежат органам местного самоуправления тех населённых пунктов, где свалки расположены, суд находит несостоятельными.

В совокупности изложенного, исковые требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить срок исполнения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов до 01 августа 2018 года, который является разумным и позволит ответчику исполнить решение суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Иск Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства в срок до 01 августа 2018 года организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории кадастрового квартала 60:18:0183701, на расстоянии 350 м. от д. Кузнецово Псковского района, и пять несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории земельного участка с КН 60:18:0182401:9, на расстоянии 1 км. от д. Ветошка Псковского района.

Решение в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Судья О.В. Жбанова

Решение в окончательной форме изготовлено **.** 2017 года.

2-3272/2017 ~ М-2862/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель природоохранного межрайонного прокурора
Ответчики
ГК ПО по делам строительства и ЖКХ
Другие
МО "Тямшанская волость"
Управление Росприроднадзора по ПО
Администрация Псковской области
Государствоенной финансовое управление Псковской области
Администрация Псковского района
ГК ПО по имущественным отношениям
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Жбанова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
14.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2017Передача материалов судье
18.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.09.2017Предварительное судебное заседание
03.10.2017Предварительное судебное заседание
14.11.2017Судебное заседание
20.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2017Дело оформлено
21.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее