Дело №2а-2050/2023
УИД 73RS0013-01-2023-002640-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2023 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Тудияровой С.В., при секретаре Корниенко И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Луцкова А. С. к призывной комиссии муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Луцков А.С. обратился в суд с указанным административным иском, в обосновании заявленных требований указал, что несение военной службы противоречит его убеждениям. Указанные взгляды сформировались у него на протяжении длительного времени, впервые о них он заявил 06.07.2023.
14.06.2023 им было подано заявление в военный комиссариат о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. 06.07.2023 призывная комиссия приняла решение отказать ему в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. С указанным решением не согласен, поскольку призывная комиссия нарушила его право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Срок для подачи заявления мог быть восстановлен, т.к. убеждения могут возникнуть в любой момент и реализация связанных с ним прав должна происходить вне зависимости от срока их появления, что подтверждается позицией отраженной в определении Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 №447-О. Считает, что решение призывной комиссии по существу не является правильным, поскольку комиссия имела право, несмотря на пропущенные сроки, вынести положительное заключение, основываясь на наличии убеждений. Кроме того, решение принималось с нарушением процедуры принятия, установленное ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», а именно его заявление не было полностью рассмотрено по существу: его доводы о том, что военная служба противоречит его убеждениям, не были заслушаны до конца во время выступления перед призывной комиссией; просьба о восстановлении сроков подачи заявления с объяснением причин их пропуска была проигнорирована; не были заслушаны лица, которые могли подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям. До рассмотрения заседания призывной комиссии для рассмотрения его заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службы его заранее уведомили, что отрицательное решение уже принято.
Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии от 06.07.2023 об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
Судом по делу в качестве ответчиков привлечены ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», призывная комиссия муниципального образования «Город Димитровград».
В судебном заседании административный истец Луцков А.С. поддержал административный иск по доводам, изложенным в иске. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Ранее, участвующая в судебном заседании представитель Мурадымова А.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Суду дала пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях, указав, что поскольку призывная комиссия создается на основании Указа Губернатора Ульяновской области, то ответственность за ее действия (бездействие) несет лицо ее создавшее. Административный истец не указал какие права и законные интересы были нарушены ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области». Решением призывной комиссии МО «г.Димитровград» Ульяновской области от 06.07.2023 Луцкову А.С. отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Поскольку истец подлежал призыву в апреле – июне 2023 г., поэтому в соответствии с п.1 ст.11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой он мог подать в военный комиссариат до 01.10.2022. С таким заявлением он обратился только в июне 2023 г., следовательно, срок подачи данного заявления был пропущен. Просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель призывной комиссии МО «г.Димитровград» Ульяновской области, представитель заинтересованного лица военного комиссариата г.Димитровград, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области – в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1).
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", Закон N 53-ФЗ), а также Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", Закон N 113-ФЗ), регламентирующим отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона об альтернативной гражданской службе альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
В соответствии со статьей 2 названного выше Федерального закона, гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение.
В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 25.07.2002 N113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:
подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);
рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;
явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;
явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Луцков А.С., (ДАТА) года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов.
30.10.2020 Луцкову А.С. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в Ульяновском государственном техническом университете до 30.06.2023 (л.д.52).
Согласно выписке из приказа <данные изъяты> университета от 07.04.2023 Луцков А.А. отчислен из числа студентов с (ДАТА) (л.д.53).
16.06.2023 в военный комиссариат поступило заявление Луцкова А.С. о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (л.д.54-56).
22.06.2023 Луцкову А.С. было направлено письмо о том, что рассмотрение его заявления назначено на 30.06.2023 (л.д.58). В указанную дату Луцков А.С. в военный комиссариат для рассмотрения заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на заседание не явился.
06.07.2023 Луцков А.С. явился в военный комиссариат, на заседании призывной комиссии рассматривалось его заявление.
Решением призывной комиссии МО «г.Димитровград» на основании ФЗ №113-ФЗ от 25.07.2002 п.4, пп.1, ст.12 (так в решении) принято решение об отказе замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в связи с нарушением срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (л.д.32).
Указанное подтверждается протоколом №2 от 06.07.2023 (л.д.38-40).
Не согласившись с указанным решением, Луцков А.С. обратился с иском в суд об оспаривании решения призывной комиссии от 06.07.2023 об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
Право обжалования в суд решений (заключений) призывной комиссии закреплено пунктом 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статьей 15 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
Порядок рассмотрения заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой изложен в ст.12 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
Согласно ст.12 Закона об альтернативной гражданской службе заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.
Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).
Исчерпывающий перечень оснований к отказу замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой предусмотрен пунктом 4 статьи 12 Закона об альтернативной гражданской службе, к их числу относится нарушение срока и (или) порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемых статьей 11 названного Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Согласно п.1 ст.11 Закона об альтернативной гражданской службе граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Таким образом, законом устанавливается срок, в течение которого призывник в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право подать заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой.
До начала весеннего призыва может быть подано заявление о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с осеннего призыва, и соответственно, до начала осеннего призыва - заявление о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с весеннего призыва.
Этой же нормой права предусмотрено, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Согласно пункту 1 статьи 25 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ.
Административный истец подлежал призыву в апреле – июле 2023 года, поэтому в соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службы он мог подать в военный комиссариат до 1 октября 2022 г. С заявлением о замене военной службы альтернативной гражданской службой Луцков А.С. обратился в военный комиссариат в 16.06.2023 (л.д.54 оборотная сторона). Отсрочка ему была предоставлена до 30.06.2023, был отчислен из числа студентов с 30.03.2023.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое решение принято с соблюдением закона и не нарушает права административного истца, поскольку он нарушил установленный законом срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Приведенная Луцковым А.А. в подтверждение своей позиции ссылка на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 447-О не может быть признана правильной.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 октября 2006 года N 447-О, статья 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые не могли бы быть восстановлены при их пропуске по уважительным причинам.
Ссылка на неправомерность ограничения процедурными нормами свободы совести и вероисповедания и связанного с ней права на альтернативную гражданскую службу сделана заявителем вне контекста содержания вышеуказанного определения.
Мнение Луцкова А.С. о том, что само появление убеждения должно расцениваться как причина пропуска срока подачи заявления, противоречит смыслу вышеуказанной нормы закона.
Кроме того, с заявлением о восстановлении предусмотренного законом срока в призывную комиссию административный истец не обращался, причину пропуска срока не обосновал, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали основания полагать причины пропуска срока уважительными.
Доводы административного истца о наличии у него убеждений, противоречащих несению военной службы, на которые он ссылался в административном исковом заявлении, отклоняются судом, поскольку каких-либо доказательств, с бесспорностью свидетельствующих на невозможность осуществления им военной службы по призыву и ее замене альтернативной гражданской службой, не представлено, как и не было им обосновано наличие серьезного и непреодолимого конфликта между обязанностью служить в армии и его убеждениями.
Гражданину, вне зависимости от предусмотренного срока подачи заявления, должна быть обеспечена и предоставлена возможность довести до сведения призывной комиссии свои доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы.
В данном случае, такая возможность Луцкову А.С. была предоставлена, поскольку, его заявление было рассмотрено на заседании призывной комиссии, что подтверждается протоколом №2 от 06.07.2023 (л.д.38-40), однако, наличие уважительных причин, повлекшие несвоевременность обращения Луцкова А.С. с заявлением, не было установлено. Нарушение срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой является самостоятельным основанием для отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Исследовав причины пропуска установленного срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в качестве которых Луцков А.С. ссылается на то, что наличие убеждений является основным юридически значимым обстоятельством, а сроки подачи заявления – второстепенным, суд находит данные причины неуважительными, поскольку объективно не препятствовали административному истцу своевременно подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Оспариваемое решение содержит основание для отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, принято большинством голосов, что подтверждается соответствующей выпиской из протокола N2 от 06.07.2023 заседания призывной комиссии (л.д.38-40). Выписка из протокола заседания комиссии заверена надлежащим образом, оснований не доверять ей не имеется. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нарушения процедуры рассмотрения заявления о направлении истца для прохождения альтернативной гражданской службы отсутствуют.
При таких обстоятельствах, не установив совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных административных исковых требований, суд полагает отказать Луцкову А.С. в удовлетворении его требований о признании незаконным решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Руководствуясь ст. ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 08 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░