Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2532/2019 ~ М-2507/2019 от 03.07.2019

Дело № 2-2532/2019

УИД - 13RS0023-01-2019-003128-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саранск, ул. Республиканская, 94 5 августа 2019 г.

Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе судьи Скуратович С.Г.,

при секретаре Сиушовой Д.А.,

с участием в деле:

истца Гордеевой Т. В., Гордеева Е. В.,

ответчика Администрация городского округа Саранск, в лице представителя Лисиной К. С., действующей на основании доверенности от 12 февраля 2019 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гордеевой Т. В., Гордеева Е. В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Гордеева Т.В. и Гордеев Е.В. обратились в суд с иском в Администрации го Саранск о признании незаконным постановления Администрации го Саранск от 26 апреля 2019 г. № 834 в части отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска указано, что 25 марта 2019 г. Гордеева Т.В. обратилась в Администрацию го Саранск с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26 апреля 2019 г. № 834 ей отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, со ссылкой на подпункты 2, 3 части первой статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает данный отказ Администрации го Саранск незаконным, поскольку намеренно жилищные условия ими не ухудшались. Согласно выписке из домовой книги от 7 июня 2019 г. они зарегистрированы и проживают с матерью ФИО1 в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 31,8 кв.м., являющейся её собственностью. До регистрации брака Гордеева Т.В. с 18 июня 1995 г. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, а Гордеев Е.В. с 14 сентября 2002 г. по адресу: <адрес>. Семьей Гордеевых принято решение о совместном проживании в <адрес> с целью осуществления работы, в связи с чем, с 15 февраля 2019 г. выписаны с предыдущего места жительства и зарегистрировались у матери Гордеева Е.В.ФИО1 по вышеуказанному адресу. Гордеева Т.В. с 7 ноября 2018 г. осуществляет трудовую деятельность <данные изъяты>, а Гордеев Е.В. с 8 апреля 2019 г. – в должности <данные изъяты>

На основании положений Конституции Российской Федерации, статей 31,53 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом дополнений к исковому заявлению от 31 июля 2019 г., просят признать незаконным постановление Администрации го Саранск от 26 апреля 2019 г. № 834 в части отказа Гордеевой Т.В. в принятии семьи из 2-х членов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию го Саранск принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий двух членов семьи Гордееву Т.В. и Гордеева Е.В. с 25 марта 2019 г.

В судебном заседание истцы Гордеева Т.В. и Гордеев Е.В. исковые требования поддержали в том же объёме по тем же основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Лисина К.В. исковые требования не признала по основанию, указанному в обжалуемом акте.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит, исковые требования Гордеевой Т.В., Гордеева Е.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

25 марта 2019 г. Гордеева Т.В. обратилась в Администрацию го Саранск с заявлением о принятии её семьи из 2 человек на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории «молодая семья».

Постановлением Администрации го Саранск от 26 апреля 2019 г. № 834 Гордеевой Т.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что представлены документы, которые не подтверждаю право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок; не истек пятилетний срок после совершения действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий (пункт 2, 3 части первой статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Данное постановление Администрации го Саранск суд находит законным и обоснованным.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части первой статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Частью второй статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 мая 2005 г. № 199-ФЗ) определено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи второй Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, действовавшая до 1 января 2018 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, с 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Указанная государственная программа состоит из основных мероприятий, в том числе, основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» со сроком реализации 2018 - 2025 годы.

Как следует из основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», целью указанного основного мероприятия является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства устанавливаются Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее - Правила).

Согласно приведенным федеральным Правилам, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).

В соответствии с пунктом 7 данных Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Таким образом, из вышеприведенных положений усматривается, что реализация права на улучшение жилищных условий молодых семей, обусловлена принятием на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с частью третьей статьи 7 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Мордовия.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью второй статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части второй статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.

В соответствии с пунктами 2, 3 части первой статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего кодекса срок.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Согласно свидетельству о браке, выданному 8 сентября 2018 г., Гордеева Т.В. (до регистрации брака Коноводова) и Гордеев Е.В. вступили в брак 8 сентября 2018 г., о чем составлена запись акта о заключении брака № 6.

По справке Волго-Вятского филиала центрального отделения по Республике Мордовия ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 19 марта 2019 г. Гордеева Т.В. и Гордеев Е.В. по состоянию на 1 декабря 1998 г. зарегистрированной недвижимости не имеют.

Из сообщения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27 марта 2019 г. следует, что за период с 1 декабря 1998 г. по 25 марта 2019 г. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Гордеева Т.В. и Гордеев Е.В. на объекты недвижимости.

С 15 февраля 2019 г. сын Гордеев Е.В. и сноха Гордеева Т.В. зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 31,8 кв.м., совместно с главой семьи ФИО1, что подтверждается выпиской из домовой книги от 20 марта 2019 г.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 9 февраля 2010 г. собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 31,8 кв.м. зарегистрирована ФИО1

Из выписки из домовой книги, выданной Администрацией Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 21 марта 2019 г., следует, что в период с 18 июня 1995 г. по 15 февраля 2019 г. Гордеева Т.В. была зарегистрирована как дочь по адресу: <адрес>, общей площадью 94,6 кв.м., совместно с главой семьи ФИО5, ФИО3, ФИО4

Из выписки из домовой книги, выданной Администрацией Кадошкин-ского муниципального района Республики Мордовия от 21 марта 2019 г., следует, что в период с 14 сентября 2002г. по 15 февраля 2019 г. Гордеев Е.В. был зарегистрирован как сын главы семьи ФИО2 по адресу: <адрес>, общей площадью 102 кв.м.

В силу части первой статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью первой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть вторая статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений данных правовых норм, истцы Гордеева Т.В. и Гордеев Е.В., как члены семьи собственников, имели самостоятельное право проживания и пользования ранее занимаемыми жилыми домами, расположенными в <адрес>, наравне с собственниками ввиду отсутствия соглашения об ином статусе члена семьи.

Однако, истцы Гордеева Т.В. и Гордеев Е.В. добровольно отказались от принадлежащих им жилищных прав, что, очевидно, относится к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий их семьи, которые как следствие, потребуют участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Таким образом, действия Гордеевых Т.В. и Е.В. по снятию с регистрационного учета в жилых помещениях, в которых они как члены семьи собственников были обеспечены общей жилой площадью жилого помещения более учетной нормы, а также их добровольный отказ от права пользования этими жилыми помещениями и регистрация в другом жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составила менее учетной нормы, могут свидетельствовать о намеренном создании ими ситуации нуждаемости в жилье.

Согласно справке от 7 июня 2019 г. Гордеева Т.В. работает <данные изъяты> с 7 ноября 2018 г.

Вместе с тем, Гордеев Е.В. трудоустроился <данные изъяты> только с 8 апреля 2019 г., то есть после обращения в Администрацию го Саранск.

Более того, то обстоятельство, что истцы, в связи с желанием проживать и работать в г. Саранске, вынужденно снялись с регистрационного учета, в силу приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, само по себе не свидетельствует о том, что у них отсутствовали намерения по ухудшению жилищных условий.

Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Саранского городского совета депутатов от 12 октября 2005 г. № 162 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Как указывалось, ранее Гордеева Т.В. была зарегистрирована в жилом доме общей площадью 94,6 кв.м., а, следовательно, была обеспечена жилой площадью в размере 23,65 кв.м. (94,6 :4).

Гордеев Е.В. был зарегистрирован в доме общей площадью 102 кв.м., соответственно обеспечен жилой площадью в размере 51 кв.м. (102:2),

Таким образом, каждому из истцов Гордеевой Т.В. и Гордееву Е.В. приходится более 37 кв.м. ((51 +23,65 ):2), а, следовательно, они обеспечены жилой площадью выше учетной нормы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия истцов Гордеевой Т.В. и Гордеева Е.В. по снятию с регистрационного учета из жилых домов по указанным адресам и постановке на регистрационный учет с 15 февраля 2019 г. в жилом помещении по адресу: <адрес>, меньшей площадью, а также их добровольный отказ от права пользования жилым помещением, совершены с целью создания искусственной нуждаемости в улучшении жилищных условий для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Учитывая, что с момента совершения истцами указанных действий не истек пятилетний срок, установленный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, Администрация го Саранск правомерно отказала Гордеевой Т.В. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что исковые требования Гордеевой Т.В., Гордеева Е.В. к Администрации го Саранск о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворению не подлежат.

Статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что истцам Гордеевой Т.В., Гордееву Е.В. отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей, оплаченной по чеку-ордеру от 18 июня 2019 г., возмещению не подлежат.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Гордеевой Т. В., Гордеева Е. В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович

Мотивированное решение изготовлено 9 августа 2019 г.

1версия для печати

2-2532/2019 ~ М-2507/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гордеева Татьяна Васильевна
Гордеев Евгений Владимирович
Ответчики
Администрация городского округа Саранск
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Скуратович Светлана Геннадьевна
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
03.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2019Передача материалов судье
08.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2019Подготовка дела (собеседование)
16.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2019Судебное заседание
09.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2019Дело оформлено
29.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее