Решение
Именем Российской Федерации
10 ноября 2016 года Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Перцевой Ю.В.,
с участием представителя административного ответчика- Агабекян Л.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Тищенко Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2101/2016 по административному исковому заявлению Шабалдина В. Д. к администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Шабалдин В.Д. обратился в Жигулевский городской суд с административным исковым заявлением к администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным решения органа местного самоуправления, а именно просил признать незаконным отказ органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, площадью 600,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства и обязать администрацию г.о. Жигулевск согласовать схему расположения указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Шабалдин В.Д. обратился в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в целях последующего его приобретения для индивидуальной жилой застройки в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94- ГД «О земле», как военнослужащим, уволенным с военной службы. К поданному заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала. ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления Шабалдину В.Д. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка, по основаниям п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, в связи с произрастанием на испрашиваемом земельном участке многолетних деревьев, в связи с чем на участке невозможно размещение индивидуального жилого дома. Также в отказе указано, что испрашиваемый земельный участок является территорией общего пользования, по которой осуществляется тупиковый подъезд и подход к жилым домам №<адрес>, а земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации дорог общего пользования в соответствии с пп.7 п.5 ст. 27 ЗК РФ являются ограниченными в обороте, что в свою очередь является основанием для отказа в предварительном согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка на основании ст.ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ. Истец считает данный отказ органа местного самоуправления незаконным, поскольку на схеме расположения испрашиваемого земельного участка, которая прилагалась к заявлению, указаны координаты поворотных точек, которые определяют месторасположение земельного участка, отображают отступ от участка дороги, используемой для проезда к участкам по <адрес>, в том числе к земельному участку № по <адрес>. Доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования не представлено, равно как и того, что данный земельный участок предназначен для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации дорог общего пользования. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-1 малоэтажной индивидуальной жилой застройки. В приложенном к административному исковому заявлению просил восстановить срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ для подачи заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, поскольку истец в установленный срок обратился в суд с аналогичным заявлением в исковом порядке. Производство по гражданскому делу было прекращено определением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, до начала судебного заседания предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать в удовлетворении исковых требований на том основании, что оспариваемое решение органа местного самоуправления является законным и обоснованным. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что срок обращения в суд Шабалдиным В.Д. пропущен по уважительным причинам, поскольку в установленный трехмесячный срок Шабалдин В.Д. обращался в суд с аналогичными требованиями, заявляя их в исковом порядке, производство по гражданскому делу было прекращено определением Жигулевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, суд считает возможным восстановить истцу пропущенный им срок, установленный ст. 219 КАС РФ, для оспаривания решения органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с подп. «ж» п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД (ред. от 11.04.2016) "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек для индивидуального жилищного строительства инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района (городского округа), на территории которого постоянно проживают указанные граждане.
Материалами деле подтверждается и не оспаривается представителем ответчика, что Шабалдин В.Д. имеет право на однократное бесплатное предоставление ему в собственность земельного участка по основаниям подп. «ж» п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД «О земле», в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию г.о. Жигулевска с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, предоставив схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом квартале территории и документ, удостоверяющий его право (л.д.11).
По результату рассмотрения указанного заявления органом местного самоуправления Шабалдину В.Д. отказано (отказ от ДД.ММ.ГГГГ №) в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основаниям п. 16 ст. 11.10, пп.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ, с указанием на наличие на испрашиваемом земельном участке многолетних деревьев и в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок является территорией общего пользования и предназначен строительства, реконструкции и (или) эксплуатации дорог общего пользования (л.д.10).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 ЗК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 39.14 ЗК РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Статьей 11.9 ЗК РФ предусмотрены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В силу п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пп.7 п.5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с п.6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регламентированы нормами Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в соответствии с которым обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного Федерального закона.
Таким образом, сообщение или решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Из оспариваемого отказа усматривается, что на испрашиваемом земельном участке произрастают многолетние деревья, в связи с чем образование земельного участка приведет к невозможности разрешенного использования расположенного в дальнейшем не нем объекта недвижимости.
Согласно ответу <адрес> следует, что испрашиваемый земельный участок находится в границах г.о. Жигулевск, на нем произрастают деревья в количестве 8 штук: <данные изъяты>
Согласно ответу градостроительства администрации г.о. Жигулевск в соответствии с правилами землепользования и застройки г.о.Жигулевск испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной застройки индивидуальными одноквартирными и блокированными жилыми домами (1-3 этажа), зона Ж-1.
Таким образом, судом установлено, что территория, где располагается согласовываемый земельный участок, не отнесена к землям лесного фонда.
Суд считает, что нахождение на земельном участке зеленых насаждений, в том числе многолетних деревьев, само по себе не свидетельствует о наличии ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием.
Доказательств того, что строительство жилого дома на испрашиваемом земельном участке без нарушения градостроительных норм невозможно, администрацией г.о. Жигулевск не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления неправомерно отказано истцу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, ввиду наличия на нем многолетних деревьев.
Также суду не представлено доказательств того, испрашиваемый земельный участок является территорией общего пользования, по которой осуществляется тупиковый подъезд и подход к жилым домам №<адрес>, и что он предназначен для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации дорог общего пользования, а следовательно является ограниченным в обороте.
Из имеющейся в материалах дела копии стереотопографической съемки испрашиваемого земельного участка и схемы расположения участка на кадастровом плане территории усматривается, что при образовании земельного участка, в указанных на схеме границах, возможен проезд к земельному участку <адрес>, проезд же к земельному участку №<адрес> возможен непосредственно со стороны <адрес>.
Вместе с тем, из указанных документов не усматривается, что испрашиваемый земельный участок предназначен для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации дорог общего пользования. Доказательств обратного суду не представлено, равно как и иных доказательств того, что он является ограниченным в обороте.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что отказ органа местного самоуправления на основании п.6 ст. 39.16 ЗК РФ является незаконным, поскольку данной нормой предусмотрены основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, тогда как основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены ст. 39.15 ЗК РФ.
При наличии указанных обстоятельств оспариваемый Шабалдиным В.Д. отказ органа местного самоуправления в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка нельзя признать обоснованным, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает, что требования Шабалдина В.Д. о возложении на администрацию г.о. Жигулевск обязанности по согласованию схемы расположения испрашиваемого участка, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Суд, с учетом признания оспариваемого решения администрации г.о. Жигулевск незаконным, для устранения нарушенных прав истца, считает необходимым возложить на орган местного самоуправления обязанность по рассмотрению заявления административного истца Шабалдина В.Д. о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, площадью 600,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, без учета основании, изложенных в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шабалдина В. Д. к администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным решения органа местного самоуправления, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, площадью 600,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Обязать администрацию городского округа Жигулевск разрешить обращение Шабалдина В. Д. о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, площадью 600,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, без учета обстоятельств, изложенных в указанном выше отказе от ДД.ММ.ГГГГ №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2016г.
Судья Ю.В. Перцева