дело №2а-504/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 02 августа 2019 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Романовой О.А.,
с участием административного истца Иванова Э.А.,
представителя административного ответчика ОМВД России по г. Костомукше Новиковой Л.П.,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи в открытом судебном заседании административное дело по иску Иванова Э.А. к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Костомукше об оспаривании действий,
установил:
Иванов Э.А. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что с 10.01.2019 по 19.01.2019, с 10.02.2019 о 19.02.2019, с 28.03.2019 по 10.04.2019, с 19.05.2019 по 28.05.2019 содержался в ИВС ОМВД России по г. Костомукше. По прибытии в изолятор временного содержания, ответчик предоставил ему матрац, подушку, одеяло, которым на взгляд 10 лет, были грязными, санитарную обработку постельных принадлежностей не производили, сроки годности истекли. В указанные периоды приходилось три раза в день мыть посуду, при том, что в условиях камеры санитарную обработку посуды ему не сделать. Также его помещали в камеру с лицами, которые курят, пищу выдавали без использования одноразовых перчаток, без головных уборов, в полной антисанитарии. Просит признать действия административного ответчика незаконными.
Определением суда от 05 июля 2019 года на основании ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство внутренних дел по Республике Карелия.
В судебном заседании административный истец Иванов Э.А. поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении, и пояснил, что действиями административного ответчика нарушены его права, предусмотренные ст. 3 ЕКПЧ. В изоляторе временного содержания по прибытии выдавались постельные принадлежности и постельное белье, содержался в изоляторе 10-11 дней, постельные принадлежности выдавались один раз. Содержали его с нарушением санитарных норм и правил, представленные сведения об обработке постельных принадлежностей противоречат материалам дела, поскольку одно и то же лицо производило обработку постельных принадлежностей и находилось в составе конвоя при конвоировании в ФКУ СИЗО-2 УФСИН РФ по РК, расположенном в г. Сегежа. Обработка посуды не производилась. При наличии возможности содержать отдельно от курящих лиц, его помещали в камеру с лицами, которые курят, сам с прошлого года не употребляет табак.
Представитель административного ответчика ОМВД России по г. Костомукше Новикова Л.П., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в возражениях, и пояснила, что материалами дела подтверждается факт обработки постельных принадлежностей, которые были приобретены в 2016 году и введены в эксплуатацию в 2017 году. Для подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе временного содержания, созданы необходимые условия. Санитарная обработка посуды проводится сотрудниками полиции. Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится по возможности раздельно некурящих от курящих, однако административный истец не представил доказательств, что он относится к лицам, не употребляющим табачные изделия, кроме этого отсутствовала возможность раздельного содержания Иванова Э.А.
Представитель заинтересованного лица МВД по Республике Карелия, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В представленном письменном отзыве просил отказать в удовлетворении административного иска, указав, что по периодам с 10.01.2019 по 19.01.2019 и с 10.02.2019 по 19.02.2019 административным истцом пропущен срок на обращение в суд, доказательств уважительности причины пропуска срока истцом Ивановым Э.А. не представлено. Также не представлено доказательств нарушения его прав при получении постельных принадлежностей, размещении его в камере совместно с курящими лицами. О нарушениях санитарных правил жалоб от административного истца в указанные им периоды не поступало.
Выслушав явившихся лиц, обсудив доводы и возражения сторон, допросив свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 5 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" указано, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Из материалов дела следует, что Иванов Э.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий административного ответчика в части несоблюдения санитарных норм и правил за периоды нахождения в ИВС ОМВД России по г. Костомукше с 10.01.2019 по 19.01.2019, с 10.02.2019 о 19.02.2019, с 28.03.2019 по 10.04.2019, с 19.05.2019 по 28.05.2019.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для отказа в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 219 КАС РФ за период с 10.01.2019 по 19.01.2019 и с 10.02.2019 по 19.02.2019.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон № 103-ФЗ) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Согласно ст. 24 Федерального закона № 103-ФЗ лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Деятельность изоляторов временного содержания также регламентирована приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 г. N 950 - подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Согласно п. 43 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.
Согласно приложению № 1 к указанным Правилам подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, производить уборку камер, дежурить по камере в порядке очередности (п. 1). Дежурный по камере обязан в том числе производить уборку камерного санузла (п. 2).
В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
В судебном заседании установлено, что административный истец Иванов Э.А. в периоды с 10.01.2019 по 19.01.2019, с 10.02.2019 о 19.02.2019, с 28.03.2019 по 10.04.2019, с 19.05.2019 по 28.05.2019 содержался в ИВС ОМВД России по г. Костомукше, что подтверждается камерными карточками, и не оспаривается административным ответчиком.
Доводы административного истца о том, что в указанные периоды нарушались его права в части нарушения санитарных норм и правил, выразившиеся в предоставлении грязных и с истекшим сроком годности постельных принадлежностей матраца, одеяла и подушки, без проведения санитарной обработки, размещении его в камере с курящими, предоставлении посуды для приема пищи, которая не подвергалась дезинфекции, суд считает необоснованными, поскольку в материалы дела представлены договор по оказанию услуг по стирке и химической чистке от 26.02.2019, технологическая карта на стирку белья, журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) постельных принадлежностей, требования - накладные от 22.12.2016 о приобретении постельных принадлежностей.
Как следует из объяснений допрошенных в судебном заседании свидетелей Свидетель №1 и Свидетель №2, в изоляторе временного содержания проводится термическая обработка одеял, матрацев и подушек, посуда дезинфицируется сотрудниками полиции в специально отведенном помещении, выдача продуктов осуществляется в одноразовых перчатках с использованием халатов и головных уборов.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку они подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается административным истцом, с жалобами о нарушении санитарных норм и правил Иванов Э.А. в указанные им периоды времени не обращался.
Доказательств того, что административный истец не потребляет табачные изделия, в материалы дела не представлено, кроме этого, согласно камерным карточкам, у административного ответчика не имелось возможности поместить Иванова Э.А. в отдельную камеру, в связи с чем доводы административного истца о том, что были нарушены его права при размещении его с лицами, потребляющими табачные изделия, суд считает необоснованными.
Как следует из правовых позиций Европейского Суда по правам человека, государство должно гарантировать, что лицо содержится под стражей в условиях, совместимых с его человеческим достоинством, и что метод и способы исполнения меры лишения свободы не подвергают лицо страданиям и тяготам такой степени, что они превышают неизбежную степень страданий, присущих содержанию под стражей, и что охрана здоровья и благополучия лица надлежащим образом обеспечивается (Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Кудла против Польши" (Kudla v. Poland), жалоба N 30210/96, пункты 92-94, ЕСПЧ 2000-XI; и Постановление Европейского Суда от 13 июля 2006 года по делу "Попов против России" (Popov v.Russia), жалоба N 26853/04, пункт 208).
В случаях, когда обращение унижает или оскорбляет человека, обнаруживая неуважение к его или ее человеческому достоинству или его принижение, либо вызывает у человека чувство страха, тоски или неполноценности, способные сломить моральное и физическое сопротивление лица, оно может быть охарактеризовано как унижающее достоинство и подпадающее под запрет, предусмотренный статьей 3 (Постановление по делу "Претти против Соединенного Королевства" (Pretty v. the United Kingdom), жалоба N 2346/02, пункт 52, ЕСПЧ 2002-III, с дальнейшими ссылками).
Как установлено в судебном заседании, в указанные периоды административный истец содержался в ИВС ОМВД России по г. Костомукше в течение 10 суток при каждом этапировании, при этом постельное белье административному истцу выдавалось один раз в каждый период содержания его в изоляторе.
Данные обстоятельства подтверждаются журналом выдачи постельных принадлежностей, показаниями свидетеля Свидетель №2, и не оспариваются административным ответчиком.
В соответствии с п. 47 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 г. N 950 смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком нарушены права административного истца в указанной части.
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Отделения МВД России по г. Костомукше в части не осуществления еженедельной смены постельного белья, предусмотренной п. 47 Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», обязав Отделение МВД России по г. Костомукше устранить нарушение в указанной части.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья И.А. СафарянМотивированное решение составлено 07 августа 2019 года.