Гражданское дело № 521\2011 г.
Решение
Именем Российской Федерации
13 июля 2011 года город Смоленск
Смоленский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Стукалова Д.В.,
при секретаре Морозове А.Ю.,
с участием представителя истца майора юстиции Суслова Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению командира войсковой части № о взыскании с бывшего военнослужащего указанной воинской части лейтенанта запаса Белоусова Сергея Геннадьевича причиненного им войсковой части № материального ущерба,
установил:
Командир войсковой части № обратился в суд с иском, в котором указал, что до 31 мая 2007 года Белоусов проходил военную службу по контракту в указанной воинской части.
В мае 2006 года Белоусову, заключившему первый контракт сроком на 5 лет, было выплачено пособие на первоначальное обзаведение имуществом первой необходимости.
31 мая 2007 года ответчик, в связи с досрочным увольнением с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», был исключен из списков части, однако сумму ранее полученной выплаты в кассу части не возвратил и его долг перед воинской частью пропорционально прослуженному времени составляет 21256 рублей 32 копейки.
Полагая, что в связи с этими обстоятельствами войсковой части № причинен материальный ущерб, истец просит суд взыскать с ответчика в счет возмещения средств сумму в размере 21256 рублей 32 копейки, а также судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины за подачу искового заявления в суд в размере 837 рублей 68 копеек.
В судебном заседании представитель истца Суслов Э.В. вышеуказанные требования поддержал.
Ответчик Белоусов, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства в суд не прибыл.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, военный суд находит установленным следующее.
Как следует из статьи 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», деньги относятся к имуществу воинской части, а реальный ущерб - это расходы, которые воинская часть произвела, либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
В соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случае, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для пользования и других целей.
Согласно пункту 7 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, в течение трех месяцев со дня назначения на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания имеют право на получение из средств Министерства обороны РФ выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в размере и порядке, определяемых Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2004 года № 796 «О размере и порядке осуществления выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам учреждений, исполняющих наказания», определено, что выплата военнослужащим осуществляется за счет средств Министерства обороны РФ в размере до 12 окладов месячного денежного содержания. При досрочном увольнении военнослужащих с военной службы на основании подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», средства, полученные в качестве выплаты, подлежат взысканию с военнослужащего в размере, исчисленном пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока военной службы согласно заключенному контракту о прохождении военной службы.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 16 марта 2006 года № с Белоусовым С.Г. заключен первый контракт сроком на 5 лет и он назначен на воинскую должность.
Выпиской из приказа командира войсковой части № от 31 марта 2006 года № § 11, а также копией расходного кассового ордера от 5 мая 2006 года № подтверждается, что 5 мая 2006 года войсковой частью № ответчику произведена выплата в размере 27725 рублей 64 копеек на обзаведение имуществом первой необходимости, в связи с заключением первого контракта сроком на 5 лет.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части № от 31 мая 2007 года № § 3 Белоусов досрочно уволен с военной службы на основании подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы» и с 1 июня 2007 года - исключен из списков личного состава части.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с этим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.
Установленный таким указанным федеральным законом срок, по мнению суда, является пресекательным и весь процесс привлечения военнослужащего к материальной ответственности ограничен тремя годами.
Таким образом, привлечение военнослужащего к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности» за пределами указанного трехлетнего срока не допускается.
В связи с этим военный суд приходит к выводу, что моментом обнаружения ущерба, применительно к пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», следует считать 1 июня 2007 года.
В ходе судебного разбирательства представитель истца Суслов Э.В. сославшись на нормы Гражданского кодекса РФ, заявил, еще в июне 2008 года командиром войсковой части № мировому судье судебного участка № города Смоленска был подан иск к Белоусову о взыскании с него денежных средств, полученных в виде пособия. Однако о том, что указанное исковое заявление было 1 июля 2008 возвращено истцу, в войсковой части № стало известно лишь в 2011 году, а поэтому считает, что срок исковой давности истцом не пропущен.
Вместе с тем, данный вывод представителя истца военный суд считает ошибочным, поскольку согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащий может быть привлечен к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.
В военный суд с иском о привлечении Белоусова к материальной ответственности командир войсковой части № обратился лишь в мае 2011 года, то есть с пропуском срока, установленного пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».
При этом военный суд учитывает, что восстановление, приостановление либо продление этого срока названным Федеральным законом не предусмотрено, а нормы действия ГК РФ, регулирующие применение общего срока исковой давности, в силу действия специального закона, применению не подлежат.
С учетом вышеизложенного военный суд приходит к выводу, что исковое заявление командира войсковой части 7459 удовлетворению не подлежит.
Ввиду отказа в удовлетворении иска, судебные расходы, понесенные войсковой частью №, возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении иска командиру войсковой части № отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский окружной военный суд через Смоленский гарнизонный военный суд в десятидневный срок.
Председательствующий по делу