Дело № 2-217/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2018 года город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Мониной О.И.,
при секретаре Бадиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом города Саратова к Цыгановой О.В. о возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения,
установил:
Комитет по управлению имуществом города Саратова предъявил иск к Цыгановой О.В. о возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения.
Требования истца мотивированы тем, что постановлением администрацией муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013 – 2017 г.г.», которая предусматривает приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах. Дом по адресу <адрес> включен в указанную программу в 4 этапа переселения. Переселение граждан из указанного аварийного дома осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В рамках исполнения программы для переселения ответчика приобретено жилое помещение площадью 30,30 кв.м., по адресу <адрес>, <адрес>. За № от <дата> комитетом по управлению имуществом города Саратова в адрес ответчиков было направлено соглашение с собственниками жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. В соответствии с пунктом 1 данного соглашения «Комитет» от имени муниципального образования «Город Саратов» изымает у «Собственника», а «Собственник» передают в собственность муниципального образования «Город Саратов» квартиру, находящуюся по адресу <адрес>. На основании пункта 4 указанного соглашения «Комитет» в зачет выкупной цены изымаемого жилого помещения, указанного в пункте 1 настоящего соглашения передает в собственность «Собственнику», а «Собственник» принимает жилое помещение, находящееся по адресу г.<адрес>. Однако ответчик до настоящего времени не заключил вышеуказанное соглашение. Учитывая изложенное, истец обратился в суд с настоящим иском и просили обязать Цыгановой О.В. заключить соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> зачетом его стоимости в выкупную цену. Обязать Цыгановой О.В. зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другого жилого помещения, расположенного по адресу г. <адрес> зачетом его стоимости в выкупную цену. Прекратить право собственности Цыгановой О.В. на жилое помещение – <адрес>, общей площадью 16,80 кв.м. Признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на жилое помещение <адрес> общей площадью 16,80 кв.м.
Представитель истца и третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили дело рассмотреть без участия представителя комитета.
Ответчик в судебное заседание не явилась, ее место жительство неизвестно, в связи с чем в порядке статьи 50 ГПК РФ ей назначен адвокат, которая в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 данного кодекса.Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Как установлено судом и следует из материалов дела за Цыгановой О.В. зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от <дата>.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.07.2013 № 1347 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», которая предусматривает приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц или в домах, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ и (или) строительство таких домов. Дом, в котором расположена квартира ответчиков, включен в указанную программу.
В рамках исполнения программы для переселения ответчика приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 30,30 кв.м. право на которое зарегистрировано за муниципальным образованием «Город Саратов», что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.
<дата> ответчику направлено соглашение с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Однако ответчик до настоящего времени указанное соглашение не заключил.
Доказательств, подтверждающих, что ответчику предлагалось выкупить принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ, и она отказались от реализации данного права, материалы дела не содержат.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определяет понятие переселения граждан из аварийного жилищного фонда как принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч. 2, 3 ст. 88 ЖК РФ (ст. 2 названного закона). Соответственно, ответчик, имеющий право на выкуп принадлежащего ему жилого помещения, не может быть лишен права на получение стоимости изымаемого имущества.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что предоставление собственнику изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену, а такое соглашение достигнуто не было, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 3, 32, 86, 89 ЖК РФ, п. п. 8, 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 235 ГК РФ, приходит к выводу об отсутствии оснований для понуждения ответчика к заключению вышеназванного соглашения и об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░