РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 апреля 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.
при секретаре Павловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-906/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Шмелевой А.М. о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу на имущество,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шмелевой А.М. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021г. по налогу в размере 32014,48 руб., пени в сумме 1133,32 руб., недоимки по налогу по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 г. в размере 7611,04 руб., пени в сумме 269,43 руб., по налогу на имущество за 2019г. в сумме 47 руб., пени в сумме 2,67 руб., за 2020г. пени в сумме 14,22 руб., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена. На момент подачи административного иска Шмелева А.М. сумму задолженности не оплатила.
В процессе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования и просил взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021г. по налогу в размере 3 298, 13 руб., пени в сумме 269,43 руб., пени по налогу по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 г. в размере 1133,32 руб., пени по налогу на имущество в сумме 2,67 руб., за 2020г. пени в сумме 14,22 руб.,
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении судебного заседания не заявил.
В судебном заседании административный ответчик Шмелева А.М. просила в иске отказать, указав, что задолженности за 2021, 2019 год не имеет. Предоставила суду квитанции об оплате долга.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца, не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
С января 2017 года за ФНС России закреплены функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в т.ч. индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Размеры соответствующих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование определены п.1,2 ст. 430 НК РФ за расчетный период.
При этом, сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п.2 ст.425 НК РФ.
Статьей 432 НК РФ предусмотрено, что суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно статье 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.Положениями пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
По правилам п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Шмелева А.М состоит на учете в Межрайонной ИФНС №21 по Самарской области, зарегистрирована в качестве адвоката с 31.05.2021 по настоящее время и является налогоплательщиком по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года и на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, начиная с 01 января 2017 года).
Также установлено, что Шмелева А.М. является налога на имущество за 2019-2020г.г. в связи с наличием в ее собственности объектов налогообложения, а именно: квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>.
За 2019 год налоговым органом Шмелевой А.М. начислен налог на имущество физических лиц в размере 2 598 руб. с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления №54556451 от 01.09.2020.
За 2021 год налоговым органом Шмелевой А.М. начислен налог на имущество физических лиц в размере 2806 руб. с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления №43375032 от 01.09.2021.
За 2021 год налоговым органом Шмелевой А.М. начислен налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 в размере 7611,04 руб., налог на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 32014,48 руб., а также налог
По причине неуплаты налога на имущество физических лиц за 2019 год налогоплательщику выставлено требование №53391 по состоянию на 26.10.2021, которым ответчику предложено погасить недоимку по налогу на имущество в размере 47 руб. пени в сумме 2,67 руб.
По причине неуплаты налога на имущество физических лиц за 2020 год налогоплательщику выставлено требование №86033 по состоянию на 22.12.2021, которым ответчику предложено погасить недоимку по налогу на имущество в размере 2806 руб., пени в сумме 14,22 руб.
По причине неуплаты налога за 2021г., налогоплательщику выставлено требование №8884 по состоянию на 07.04.2022, которым ответчику предложено погасить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 в размере 7611,04 руб., пени в размере 299,88 руб., а также недоимку по налогу на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 32 014, 48 руб., пени на сумму 1261, 37 руб. в срок до 31.05.2022г.
Направление налоговых уведомлений подтверждается представленными скриншотами из личного кабинета АИС Налог-3 ПРОМ.
Указанное требование оставлено без исполнения.
Как усматривается из материалов дела, МИФНС России № 23 по Самарской области обращалась к мировому судье судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района г.Самары с заявлением о выдаче судебного приказа, 06.07.2022г. мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-2053/22 о взыскании со Шмелевой А.М. обязательных платежей и санкций.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области от 20.07.2022г. судебный приказ № 2а-2053/2022 отменен по заявлению Шмелевой А.М.
В связи с отменой указанного судебного приказа МИФНС России № 23 по Самарской области 16.01.2023г. обратилась в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что Шмелева А.М. не оплатила заявленную к взысканию задолженность.
Вместе с тем, административным ответчиком в материалы дела представлены чек-ордер по операции № 116 от 30.12.2021, чек-ордер по операции № 117 от 30.12.2021 согласно которым им осуществлена оплата по налогу на обязательное пенсионное страхование за 2021г. в размере 32448 руб., оплата по налогу на обязательное медицинское страхование за 2021г. в размере 8426 руб., пени на сумму 298, 28руб. в пользу УФК по Тульской области (Межрегиональная инспекция ФНС России по управлению долгом), что опровергает доводы административного истца и свидетельствует о том, что до подачи административного иска в суд Шмелевой А.М. оплачена задолженность по страховым взносам за 2021 г.
Также административным ответчиком представлен чек-ордер по операции №4965 от 10.04.2023 на сумму 14.22 руб., операции №4966 на сумму 2,67 руб., операции 4967 на сумму 47 руб., согласно которым Шмелевой А.М осуществлена оплата пеней по налогу на имущество за 2019-2020г., и налога за 2019 г. в пользу УФК по Тульской области (Межрегиональная инспекция ФНС России по управлению долгом), что опровергает доводы административного истца и свидетельствует о том, что после подачи административного иска в суд Шмелевой А.М. оплачена задолженность по налогу на имущество за 2019-2020гг.
Согласно п. 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к Приказу Министерства Финансов РФ от 12.11.13 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ"), в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:
"ТП" - платежи текущего года;
"ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);
"ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие.
В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.
При погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) в показателе налогового периода в формате "день.месяц.год" указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа (пункт 7 настоящих Правил).
Из содержания представленного Шмелевой А.М. чек-ордеров следует, что они содержат названные выше реквизиты.
Таким образом, установлено и подтверждено материалами дела, что Шмелевой А.М. оплачена заявленная к взысканию задолженность, ввиду чего суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для взыскания с административного ответчика указанной задолженности, и отказе в административном иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Шмелевой А.М. о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу на имущество - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2023 года.
Судья Е.А. Чиркова