Дело №3а-85/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2016 года город Орел
Орловский областной суд в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.,
при секретаре Лариной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Кулешов В.А. к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, администрации Залегощенского района Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
выслушав объяснения представителя административного истца – Редникиной С.С., поддержавшей административный иск, представителя административного ответчика Правительства Орловской области – Кузнецова Д.Ю. и представителя заинтересованного лица администрации администрация сельского поселения Верхнескворченское Залегощенского района Орловской области - Кромского Н.Е., полагавшихся по существу рассматриваемых требований на усмотрение суда,
установил:
Кулешов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, администрации Залегощенского района Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указал, что он на основании договоров аренды, заключенных с отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Залегощенского района Орловской области, он использует на праве аренды 8 земельных участков, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
При этом размер арендной платы за использование данных земельных участков рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, утвержденной по состоянию на 1 мая 2014 года постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области», которая значительно превышает их рыночной стоимости, определенной на ту жен дату, согласно отчету об оценке от 13 мая 2016 года №161/16, выполненному оценщиком Закрытого акционерного общества «Эксперт».
В связи с вышеизложенным Кулешов В.А. просит суд установить по состоянию на 1 мая 2014 кадастровую стоимость арендуемых им земельных участков, равной их рыночной стоимости на ту же дату.
Определением суда от 19.07.2016г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Верхнескворченское Залегощенского района Орловской области.
Административный истец Кулешов В.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени был извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности Редникина С.С. заявленные требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просила суд принять решение об удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области - Кузнецов Д.Ю. по существу заявленных требований полагался на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрация сельского поселения Верхнескворченское Залегощенского района Орловской области - Кромской Н.Е. по существу заявленных требований полагался на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области – Мультан А.С., в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя данного административного ответчика, одновременно указав, что по существу рассматриваемых требований полагается на усмотрение суда.
Представитель административных ответчиков - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и администрации Залегощенского района Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела данные административные ответчики извещены судом надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (далее Федеральный закон №135-ФЗ) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
В судебном заседании установлено, что <...>. между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Залегощенского района Орловской области и Кулешов В.А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (т.1 л.д.20 -22).
1.10.2013г. и 14.11.2013г. между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> и Кулешов В.А. заключены договора аренды земельных участков, согласно которых Кулешов В.А. в аренду на срок по <дата>г. передано 7 земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе земельные участки: с кадастровым номером <...><...> (т.1 л.д.27-30;33-36).
Приложениями к указанным договорам аренды – расчетами земельных платежей установлено, что размер арендной платы определен на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков (т.1 л.д. 23; 31; 37).
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков была определена на основании постановления Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области», которым по состоянию на 1 мая 2014 года была утверждена кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения Орловской области.
Постановлением Правительства Орловской области от 10 марта 2016 года № 73 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области» в связи с уточнением результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения были внесены изменения в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения изменилась в меньшую сторону. При принятии данного постановления новая кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения области не проводилась, соответственно дата, на которую остановлена их кадастровая стоимость, осталась прежней – 1.05.2014г.
В связи с внесенными изменениями в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> руб.; с кадастровым номером <...> руб.; с кадастровым номером <...> руб.; с кадастровым номером <...> руб.; с кадастровым номером <...> руб.; с кадастровым номером <...> с кадастровым номером <...>. (т.1 л.д. 67-74).
При обращении в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости Кулешов В.А. в подтверждение своих доводов представил отчёт ЗАО «Эксперт» от <дата> №, согласно которому по состоянию на 1 мая 2014 года рыночная стоимость спорных земельных участков составила: с кадастровым номером <...> копеек; с кадастровым номером <...> копеек; с кадастровым номером <...> копейки; с кадастровым номером <...>; с кадастровым номером <...> копейки; с кадастровым номером <...> 01 копейка; с кадастровым номером <...> копеек; с кадастровым номером <...> копейки (т.1.л.д. 75 -250 т.2 л.д.1- 210).
Отчёт об определении рыночной стоимости земельных участков, арендуемых Кулешов В.А., выполнен по состоянию на 1 мая 2014 года, то есть на дату, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость спорных земельных участков, согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Соответствие отчёта об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент» (НП СРО «СВОД) от 10 июня 2016 года № 1550/С-16 (т.2 л.д. 222-241).
Данное экспертное заключение в силу положений, содержащихся в части 3 статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», является положительным и подтверждает рыночную стоимость земельного участка, определённую оценщиком.
В соответствии с положениями, закрепленными в статье 14 Кодекса административного производства Российской Федерации, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы представленные административным истцом сведения о рыночной стоимости спорных земельных участков, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.
Суд, исследовав указанные выше отчёт об оценке и положительное экспертное заключение, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, полагает, что данные доказательства, представленные истцом в подтверждение рыночной стоимости используемых им на праве аренды земельных участков, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Кулешов В.А. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Кулешов В.А. к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, администрации Залегощенского района Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копеек по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копеек по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копейки по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копейки по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копейки по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копейка по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: Орловская <...> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копейки по состоянию на 1 мая 2014 года.
Датой подачи заявления Кулешов В.А. о пересмотре кадастровой стоимости считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Склярук
Дело №3а-85/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2016 года город Орел
Орловский областной суд в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.,
при секретаре Лариной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Кулешов В.А. к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, администрации Залегощенского района Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
выслушав объяснения представителя административного истца – Редникиной С.С., поддержавшей административный иск, представителя административного ответчика Правительства Орловской области – Кузнецова Д.Ю. и представителя заинтересованного лица администрации администрация сельского поселения Верхнескворченское Залегощенского района Орловской области - Кромского Н.Е., полагавшихся по существу рассматриваемых требований на усмотрение суда,
установил:
Кулешов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, администрации Залегощенского района Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указал, что он на основании договоров аренды, заключенных с отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Залегощенского района Орловской области, он использует на праве аренды 8 земельных участков, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
При этом размер арендной платы за использование данных земельных участков рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, утвержденной по состоянию на 1 мая 2014 года постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области», которая значительно превышает их рыночной стоимости, определенной на ту жен дату, согласно отчету об оценке от 13 мая 2016 года №161/16, выполненному оценщиком Закрытого акционерного общества «Эксперт».
В связи с вышеизложенным Кулешов В.А. просит суд установить по состоянию на 1 мая 2014 кадастровую стоимость арендуемых им земельных участков, равной их рыночной стоимости на ту же дату.
Определением суда от 19.07.2016г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Верхнескворченское Залегощенского района Орловской области.
Административный истец Кулешов В.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени был извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности Редникина С.С. заявленные требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просила суд принять решение об удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области - Кузнецов Д.Ю. по существу заявленных требований полагался на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрация сельского поселения Верхнескворченское Залегощенского района Орловской области - Кромской Н.Е. по существу заявленных требований полагался на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области – Мультан А.С., в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя данного административного ответчика, одновременно указав, что по существу рассматриваемых требований полагается на усмотрение суда.
Представитель административных ответчиков - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и администрации Залегощенского района Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела данные административные ответчики извещены судом надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (далее Федеральный закон №135-ФЗ) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
В судебном заседании установлено, что <...>. между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Залегощенского района Орловской области и Кулешов В.А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (т.1 л.д.20 -22).
1.10.2013г. и 14.11.2013г. между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> и Кулешов В.А. заключены договора аренды земельных участков, согласно которых Кулешов В.А. в аренду на срок по <дата>г. передано 7 земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе земельные участки: с кадастровым номером <...><...> (т.1 л.д.27-30;33-36).
Приложениями к указанным договорам аренды – расчетами земельных платежей установлено, что размер арендной платы определен на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков (т.1 л.д. 23; 31; 37).
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков была определена на основании постановления Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области», которым по состоянию на 1 мая 2014 года была утверждена кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения Орловской области.
Постановлением Правительства Орловской области от 10 марта 2016 года № 73 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области» в связи с уточнением результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения были внесены изменения в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения изменилась в меньшую сторону. При принятии данного постановления новая кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения области не проводилась, соответственно дата, на которую остановлена их кадастровая стоимость, осталась прежней – 1.05.2014г.
В связи с внесенными изменениями в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> руб.; с кадастровым номером <...> руб.; с кадастровым номером <...> руб.; с кадастровым номером <...> руб.; с кадастровым номером <...> руб.; с кадастровым номером <...> с кадастровым номером <...>. (т.1 л.д. 67-74).
При обращении в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости Кулешов В.А. в подтверждение своих доводов представил отчёт ЗАО «Эксперт» от <дата> №, согласно которому по состоянию на 1 мая 2014 года рыночная стоимость спорных земельных участков составила: с кадастровым номером <...> копеек; с кадастровым номером <...> копеек; с кадастровым номером <...> копейки; с кадастровым номером <...>; с кадастровым номером <...> копейки; с кадастровым номером <...> 01 копейка; с кадастровым номером <...> копеек; с кадастровым номером <...> копейки (т.1.л.д. 75 -250 т.2 л.д.1- 210).
Отчёт об определении рыночной стоимости земельных участков, арендуемых Кулешов В.А., выполнен по состоянию на 1 мая 2014 года, то есть на дату, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость спорных земельных участков, согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Соответствие отчёта об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент» (НП СРО «СВОД) от 10 июня 2016 года № 1550/С-16 (т.2 л.д. 222-241).
Данное экспертное заключение в силу положений, содержащихся в части 3 статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», является положительным и подтверждает рыночную стоимость земельного участка, определённую оценщиком.
В соответствии с положениями, закрепленными в статье 14 Кодекса административного производства Российской Федерации, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы представленные административным истцом сведения о рыночной стоимости спорных земельных участков, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.
Суд, исследовав указанные выше отчёт об оценке и положительное экспертное заключение, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, полагает, что данные доказательства, представленные истцом в подтверждение рыночной стоимости используемых им на праве аренды земельных участков, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Кулешов В.А. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Кулешов В.А. к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, администрации Залегощенского района Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копеек по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копеек по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копейки по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копейки по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копейки по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копейка по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: Орловская <...> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 мая 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равной его рыночной стоимости в размере <...> копейки по состоянию на 1 мая 2014 года.
Датой подачи заявления Кулешов В.А. о пересмотре кадастровой стоимости считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Склярук