Решение по делу № 3а-1751/2018 ~ М-1120/2018 от 18.10.2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 ноября 2018 года                            г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Матвеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1751/2018 по административному исковому заявлению Сорокиной Л.П. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

    

Сорокина Л.П. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости, мотивируя тем, что ей на праве собственности принадлежат:

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 42,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 31,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером установлена по состоянию на 3 декабря 2012 года и составляет 1 635 915 рублей 70 копеек, а кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером установлена по состоянию на 4 декабря 2012 года и составляет 1 233 704 рубля 75 копеек.

Административный истец не согласна с указанной выше кадастровой стоимостью нежилых зданий, считает ее завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются её интересы, как плательщика налога на имущество.

Согласно отчетам об оценке от 18 мая 2018 года №№ 2018/193 и 2018/194, подготовленным оценщиком ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы», рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 3 декабря 2012 года составляет 340 303 рубля, а рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 4 декабря 2012 года составляет 342 653 рубля.

При таких обстоятельствах, Сорокина Л.П. полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ей объектов недвижимости в судебном порядке.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

- восстановить срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением;

- установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 42,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 декабря 2012 года в размере 340 303 рубля;

- установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 31,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 4 декабря 2012 года в размере 342 653 рубля.

В судебном заседании представитель административного истца Буевич С.А., действующий на основании доверенности от 15 августа 2018 года и ордера от 9 октября 2018 года , административные исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в письменных пояснениях, направленных в адрес суда, оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск Сорокиной Л.П. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что Сорокиной Л.П. на праве собственности принадлежат:

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 42,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 31,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,

что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24 января 2013 года.

Кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами и определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и составляет:

- в отношении нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 3 декабря 2012 года – 1 635 915 рублей 70 копеек;

- в отношении нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 4 декабря 2012 года – 1 233 704 рубля 75 копеек.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 апреля 2018 года и .

Административный истец, будучи собственником спорных объектов недвижимости, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет городского округа Самара. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Таким образом, административный истец, являясь собственником указанных выше нежилых зданий, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых зданий, Сорокина Л.П. 18 октября 2018 года обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения Сорокиной Л.П. в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных нежилых зданий, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов капитального строительства.

Ввиду этого обращение Сорокиной Л.П. в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на даты определения их кадастровой стоимости (3 декабря 2012 года и 4 декабря 2012 года), в полной мере согласуется с положениями статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование своих требований представлены отчеты об оценке от 18 мая 2018 года №№ 2018/193 и 2018/194, подготовленные оценщиком ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы», из которых следует, что объектами оценки являлись нежилые здания с кадастровыми номерами и , итоговая величина рыночной стоимости которых составляет:

- нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 3 декабря 2012 года – 340 303 рубля;

- нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 4 декабря 2012 года – 342 653 рубля.

Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также – отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, а именно по состоянию на 3 декабря 2012 года в отношении нежилого здания с кадастровым номером и по состоянию на 4 декабря 2012 года в отношении нежилого здания с кадастровым номером .

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами и , содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

С учетом изложенного, суд полагает возможным принять отчеты об оценке от 18 мая 2018 года №№ 2018/193 и 2018/194, подготовленные оценщиком ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы», в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами и , и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов настоящего административного дела следует, что датой обращения Сорокиной Л.П. в суд является 18 октября 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Сорокиной Л.П. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 42,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 декабря 2012 года в размере 340 303 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 31,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 4 декабря 2012 года в размере 342 653 рубля.

Датой подачи Сорокиной Ларисой Павловной заявления в суд считать 18 октября 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2018 года.

    

Председательствующий:                     Непопалов Г.Г.

3а-1751/2018 ~ М-1120/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сорокина Л.П.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация г.о.Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Непопалов Г. Г.
18.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
19.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2018[Адм.] Судебное заседание
22.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее