Дело № 2-5107/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2016 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Завьялова О.М.,
при секретаре Грибовой Ю.О.,
с участием прокурора ФИО, представителя ООО «СМУ № 34» ФИО, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора Пермского края к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства», Обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 34» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт дороги в соответствии с ГОСТом,
установил:
Кунгурский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее Прокурор, прокуратура), обратился в суд с иском к ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «УРАЛ» (далее ФКУ «Уралуправтодор», ответчик), ООО «Строительно-монтажное управление № 34» (далее ООО «СМУ № 34», ответчик) о возложении обязанности произвести капитальный ремонт участка автодороги ... в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка по факту разрушения участка проезжей части федеральной автодороги .... В ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от Дата федеральная автомобильная дорога ... является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения.
Дата ФКУ «Уралуправтодор», действующее от лица Российской Федерации (далее - Заказчик), заключен долгосрочный государственный контракт № с ООО «СМУ №» (далее - Исполнитель). Согласно п. 2.1 Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения в Пермском крае (далее Объект), в соответствии с требованиями Контракта, включая услуги по обеспечению круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по Объекту, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта, а Заказчик берет на себя обязательство оплатить вышеуказанные услуги, оказанные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями Контракта.
Согласно Приложению № к вышеуказанному долгосрочному государственному контракту в состав услуг по содержанию Автомобильной дороги ... предусмотренных в рамках контракта, в том числе входят: 1. По полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода: - восстановление земляного полотна а участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 кв.м. (п.«ж»); - ликвидация последствий обвалов, осыпей, оползней и селевых потоков, других противооползневых мероприятий (п. «к»). 2. По дорожным одеждам: восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 кв.м (п. «К»).
Участок автомобильной дороги ... (водопропускная труба) относится к III технической категории. В ... году на данном участке автомобильной дороги после продолжительных дождей произошла интенсивная деформация откосов земляного полотна, которая проявилась в виде образования оползней с обеих сторон автомобильной дороги.
Согласно акту обследования от Дата на участке автодороги ... км. зафиксированы разрушения в виде трещин, образующихся в результате оползневого процесса. В нарушение п. 3.2.1, 3.2.3 ГОСТ Р 50597-93 справа при движении со стороны города Перми имеются просадки на сопряжении асфальтобетонного покрытия с обочиной, глубина просадок более 5 см.
В нарушение п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 слева при движении со стороны города Перми имеется возвышение обочин над проезжей частью, образовавшееся в результате производства работ по укреплению обочины песчано-гравийной смесью.
Распоряжением ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» от Дата № определены мероприятия для устранения указанного разрушения автомобильной дороги. Согласно акту осмотра от Дата установлено, что до настоящего времени план мероприятий не исполнен, зафиксированы повреждения, в сопряжении с обочиной: справа (со сторон Адрес) длиной 650 см., шириной 40 см., глубиной 7 см., слева (со стороны Адрес) длиной 120 см., глубиной 7 см., шириной 220 см.. Разрушение откоса земляного полотна за барьерным ограждением с оползневыми явлениями. ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства», ООО «СМУ №» не выполнены установленные действующим законодательством требования по восстановлению устойчивости земляного полотна участка автодороги ... км, в связи с чем, не в полной мере обеспечивается безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «СМУ №» в судебном заседании с требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав на то, что на рассматриваемом участке дороги в ... году после продолжительных дождей произошла интенсивная деформация откосов земляного полотна, которая проявилась в виде образования оползней с обеих сторон автодороги. По данным инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий, выполненных ...» в ... году в составе проекта «Капитальный ремонт водопропускной трубы на км ... автодороги ...» было установлено наличие воды в теле насыпи и слабых грунтов. Эти факторы в сочетании с интенсивными осадками явились вероятными причинами нарушения устойчивости откосов земляного полотна. ООО «СМУ №» в рамках заключенного государственного контракта осуществляет работы только по содержанию данной автомобильной дороги и не может осуществить капитальный ремонт дороги на данном участке.
В рамках работ по содержанию ООО «СМУ №» после начала оползневого процесса выполнило работы по досыпки откосов земляного полотна грунтом, проведено инъецированные откосов цементогрунтовыми растворами, под давлением выполнено укрепление обочин щебеночными материалами, восстановлено разрушенное барьерное ограждение. В текущем режиме проводится постоянное наблюдение и мероприятия по подсыпке откоса, восстановления обочин и др. Таким образом, ООО «СМУ №» надлежащим образом выполняет возложенные на него контрактом обязательства по содержанию. Обязательств по выполнению работ по капительному ремонту данной дороги на общество возложено не было. Кроме того, со стороны Ответчика были представлены фотоснимки, которые подтверждают, что работы по содержанию на рассматриваемом участке выполнены в полном объеме и надлежащим образом.
Ответчик ФКУ «Уралуправтодор» в суд представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее направил письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 118-127), в котором с требованиями не согласился, сославшись на то, что согласно п. 1.2 Устава. ФКУ «Уралуправтодор» является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями, закрепленными за ним (п. 1.2 Устава). Автомобильная дорога Р242 является собственностью Российской Федерации и закреплена за ФКУ «Уралуправтодор» на праве оперативного управления (Свидетельство 59-БД 642665). Полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления осуществляет Федеральное дорожное агентство (п. 1.3 Устава).
ФКУ «Уралуправтодор» в соответствии с Уставом осуществляет функции государственного заказчика (п. 3.3.1). В соответствии с п. 3.2.1 Устава, ФКУ «Уралуправтодор» предметом деятельности является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за ФКУ «Уралуправтодор» на праве оперативного управления.
Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них выполняют подрядные организации в рамках государственных контрактов, заключенных посредством проведения конкурсов, аукционов (п. 3.3.2 Устава).
Согласно подписанного обеими сторонами государственного контракта автомобильная дорога ... передана на содержание подрядной организации ООО «СМУ №». В соответствии с государственным контрактом Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения, в том числе, содержание автомобильной дороги ..., (далее - Объект), в соответствии с требованиями Контракта, включая услуги по обеспечению круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по Объекту, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта.
Согласно Приложению № к государственному контракту, в состав работ по содержанию автомобильной дороги входят: восстановление земляного полотна на участках с пучииистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2; ликвидация последствий обвалов, осыпей, оползней и селевых потоков, другие противооползневые мероприятия; восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2; установка недостающих барьерных ограждений. ООО «СМУ №» предпринимают все меры для ликвидации оползневого процесса и не могут выполнять работы по капитальному ремонту автомобильной дороги .... ввиду того, что работы по содержанию и капитальный ремонт - это разные виды работ (Приказ Министерства транспорта РФ от Дата № «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог»).
Представители третьих лиц в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ).
В силу ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (ст. 6).
К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 вышеуказанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям владельцев автомобильных дорог общего пользования федерального значения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог, и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения. В соответствии с данным перечнем автомобильная дорога Р-242 Пермь-Екатеринбург 1Р 242 относится к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (далее дорога Пермь-Екатеринбург).
Согласно п. 3 Постановления автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги».
Планирование дорожной деятельности осуществляется в соответствии со ст. 14 ФЗ № 257-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Управление федеральными автомобильными дорогами осуществляется Росавтодором как непосредственно, так и через систему федеральных казенных учреждений (ФКУ), обеспечивающих осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ФКУ, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Согласно п. 1.2 Устава ФКУ «Уралуправтодор» является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями, закрепленными за ним.
Полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления осуществляет Федеральное дорожное агентство (п. 1.3 Устава).
Автомобильная дорога ... является собственностью Российской Федерации и закреплена за ФКУ «Уралуправтодор» на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата №
В соответствии с п. 3.2.1 Устава ФКУ «Уралуправтодор» предметом деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за ФКУ «Уралуправтодор» на праве оперативного управления.
Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них выполняют подрядные организации в рамках государственных контрактов, заключенных посредством проведения конкурсов, аукционов (п. п. 3.3.1., 3.3.2 Устава).
При организации закупок ФКУ «Уралуправтодор» руководствуется федеральным законодательством (п. 2.3 Устава) в частности Федеральным законом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом заключение государственных контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств в соответствии с действующим законодательством (п. Дата Устава).
Судом установлено, что Дата между Заказчиком - ФКУ «Уралуправтодор» и Подрядчиком - ООО «СМУ №», заключен Долгосрочный государственный контракт № от Дата на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Пермском крае (далее - Контракт).
Согласно п. 2.1 Контракта, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения в Адрес (далее Объект), в соответствии с требованиями Контракта, включая услуги по обеспечению круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по Объекту, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта, а Заказчик берет на себя обязательства оплатить вышеуказанные услуги, оказанные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями Контракта.
Согласно акту обследования от Дата составленного по итогам прокурорской проверки проведенной в на участке автодороги .... зафиксированы разрушения в виде трещин, образующихся в результате оползневого процесса. В нарушение п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части автодороги имеются повреждения, в сопряжении с обочиной: справа (со стороны Адрес) длиной 650 см., шириной 40 см., глубиной 60 см., Слева – длиной 104 см., глубиной 70 см., шириной 220 см. Разрешение откоса земляного полотна за барьерным ограждением с оползневыми явлениями (л.д. 92). В подтверждение нарушений приложена фототаблица.
Согласно акту осмотра от Дата установлено, что ранее зафиксированные повреждения участка дороги ... не устранены. В нарушение требований п. 3.1.1., п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93, на проезжей части автодороги имеются повреждения, в сопряжении с обочиной: справа (со сторон Адрес) длиной 650 см., шириной 40 см., глубиной 7 см., слева (со стороны Адрес) длиной 120 см., глубиной 7 см., шириной 220 см.. Разрушение откоса земляного полотна за барьерным ограждением с оползневыми явлениями.
Основным нормативным документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, является ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от Дата № (далее - ГОСТ Р 50597-93), который признан национальным стандартом. Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пп. 3.1.1, 3.1.2, 3.2.3. ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Повреждения грунтовых обочин (разделительных полос) не должны превышать значений, приведенных в таблице 6 ГОСТа.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая требования прокурора, суд приходит к следующему.
В пункте 2.3 Контракта заключенного между ответчиками установлено, что услуги по содержанию Объекта оказываются Исполнителем путем выполнения комплекса работ и услуг, перечисленных в Приложении № к Контракту.
Согласно приложению № в состав работ по содержанию входят:
восстановление земляного полотна на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2;
ликвидация последствий обвалов, осыпей, оползней и селевых потоков, другие противооползневые мероприятия;
- восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2,
- установка недостающих барьерных ограждений.
В соответствии с п. 1 раздела 1 «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», утвержденной Приказом Минтранса РФ от Дата №, классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.
Как разъяснено в п. 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог при капитальном ремонте проводятся следующие работы:
1) по земляному полотну и системе водоотвода:
а) устранение деформаций и повреждений элементов земляного полотна (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам и другим объектам);
б) замена изношенных звеньев прикромочных и телескопических лотков, дренажей, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, элементов подводящих и отводящих русел у водопропускных труб, элементов ливневой канализации и других изношенных элементов системы водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам и другим объектам);
2) по дорожным одеждам:
а) ликвидация колей глубиной более 50 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона;
б) восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам);
в) перемощение отдельных участков мостовых с полной заменой песчаного основания.
Согласно п. 6 Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят:
1) по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода:
а) поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах;
б) планировка откосов насыпей и выемок, исправление повреждений с добавлением грунта и укрепление засевом трав;
в) поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов);
г) устройство дренажных прорезей;
д) противопаводковые мероприятия;
е) срезка, подсыпка, планировка и уплотнение неукрепленных обочин дренирующим грунтом толщиной до 10 см; подсыпка, планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;
ж) восстановление земляного полотна на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2;
з) ликвидация съездов с автомобильных дорог (въездов на автомобильные дороги) в неустановленных местах;
и) поддержание в чистоте и порядке элементов обозначения границ полосы отвода;
к) ликвидация последствий обвалов, осыпей, оползней и селевых потоков, другие противооползневые мероприятия;
2) по дорожным одеждам:
а) очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий;
б) восстановление сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума;
в) устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов;
г) устранение сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит, защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений;
д) ликвидация колей глубиной до 50 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия;
е) защита асфальтобетонных покрытий от поверхностных разрушений герметизирующими пропиточными материалами, устройство изолирующего слоя из эмульсионно-минеральной смеси или мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин на участках длиной до 100 м;
ж) восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м;
з) восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр;
и) обеспыливание проезжей части автомобильных дорог;
к) восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2;
л) устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки дорожного покрытия;
м) восстановление сцепных свойств покрытия путем устройства защитных слоев, слоев износа или поверхностной обработки.
Учитывая установленные судом обстоятельства и исходя из вышеприведенной Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от Дата №, приложения № к Контракту заключенному между ответчиками, следует, что обязанность выполнять капитальный ремонт на автодороге ... на подрядную организацию ООО «СМУ №» Контрактом не возложена.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также то, что ФКУ «Уралуправтодор» возложенные на него обязанности, в том числе по производству капитального ремонта вверенных ему дорог, осуществляет посредствам заключения государственных контрактов, требования прокурора в части возложения на ответчиков обязанность произвести капитальный ремонт участка автодороги ... являются не обоснованными, в связи с чем в удовлетворении таких требований следует отказать.
В соответствии со ст. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона № от Дата «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, в том числе, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств если нарушение приобрело особое общественное значение.
Конкретизируя эти положения, ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.
Из поданного искового заявления усматривается, что прокурором фактически заявлены требования направленные на устранение нарушения требований ГОСТ Р 52766-2007 включающего в себя требования предусмотренные ГОСТ Р 50597-93, устранение которых на прямую связано с обеспечением безопасности дорожного движения и как следствие соблюдение интересов граждан (безопасности их жизни и здоровья), общества и государства.
Как установлено судом на участке автодороги ... зафиксированы разрушения в виде трещин, образующихся в результате оползневого процесса, доказательства того, что данные недостатки устранены, суду не представлено. Довод ООО «СМУ №» о том, что ответчиком произведены работы по устранению выявленных разрушений, о чем свидетельствуют фотоматериалы, суд во внимание не принимает, поскольку сами фотоматериалы в отсутствие надлежаще оформленного акта обследования поврежденного участка дороги с участием заинтересованных лиц, а так же документов подтверждающих производство работ суду не представлено, также из фотоматериалов невозможно определить, сделаны ли данные фотоматериалы в отношении мета, где были выявлены повреждения дороги, в связи с чем представленные ответчиком фотоматериалы суд относит к недопустимым доказательствам по делу. Также суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что ответчиком для осуществления совместного обследования участка дороги в прокуратуру было направлено письмо для согласования даты и времени осмотра, поскольку на представленной копии письма адресованного в прокуратуру отметка о получении письма прокурором отсутствует.
Таким образом, доказательства устранения ответчиками нарушений законодательства, установленных при проведенной прокурором проверке, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку в силу контракта обязанность по производству капитального ремонта на ООО «СМУ №» не возложена, также данная обязанность не возложена на ФКУ «Уралуправтодор», однако в силу Контакта, Устава ФКУ «Уралуправтодор» (п. 3.1., 3.1.2, 3.1.3., 3.2.1.), ответчик ООО «СМУ №» обязаны проводить работы, в том числе по содержанию и ремонту автодороги, а ответчик ФКУ «Уралуправтодор» являясь заказчиком по Контракту обязан организовать выполнение работ по ремонту и содержанию дорог общего пользования федерального значения, тем самым обеспечить безопасность и бесперебойность движения транспортных средств, сохранить, и улучшить транспортно-эксплуатационное состояние дороги, повысить пропускную способность транспорта, обеспечить транспортную безопасность объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность обеспечить производство работ и произвести работы на участке автодороги ... в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 и обязанностями предусмотренными контрактом.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6000 рублей.
В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, истцом не является, а только пользуется процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
Как следует из содержания искового заявления, прокурор обратился в суд с иском к ответчикам в интересах неопределенного круга лиц, к числу которых могут быть отнесены, в том числе жители Кунгурского района, лица использующие автодорогу, то есть в интересах физических лиц, которые имеют право на безопасность жизни и здоровья, в том числе от негативных последствий вызванных не соблюдением ответчиками законодательства в области дорожной деятельности, безопасности дорожного движения.
Таким образом, в данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск. Поскольку гражданское процессуальное законодательство не содержит требований о необходимости уплаты государственной пошлины каждым из истцов при предъявлении иска в случае процессуального соучастия, то с ответчика подлежит взысканию в пользу бюджета муниципального образования г. Пермь государственная пошлина в размере ... рублей, которая подлежит уплате ответчиками в равных долях.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Кунгурского городского прокурора Пермского края к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства», Обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление №» - удовлетворить частично.
Возложить на Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства», Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление №» обеспечить производство работ и произвести работы на участке автодороги ... в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 и обязанностями предусмотренными долгосрочным государственным контрактом №, в остальной части требований отказать.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства», Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 34» в пользу бюджета муниципального образования г. Пермь в счет уплаты государственной пошлины сумму в размере ... рублей с каждого из ответчиков.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья– О.М. Завьялов