Мотивированное решение по делу № 02а-0542/2020 от 24.08.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

 адрес                                                                                                                дата.

 

      Гагаринский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-542/20 по административному иску фио к судебному приставу-исполнителю Гагаринского ОСП УФССП России по адрес фио, Гагаринскому ОСП УФССП России по адрес, УФССП России по адрес о признании незаконным постановлений о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, о взыскании исполнительского сбора, обязании вернуть денежные средства,

УСТАНОВИЛ:

 

Административный истец фио обратился в суд с административным иском к административным ответчикам судебному приставу-исполнителю Гагаринского ОСП УФССП России по адрес фио, Гагаринскому ОСП УФССП России по адрес, УФССП России по адрес и, уточнив административные исковые требования, просит о признании незаконным постановления от дата о возбуждении исполнительного производства 56822/20/77006-ИП о взыскании с административного ответчика исполнительского сбора, а также постановление от дата о взыскании с административного ответчика исполнительского сбора в части взыскания всей суммы задолженности, без учета частичного исполнения требований исполнительного документа, обязать вернуть принудительно удержаны денежные средства в размере сумма, мотивируя свои требования тем, что в производстве судебного пристава-исполнителя Гагаринского ОСП УФССП России по адрес фио находится исполнительное производство в отношении административного истца  48818/20/77006-ИП, предметом исполнения которого являлось взыскание задолженности в размере сумма До истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, оспариваемым постановлением от дата с фио взыскан исполнительский сбор в размере 7% от общей суммы задолженности, которая была определена судебным приставом-исполнителем в размере сумма, в размере сумма, а постановлением от дата судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство о взыскании с фио исполнительского сбора в размере сумма Учитывая, что фио в добровольном порядке произведено частичное погашение задолженности до вынесения оспариваемых постановлений, а также учитывая, что взыскателем в настоящее время отозван исполнительный лист, на основании которого производилось взыскание, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от дата 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», административный истец полагает их незаконными, нарушающими его имущественные права, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Представитель административного истца фио в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам административного иска, просил их удовлетворить.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Гагаринского ОСП УФССП России по адрес фио в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители административных ответчиков Гагаринского ОСП УФССП России по адрес,  УФССП России по адрес в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело при установленной явке, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителя административного истца, проверив и изучив материалы дела, материалы исполнительных производств, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п.2 ч.1 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд может принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с п.п. 1-3 ст.112 Федерального закона от дата 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от дата 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, дата судебным приставом-исполнителем Гагаринского ОСП УФССП России по адрес фио на основании исполнительного  листа ФС 022141818, выданного Ленинским районным судом адрес от дата, вступившего в законную силу дата в отношении фио возбуждено исполнительное производство  48818/20/77006-ИП, предметом исполнения которого являлось взыскание имущественного характера в размере сумма

Указанным постановлением должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе,  пять дней со дня получения постановления, а в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, должник предупрежден о взыскании с него исполнительского сбора в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы, но не менее сумма с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и сумма с должника-организации.

Пункт 12 ст. 30 Федерального закона от дата  229-ФЗ «Об исполнительном производстве» связывает начало течения срока для добровольного исполнения с событием  получением должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно п.2.1. Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Министерством юстиции РФ ФССП России дата 0001/16, уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции  взыскания исполнительского сбора.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: «постановление о возбуждении исполнительного производства N... от...». Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства рекомендуется отправлять с описью вложения документов (п.2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора).

Таким образом, в силу требований законодательства об исполнительном производстве, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора необходимо наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

При этом, обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

Оценка извещения должника об исполнительных действиях не может носить формальный характер, иное толкование привело бы к злоупотреблениям, как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.

Согласно ч.3 ст. 24 Федерального закона от дата 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе.

Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении исполнительного производства  48818/20/77006-ИП от дата направлено судебным приставом-исполнителем должнику по указанному в исполнительном документе адресу, что подтверждается отчётом об отслеживании почтового идентификатора, и было вручено должнику дата электронно, что не оспаривалось стороной административного истца в ходе рассмотрения настоящего дела.

В силу положений ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона.

В связи с тем, что фио в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (по дата включительно), не оплатил задолженность, судебным приставом-исполнителем дата вынесено постановление  77006/20/205609 о взыскании с фио исполнительского сбора в размере сумма, что  составило 7 % от подлежащей взысканию суммы в размере сумма

        дата исполнительное производство  48818/20/77006-ИП окончено на основании п.1 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от дата 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа.

        Кроме того, оспариваемым постановлением от дата судебным приставом-исполнителем, на основании постановления  77006/20/205609 от дата, возбуждено исполнительное производство 56822/20/77006-ИП о взыскании с фио исполнительского сбора.

        При этом, указанным постановлением судебным приставом-исполнителем определен размер исполнительского сбора в сумме сумма с учетом списания со счетов должника в принудительном порядке денежных средств в размере сумма

       Исполнительский сбор в размере сумма платежным поручением  771121 от дата поступил на депозитный счет Гагаринского ОСП УФССП России по адрес, и дата на основании постановлений о распределении денежных средств, платежным поручением  21321 от дата с депозитного счета Гагаринского ОСП УФССП России по адрес направлен в бюджет.

        дата исполнительное  производство 56822/20/77006-ИП о взыскании с фио исполнительского сбора окончено на основании ст. ст. 6, 14, п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от дата 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства  48818/20/77006-ИП должником не обжаловалось, административный истец был уведомлен о наличии указанного исполнительного производства, возбуждённого в отношении него, однако, не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, суд приходит к выводу об обоснованном применении к должнику штрафных санкций и взыскании исполнительского сбора постановлением от дата

В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона от дата 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Частью 7 ст. 112 Федерального закона от дата 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата  13-П разъяснил, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, размер исполнительского сбора, установленный статьей 112 Федерального закона от дата  229-ФЗ (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.

Согласно пункту 4.2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора ФССП России от дата  0001/16 в случае исполнения должником требований исполнительных документов частично до возбуждения исполнительного производства либо частично в срок, установленный для добровольного исполнения, размер исполнительского сбора рассчитывается от суммы, подлежащей фактическому взысканию на день, следующий после окончания срока для добровольного исполнения, то есть с оставшейся части неоплаченной суммы долга.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, платежными поручениями  1 от дата, а также платежным поручением  24 от дата административный истец погасил задолженность по исполнительному производству  48818/20/77006-ИП в размере сумма

То есть на день вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления от дата сумма общей задолженности фио по исполнительному производству  48818/20/77006-ИП составляла сумма, а на день вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления от дата сумма общей задолженности фио по исполнительному производству  48818/20/77006-ИП составляла сумма, что исключало взыскание исполнительского сбора в размере, определенным административным ответчиком.

       Таким образом, размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя от дата, подлежит исчислению от неуплаченной суммы задолженности - сумма, то есть 7% от сумма = сумма

       Учитывая изложенное, поскольку административный истец доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов оспариваемыми постановлениями, в связи с чем, постановление от дата о возбуждении исполнительного производства 56822/20/77006-ИП о взыскании с административного ответчика исполнительского сбора, а также постановление от дата  77006/20/205609 о взыскании с фио исполнительского сбора нельзя признать законными и обоснованными, а поэтому, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований и признании указанных постановлений судебного пристава-исполнителя Гагаринского ОСП УФССП России по Москве фио незаконными в части исчисления размера исполнительского сбора, возложив на Гагаринский ОСП УФССП России по адрес обязанность возвратить фио сумму в размере сумма 

Вместе с тем, оснований для удовлетворения административных исковых требований об обязании судебного пристава-исполнителя осуществить возврат административному истцу незаконно списанных денежных средств, суд не находит, поскольку возврат денежных средств, перечисленных в соответствующий бюджет, не относится к компетенции и полномочиям подразделения службы судебных приставов. При этом, суд отмечает, что административный истец не лишен возможности возвратить денежные средства в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

       Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Гагаринского ОСП УФССП России по адрес фио от дата  77006/20/205609 о взыскании с фио исполнительского сбора в части исчисления его размера.

        Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Гагаринского ОСП УФССП России по адрес фио от дата о возбуждении исполнительного производства  56822/20/77006-ИП о взыскании с фио исполнительского сбора в части исчисления его размера.

         Возложить на УФССП России по адрес обязанность возвратить фио сумму в размере сумма

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Гагаринский районный суд адрес.

 Решение принято в окончательной форме дата.

 

 

 

 

Судья                                                                                                                       фио

 

 

1

02а-0542/2020

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено частично, 18.12.2020
Истцы
Касимов И.Р.
Ответчики
Судебный притсав-исполнитель Гагаринского отдела судебных приставов УФССП России по г. Москве Сидоренко А.В.
УФССП России по г. Москве
Еркаев Р.Р.
Суд
Гагаринский районный суд
Судья
Голубкова А.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
23.12.2020
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее