Дело № 2-209/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республика Коми 23 января 2019 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Вальтер К.А.,
с участием представителя ответчика Галкина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гарбузова Виктора Ивановича к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми о включении периодов службы в армии в специальный стаж, перерасчете пенсии, взыскании недоплаты с учетом индексации, судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении периодов службы в армии в специальный стаж, перерасчете пенсии, взыскании недоплаты с учетом индексации, судебных расходов. Просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку № 1 период службы в армии с 10.11.1988 по 01.12.1990 гг.; обязать с 04 июля 2014 г. произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента, рассчитанного по специальному стажу в размере 0,58; обязать произвести доплату пенсии с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми с 04 июля 2014 года; взыскать судебные расходы на представителя 5 000 руб. В обоснование заявленных требований истец указал, что являлся получателем пенсии по пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях". Ответчиком не учтен в специальный стаж по Списку №1 указанный выше период, с чем он не согласен. Считает, что с учетом спорного периода его стажевый коэффициент по специальному стажу составит 0,58.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился, в отзыве на исковое заявление указал, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов подготовки к профессиональной деятельности и службы в армии. В удовлетворении исковых требований просит отказать. Судебные расходы считает завышенными.
В судебном заседании истец участия не принимал, извещён надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно статье 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия истца.
В судебном заседании представитель ответчика с иском не согласился по доводам отзыва.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, суд приходит к следующему выводу.
Из смысла действующего пенсионного законодательства следует, что в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 гг. размер пенсии определялся в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
В силу ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена доля страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), установленного по состоянию на 31 декабря 2014 года, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Если при перерасчете размеров трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца или доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) или размер доли страховой пенсии не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), пенсионеру выплачивается страховая пенсия, доля страховой пенсии в прежнем, более высоком размере.
Из материалов пенсионного дела следует, что размер пенсии истца, рассчитанный по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» выше размера пенсии определенного с учетом норм Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Поскольку истец просит включить период службы в армии в специальный трудовой стаж и произвести перерасчет пенсии с 04 июля 2014 г., суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям следует применять пенсионное законодательство, действовавшее на момент установления истцу пенсии по пп.1 п.1 ст.27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Истец с 04 июля 2014 г. является получателем трудовой пенсии по пп.1 п.1 ст.27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Из копии военного билета, имеющегося в материалах пенсионного дела, следует, что истец проходил военную службу по призыву с 10.11.1988 по 01.12.1990 гг. Согласно таблице трудовой деятельности период военной службы по призыву истца с 10.11.1988 по 01.12.1990 гг. включен ответчиком в общий трудовой стаж. При этом, как следует из трудовой книжки истца, периоды работы до службы по призыву, так и после нее в должности подземного электрослесаря на шахте «Аяч-яга» являются работой с вредными условиями труда, предусмотренной Списком №1.
Проверив расчет специального стажа истца, суд считает доводы истца обоснованными по следующим основаниям. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Таким образом, на период прохождения истцом военной службы, могут быть применены нормы действующего на тот период законодательства.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590, действовавшем в период службы в Вооруженных Силах СССР, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Таким образом, на период прохождения службы в Советской Армии, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы с вредными условиями труда при определённых условиях.
В соответствии с Разъяснением № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003г. №70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27,28 Закона от 17.12.2001г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа).
Поскольку период работы как до службы по призыву, так и после нее в должности подземного электрослесаря на шахте «Аяч-яга» являются работой с вредными условиями труда, предусмотренной Списком №1, суд приходит к выводу о том, что период службы в армии с 10.11.1988 по 01.12.1990 гг. подлежит включению в специальный стаж по Списку №1 с момента назначения пенсии. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Следовательно, стаж истца по Списку №1 с учетом спорных периодов составит более 13 лет. Общий трудовой стаж истца с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П в льготном исчислении составит более 20 лет. При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования истца о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии с 04 июля 2014 года с учетом стажевого коэффициента 0,58, рассчитанного исходя из специального стажа с учетом спорного периода.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ в закон 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2010г. были введены ст.ст. 30.1, 30.2 и 30.3. Анализ статей 30.1, 30.2, 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» позволяет суду сделать вывод о том, что сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала может быть определена как из общего трудового, так и из специального стажа пенсионера. При добытых в судебном заседании доказательствах суд возлагает на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии истцу с 04 июля 2014 года и бессрочно с учетом стажевого коэффициента 0,58 по специальному стажу.
Истец в исковом заявлении просит выплатить недоплату пенсии в связи с назначением с индексацией на индексы роста потребительских цен по Республике Коми. Действующим пенсионным законодательством и законодательством Республики Коми не предусмотрены специальные нормы позволяющие производить индексацию недоплаты пенсии в связи с перерасчетом на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Порядок индексации пенсии регламентирован ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. С 01.01.2015 г. данный порядок регламентирован Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Таким образом, законом установлен механизм индексации страховых пенсий. Посредством индексации страховых пенсий обеспечивается жизнедеятельность пенсионера, поддерживается покупательная способность его доходов, а также возможность нести расходы по обязательным платежам и сборам, оплачивать услуги. Коэффициент индексации страховых пенсий устанавливается исходя из удорожания стоимости потребительской корзины, при определении которой уполномоченным органом учитываются инфляционные процессы.
Стороны не являются субъектами гражданских правоотношений. Пенсионный орган в спорных правоотношениях является лицом, уполномоченным законом на осуществление из средств федерального бюджета пенсионного обеспечения в целях, как указано в статье 2 Закона № 173-ФЗ и статье 3 Закона № 400-ФЗ, компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности. Таким образом, спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными и регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере пенсионного обеспечения, в том числе Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях», поэтому в удовлетворении исковых требований об индексации недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми следует отказать.
В иске истец просит взыскать 5 000 руб. за судебные расходы, понесенные им в связи с оплатой юридических услуг. Из квитанции № 37 от 17 декабря 2018 г. следует, что истец оплатил в ООО «Воркута-Трейд» за ведение гражданского дела в суде 5 000 руб.
В соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ, принимая во внимание степень сложности дела, которое является типовым иском, ходатайство ответчика об уменьшении судебных расходов, с учетом разумности и справедливости, а также объема работы, выполненной представителем истца по написанию иска, суд уменьшает расходы на представителя до 3 500 рублей.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми зачесть Гарбузову Виктору Ивановичу в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 период службы в армии с 10.11.1988 по 01.12.1990 гг., установить ему стажевый коэффициент 0,58 по специальному стажу с 04 июля 2014 года и бессрочно, произвести доплату трудовой пенсии за период с 04 июля 2014 года по 31 января 2019 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми в пользу Гарбузова Виктора Ивановича судебные расходы на представителя в сумме 3 500 (три тысячи пятьсот) рублей.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении исковых требований Гарбузова Виктора Ивановича к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми об индексации недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, взыскании судебных расходов в размере 5 000 рублей – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья Е.А. Бунякина