Дело № 2-534/32-2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
при секретаре судебного заседания Плотко Е.К.,
с участием истца Тимофеева С.Ю., третьих лиц Тимофеева Р.Ю., Тимофеева А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева С. Ю. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на воспитании в ФИО7 в связи со смертью отца в ДД.ММ.ГГГГ. Мать истца была лишена родительских прав в отношении последнего, а также его братьев, умерла в ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев С.Ю. был зарегистрирован в <данные изъяты> квартире по адресу <адрес>. В настоящее время в указанной квартире проживает его брат Тимофеев Р. Ю. со своей семьей, в связи с чем возможности проживать в указанном жилом помещении истец не имеет. В связи с указанными обстоятельствами истец просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ему благоустроенное специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения; обязать ответчика направить в Министерство образования Республики Карелия сведения о нем для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Определениями от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство образования Республики Карелия.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки не известны.
В судебном заседании третьи лица Тимофеев Р.Ю., Тимофеев А.Ю., полагали, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Иные третьи лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании установлено, что решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО2 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей (сыновей), в том числе Тимофеева С. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети были переданы на попечение ФИО7.
Отец истца ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ года, мать ФИО2 умерла, ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании Постановления мэра г.Петрозаводска № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> было закреплено за <данные изъяты>, в том числе истцом.
Истец собственником иных жилых помещений не является, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон).
Согласно ст. 1 Закона, дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничении в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абз. 1, 2 п. 1, п.п. 8, 9 ст. 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, в том числе и после достижения ими возраста 23 лет.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 г.).
В соответствии с частью 6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон РК) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по принятию решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона (ст. 4 ч. 1 указанного Закона РК).
Частью 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в том числе, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с Решением Петросовета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» учетной нормой площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма считается 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно справки МКП «Петрозаводская паспортная служба» в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы кроме истца, Тимофеев Р. Ю., Тимофеев А. Ю. (братья истца), ФИО3 (племянница), ФИО4 (племянник), ФИО5 (дочь).
Квартира, закрепленная за истцом, представляет собой <данные изъяты>, которая имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> в связи с чем, на каждого зарегистрированного в квартире приходится менее учетной нормы жилого помещения по г. Петрозаводску.
Как пояснил истец в судебном заседании, проживать в настоящее время по месту регистрации он не имеет возможности, поскольку в указанной квартире проживает его брат Тимофеев Р. Ю. со своей семьей.
В настоящее время истец семьей проживает по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО6
Данные обстоятельства также подтверждаются пояснениями третьего лица в судебном заседании.
Принимая во внимание положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Петрозаводского городского округа, поскольку относится к указанной категории лиц, не является собственником жилого помещения, а его проживание в закрепленном за ним жилом помещении невозможно по обстоятельствам, изложенным выше.
Таким образом, на Администрацию Петрозаводского городского округа следует возложить обязанность предоставить Тимофееву С. Ю. благоустроенное специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы ответчика о том, что Тимофеев С.Ю. на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоит, в списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, не включался, и, соответственно, со стороны Администрации Петрозаводского городского округа его права не нарушены, суд считает несостоятельными.
Как следует из материалов дела, в течение периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев С.Ю. находился на воспитании и полном государственном обеспечении в ФИО7.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в ФИО8.
ДД.ММ.ГГГГ был признан на военную службу Военным комиссариатом г.Петрозаводска, где проходил службу по призыву до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, из объяснений истца и третьих лиц в судебном заседании следует, что они обращались в Администрацию Петрозаводского городского округа по вопросу улучшения жилищных условий и постановке на соответствующий учет.
Суд, исходя из конкретных фактических обстоятельств настоящего гражданского дела, полагает, что Тимофеев С.Ю. в установленном законом порядке не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по уважительным, не зависящим от него причинам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствие Тимофеева С.Ю. в списке детей-сирот, нуждающихся в жилье, который в настоящее время формируется Министерством образования РК, не должно нарушать ранее возникшее у истца право на обеспечение его жильем как лица, оставшегося без попечения родителей.
Кроме того, право Тимофеева С.Ю. на обеспечение жилым помещением возникло до принятия нормативных актов, на которые ссылается ответчик. На момент возникновения у него такого права учет данной категории лиц осуществлялся органом местного самоуправления, но несмотря на это Тимофеев С.Ю. в соответствующую льготную очередь своевременно включен не был и после достижения им возраста 18 лет жилье ему во внеочередном порядке также не было предоставлено.
Согласно части 3 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с п. 14.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 № 129-П утвержден Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), который определяет правила предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1 Порядка).
Согласно п.2 Порядка лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия (далее - список).
В Республике Карелия данный список формируется Министерством образования Республики Карелия на основании данных предоставленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Форма списка утверждена Приказом Министерства образования РК от 12.02.2013 № 133.
Органы местного самоуправления в настоящее время не наделены никакими полномочиями как по формированию списка, так и по внесению каких-либо изменений, дополнений, в указанный список. На органы местного самоуправления возложена лишь обязанность по направлению информации (данных о гражданах) в органы исполнительной власти, в данном случае в Министерство образования Республики Карелия.
Таким образом, на Администрацию Петрозаводского городского округа следует возложить обязанность направить в Министерство образования Республики Карелия сведения о Тимофееве С. Ю. для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Тимофеева С.Ю. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Тимофеева С. Ю. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа представить Тимофееву С. Ю. благоустроенное специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа направить в Министерство образования Республики Карелия сведения о Тимофееве С. Ю. для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течениемесяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд РК.
Судья Ю.Л. Саврук
Мотивированное решение составлено 23.01.2015.