Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-95/2018 ~ М-79/2018 от 25.01.2018

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


04 мая 2018 года пгт. Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи – Кулагиной И.В.,

при секретаре - Наймушиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Отделу Министерства внутренних дел России по Серышевскому району, Управлению Министерства внутренних дел России по Амурской области, Министерству Внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности по устранению нарушений о содержании под стражей обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений, в части не соблюдения норм общей площади камер ИВС, отсутствия естественного освещения в камере и следственном кабинете, отсутствия комнаты для свиданий в ИВС ОМВД России по Серышевскому району,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Серышевского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился с иском в суд, и, уточнив заявленные требования, в их обоснование указал, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. В силу требований ст. 7 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В силу требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Согласно п. 413 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД РФ от 07.03.2006 № 140дсп, камеры, карцеры, медицинские изоляторы, должны иметь естественное освещение. Освещенность помещений ИВС должна соответствовать санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам. В соответствии с п. 2.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 34, помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Вместе с тем, в камере и следственном кабинете ИВС ОМВД России по Серышевскому району естественное освещение отсутствует. В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен быть подвергнут пытке или негуманному отношению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В п. 11 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступлений и обращению с преступниками, проведенном в г.Женеве в 1955 году, и одобренных Резолюциями Совета по экономическим и социальным вопросам 633 С (XXIV) от ДД.ММ.ГГГГ и 2076 (LXII) от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха, независимо от того, существует или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения. Таким образом, отсутствие естественного освещения ввиду отсутствия оконных проемов в камере и следственном кабинете ИВС ОМВД России по Серышевскому району нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, находящихся в ИВС ОМВД на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и на содержание в условиях безопасности, гуманизма, уважения человеческого достоинства. В силу требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Как установлено, проверкой указанная законом норма в камерах № ИВС ОМВД России по Серышевскому району не соблюдается. Так, общая площадь камеры при наполняемости <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> квадратных метра; площадь камеры при наполняемости <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> квадратных метра; площадь камеры при наполняемости <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> квадратных метра; площадь камеры при наполняемости <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> квадратных метра; площадь камеры при наполняемости <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> квадратных метра; площадь камеры при наполняемости <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> квадратных метров. Подозреваемые и обвиняемые имеют право на свидания с защитником, родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Международные нормативные акты содержат аналогичные положения. Каждый обвиняемый в совершении преступления имеет право защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Заключенным следует давать возможность общаться через регулярные промежутки с их семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями, как в порядке переписки, так и в ходе посещений (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными). Задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляется, в частности, право на посещение членами семьи и переписку с ними, а также соответствующую возможность сноситься с внешним миром согласно разумным условиям и ограничениям, содержащимся в законе и в установленных в соответствии с законом правилах. Задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право связываться и консультироваться с адвокатом, ему предоставляется необходимое время и условия для проведения консультаций со своим адвокатом. Право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним, без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка (Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме). Согласно п. 139 Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению. Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС. В соответствии с п. 416 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД РФ от 07.03.2006 № 140дсп, в ИВС оборудуются помещения для производства следственных действий и проведения свиданий, с учетом требований звукоизоляции дверей и перегородок. Следственные кабинеты должны располагаться вблизи блока камер, столы и стулья в них жестко крепятся к полу. В комнате для свиданий устанавливается стол шириной не менее метра с барьером посредине высотой 20 см. Снизу стол укрепляется сплошной перегородкой от пола до крышки. В дверях комнат на высоте 150 см. от пола оборудуются прямоугольные (овальные) отверстия (глазкиО с небьющимся органическим стеклом. Используется возможность промышленных телевизионных установок, что позволяет осуществлять визуальный контроль подозреваемых и обвиняемых с защитниками. Стол сотрудника милиции устанавливается в торец столу лиц, прибывших на свидание. Мебель в служебных помещениях для подозреваемых и обвиняемых прочно прикрепляется к полу. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в ИВС ОМВД России по Серышевскому району, специально оборудованная для этих целей комната для свиданий отсутствует, то есть нарушаются права лиц содержащихся в ИВС ОМВД России по Серышевскому району на свидания с защитником, родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 указанного Федерального закона. Однако конкретные и надлежащие действия по соблюдению указанных требований в ИВС ОМВД, ОМВД России по Серышевскому району и УМВД России по Амурской области (за счет бюджета которого обеспечивается финансирование ОМВД России по Серышевскому району), не принимаются. Круг лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Серышевскому району не определен ввиду его постоянного изменения вследствие регулярных задержаний подозреваемых в порядке ст. ст. 91-92 УПК РФ, водворения в ИВС административно-арестованных, (совершение преступлений и административных правонарушений прогнозированию не подлежит), периодического водворения в ИВС лиц, объявленных в розыск различными правоохранительными органами и обнаруженными на территории Серышевского района, поступление в ИВС ОМВД подозреваемых и обвиняемых, подсудимых и осужденных из СИЗО, с целью проведения судебных заседаний по уголовным делам и т.д. и т.п. Факт не соблюдения общей площади в камерах ИВС №, отсутствие естественного освещения в камере и следственном кабинете , отсутствие комнаты для свиданий в ИВС ОМВД России по Серышевскому району зафиксирован в актах прокуратуры Серышевского района о результатах проверки законности содержания в ИВС ОМВД России по Серышевскому району от 19.01.2018 года и 20.01.2018 года и представлении внесенном в адрес начальника ОМВД России по Серышевскому району от 11.07.2016 г. В силу ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит 1. Обязать Отдел Министерства внутренних дел России по Серышевскому району, Управление Министерства внутренних дел России по Амурской области, Министерство внутренних дел Российской Федерации в срок не позднее одного года с момента принятия Серышевским районным судом решения, совершить конкретные действия, направленные на устранение выявленных нарушений ст. ст. 18, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" в ИВС ОМВД России по Серышевскому району, расположенному по адресу: <адрес> (далее ИВС ОМВД России по Серышевскому району), а именно: Отделу Министерства внутренних дел России по Серышевскому району привести камеры № ИВС ОМВД России по Серышевскому району в соответствие с требованиями ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N ЮЗ-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", из расчета нормы санитарной площади в камере на одного человека не менее 4 квадратным метров; Отделу Министерства внутренних дел России по Серышевскому району организовать обустройство в камере и следственном кабинете ИВС ОМВД России по Серышевскому району естественного освещения в соответствии с требованиями Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД РФ от 07.03.2006 № 140дсп, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»; Отделу Министерства внутренних дел России по Серышевскому району с целью проведения встреч (свиданий) с адвокатами, родственниками задержанных и заключенных под стражу лиц, подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ИВС ОМВД России по Серышевскому району, в соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", п. 139 Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", п. 416 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД РФ от 07.03.2006 № 140дсп оборудовать и предоставить задержанным, заключенным под стражу, подозреваемым и обвиняемым комнату для свиданий в ИВС ОМВД России по Серышевскому району. Управлению Министерства внутренних дел России по Амурской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации обеспечить финансирование мероприятий, связанных с исполнением Отделом Министерства внутренних дел России по Серышевскому району решения Серышевского районного суда по иску прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО2 поддержал заявленные требования с учетом их уточнения и просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – ОМВД России по <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и суду показала, что в соответствии с п. 21 Положения об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Серышевскому району, утвержденного приказом УМВД России по Амурской области от 29.08.2017 № 514, ОМВД России по Серышевскому району, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. В соответствии с п.п. 19, 20 Положения ОМВД является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ОМВД осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России. В соответствии с п. 20 Положения за ОМВД в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество. ОМВД России по Серышевскому району, где в правом крыле на первом этаже располагается ИВС подозреваемых и обвиняемых, был построен в 1980 году (согласно техническому паспорту), то есть в приспособленном для этих целей помещении, а не специально построенном, и до вступления в силу Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В 1998 году местным органом власти было передано отделу внутренних дел.Согласно поэтажному плану административного здания ОМВД камера и следственный кабинет не имеют выхода на улицу, расположены внутри ИВС, вокруг них находятся другие помещения. В связи с конструктивными особенностями здания ОМВД не представляется возможным оборудовать некоторые камеры ИВС окнами, любые изменения, ухудшающие несущие способности здания, запрещены, так как это может привести к угрозе жизни и здоровью лиц, содержащихся в ИВС, и самих сотрудников ИВС. Кроме этого, в соответствии с п. 2.1.10. СанПиН 2.2.1/2.1.2.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 № 34, без естественного освещения допускается проектировать помещения, приведенные в таблицах 1, 2 утвержденных настоящим СанПиНом норм, требования к которым по естественному освещению не предъявляются, а именно п. 4 таблицы помещения для посетителей, к каким можно отнести следственный кабинет . Также в соответствии с п. 2.7. ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», принятом Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (Протокол № 39 от 08.12.2011) и введенном в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.07.2012 № 191-ст с 01.01.2013, помещением с постоянным пребыванием людей признается помещение, в котором люди находятся не менее 2 ч. непрерывно или 6 ч. суммарно в течение суток. Следственный кабинет таким помещением не является, в нем не живут и не работают лица, содержащиеся под стражей, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений. Соответственно к нему не могут быть применены требования п. 2.1.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1278-03. В связи с выше изложенным, считают следственный кабинет соответствует предъявляемым требованиям к естественному и искусственному освещению жилых и общественных зданий. Как установлено проверкой прокуратуры и согласно данным прокуратуры, норма санитарной площади на одного человека в камерах № ИВС не соблюдается, однако подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется спальное место (количество не оговаривается). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. В соответствии с п. 45 Правил камеры ИВС оборудуются индивидуальными нарами или кроватями, количество которых конкретно не оговаривается, в отличие, например, от скамеек возле стола, которые должны быть предусмотрены с числом посадочных мест по количеству мест в камере, то есть здесь присутствует конкретизация, по кроватям и нарам ее нет. Кроме этого, начальником ИВС ОМВД старшим лейтенантом полиции ФИО4 был проведен анализ фактической наполняемости камер № за весь 2017 год и январь 2018 года. Норма санитарной площади в камере, установленная в размере 4 кв. метра на одного человека, соблюдается сотрудниками ИВС. Поскольку максимальная наполняемость камер не превышает установленной норме. Соответственно нарушений ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не имеется. Тот факт, что в камерах находится больше спальных мест объясняется тем, что изначально при оборудовании ИВС были вмонтированы двухъярусные кровати (нары), которые там находятся и по сегодняшний день, но они не используются и норма наполняемости не нарушается. Проведенной проверкой прокуратурой установлено, что в ИВС ОМВД отсутствует комната для свиданий. Она согласна с нормативными документами указанными прокурором в обоснование данных доводов, однако в ИВС ОМВД по Серышевскому району свидания с адвокатами и родственниками обеспечиваются и проводятся в следственном кабинете , в котором имеется камера видеонаблюдения, что позволяет сотрудникам ИВС видеть адвоката и лицо, с которым он беседует, но не слышать его, то есть конфиденциальность разговора обеспечивается. Свидания с родственниками проводятся в присутствии сотрудников ИВС, которые обеспечивают невозможность передачи запрещенных предметов и разговоров на запрещенные темы. Следственный кабинет фактически соответствует установленным нормативам, за исключением размеров стола и необходимых перегородок. Возможности оборудовать отдельную комнату для свиданий у ОМВД нет ввиду отсутствия свободного помещения и отсутствия денежных средств на реконструкцию и строительство нового ИВС. ОМВД России по Серышевскому району не имеет собственных средств для проведения мероприятий требуемых прокурором, оно только распоряжается средствами моступающими из МВД России чере УМВД Рос сии по Амурской области. Таким образом, установленные обстоятельства в их совокупности и представленные истцом доказательства не позволяют сделать вывод о нарушении ОМВД норм федерального законодательства о содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, в связи с чем ОМВД России по Серышевскому району просит отказать в удовлетворении иска прокурора.

Представитель ответчиков – УМВД России по Амурской области и МВД Российской Федерации Никифорова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и просит в удовлетворении иска отказать. УМВД России по Амурской области и МВД России не является надлежащим ответчиком по данному спору. ОМВД России по Серышевскому району является самостоятельным юридическим лицом и в соответствии со ст. 48 ГК Российской Федерации, самостоятельно выступает в гражданско-правовых отношениях от своего имени. Согласно искового заявления прокуратурой Серышевского района выявлены нарушения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС ОМВД России по Серышевскому району. ОМВД России по Серышевскому району, где в правом крыле па первом этаже располагается ИВС подозреваемых и обвиняемых, был построен в 1980 году (согласно техническому паспорту), то есть в приспособленном для этих целей помещении, а не специально построенном, и до вступления в силу Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии с исковым заявлением прокуратуры Серышевского района в камере и следственном кабинете ИВС ОМВД естественное освещение отсутствует. Согласно поэтажному плану административного здания ОМВД камера и следственный кабинет не имеют выхода на улицу, расположены внутри ИВС, вокруг них находятся другие помещения. В связи с конструктивными особенностями здания ОМВД России по Серышевскому району не представляется возможным оборудовать некоторые камеры ИВС окнами, любые изменения, ухудшающие несущие способности здания, запрещены, так как это может привести к угрозе жизни и здоровью лиц, содержащихся в ИВС, и самих сотрудников ИВС. ООО «Проектно-строительное объединение «Благовещенскпроект»» проведена экспертиза о возможности или невозможности оборудовать камеру и следственный кабинет , расположенные на 1-ом этаже здания по адресу: <адрес> естественным освещением, то есть окнами. Согласно Технического заключения, устройство оконных проемов для обеспечения инсоляции (облучения поверхностей солнечным светом) не представляется возможным, поскольку ограждающие конструкции (перегородки) помещений камеры ИВС (пом. ) и следственного кабинета (пом. 37, 38) не граничат с наружными стенами. Кроме этого, в соответствии с п. 2.1.10. СанПиН 2.2.1/2.1.2.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 г. №34, без естественного освещения допускается проектировать помещения, приведенные в таблицах 1, 2 утвержденных настоящим СанПиНом норм, требования к которым по естественному освещению не предъявляются, а именно п. 4 таблицы помещения для посетителей, к каким можно отнести следственный кабинет . Также, в соответствии с п. 2.7. ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», принятом Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (Протокол № 39 от 08.12.2011) и введенном в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.07.2012 № 191-ст с 01.01.2013, помещением с постоянным пребыванием людей признается помещение, в котором люди находятся не менее 2 ч. непрерывно или 6 ч. суммарно в течение суток. Следственный кабинет таким помещением не является, в нем не живут и не работают лица, содержащиеся под стражей, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений. Соответственно к нему не могут быть применены требования п. 2.1.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1278-03. В связи с выше изложенным, считают следственный кабинет соответствует предъявляемым требованиям к естественному и искусственному освещению жилых и общественных зданий. Также, согласно исковому заявлению - в камерах ИВС № не соблюдается указанная законом норма площади. В соответствии с п. 19 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобренных Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и 2076 (LX11) от 13.05.1977, каждому заключенному следует обеспечивать отдельную койку в соответствии с национальными или местными нормами, снабженную отдельными спальными принадлежностями, которые должны быть чистыми в момент их выдачи, поддерживаться в исправности и меняться достаточно часто, чтобы обеспечивать их чистоту. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», с п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила), утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется спальное место (количество не оговаривается). В соответствии с п. 45 Правил камеры ИВС оборудуются индивидуальными нарами или кроватями, количество которых конкретно не оговаривается, в отличие, например, от скамеек возле стола, которые должны быть предусмотрены с числом посадочных мест по количеству мест в камере, то есть здесь присутствует конкретизация, по кроватям и нарам ее нет. Норма санитарной площади в камере, установленная в размере 4 кв. м на одного человека, соблюдается сотрудниками ИВС (таблица максимальной наполняемости камер ИВС предоставлена в суд). Соответственно нарушений ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не имеется. Тот факт, что в камерах находится больше спальных мест, объясняется тем, что изначально при оборудовании ИВС были вмонтированы двухъярусные кровати (нары), которые там находятся и по сегодняшний день, но они не используются и норма наполняемости не нарушается. Согласно искового заявления в ИВС ОМВД отсутствует комната для свиданий. Истцом указывается на нарушение п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно, что подозреваемым и обвиняемым не предоставляются свидания с родственниками и иными лицами по причине отсутствия специально оборудованной комнаты для свиданий. В соответствии со ст. 18 Федерального закона oт 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать, также на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов. Лица, содержащиеся в изоляторе временного содержания, находятся в нем непродолжительное время, постоянно там не содержатся. Комната для свиданий в большей степени необходима в СИЗО, а не в ИВС, такие лица содержатся не более 10 дней, то есть временно. Свидания для лиц, содержащихся в ИВС с адвокатом обеспечиваются и проводятся в следственном кабинете ИВС ОМВД, в котором имеется только камера видеонаблюдения, то есть с соблюдением конфиденциальности разговора. С родственниками свидания проводятся также в следственном кабинете ИВС ОМВД в присутствии сотрудников ИВС, которые обеспечивают невозможность передачи запрещенных предметов и разговоров на запрещенные темы. Возможности оборудовать отдельную комнату для свиданий у ОМВД по Серышевскому району нет ввиду отсутствия свободного помещения и отсутствия денежных средств на реконструкцию и строительство нового ИВС, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме. Поскольку ОМВД России по Серышевскому району самостоятельно выступает в гражданско-правовых отношениях от своего имени, то именно они должны составить расходную смету средств необходимых для выполнения требований прокурора. Данная смета поступает в МВД России, которое является главным распорядителем бюджетных средств и только когда деньги будут выделены МВД России,, УМВД России по Амурской области доводит выделенные главным распорядителем лимиты бюджетных средств до территориальных органов.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Поскольку ИВС ОМВД России по Серышевскому району является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц административно-задержанных арестованных, состав и количество данных лиц постоянно меняется, поэтому у прокурора Серышевского района имеется право обратиться в суд с данным исковым заявлением.

Судом установлено, что прокуратурой Серышевского района была проведена проверка законности содержания административно-задержанных и административно-арестованных, задержанных по подозрению в совершении преступлений, следственно-арестованных лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Серышевскому району. В ходе проверки установлен факт не соблюдения общей площади в камерах ИВС № требованиям ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; отсутствие естественного освещения в камере и следственном кабинете ; отсутствие комнаты для свиданий в ИВС ОМВД России по Серышевскому району, что зафиксировано в актах проверки от 19 января 2018 года и 20 января 2018 года и представлении прокурора, внесенном в адрес начальника ОМВД России по Серышевскому району от 11 июля 2016 года.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства.

В соответствии со ст.7 Федерального закона № 103-ФЗ, местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В силу требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В силу требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиками в нарушение указанной нормы закона, в ИВС ОМВД России по <адрес> общая площадь камеры при наполняемости <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> квадратных метра; площадь камеры при наполняемости <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> квадратных метра; площадь камеры при наполняемости <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> квадратных метра; площадь камеры при наполняемости <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> квадратных метра; площадь камеры при наполняемости <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> квадратных метра; площадь камеры при наполняемости <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> квадратных метров.

Доводы представителей ответчиков о том, что норма санитарной площади в камерах, установленная в размере 4 кв. м. на одного человека, с учетом наполняемости камер, сотрудниками ИВС соблюдается, и тот факт, что в камерах находится больше спальных мест ввиду наличия вмонтированных двухъярусных кроватей (нар), которые там находятся и по сегодняшний день, но они не используются и норма наполняемости не нарушается, не могут быть приняты судом, поскольку не могут быть расценены как выполнение требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Согласно п. 413 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД РФ от 07.03.2006 № 140дсп, камеры, карцеры, медицинские изоляторы, должны иметь естественное освещение.

В соответствии с п. 2.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 34, помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.

Вместе с тем, естественное освещение в камере и следственном кабинете ИВС ОМВД России по Серышевскому району отсутствует, что не соответствует п. 2.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03.

Отсутствие естественного освещения ввиду отсутствия оконных проемов в камере и следственном кабинете ИВС ОМВД России по Серышевскому району нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, находящихся в ИВС ОМВД на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и на содержание в условиях безопасности, гуманизма, уважения человеческого достоинства.

Ссылка представителями ответчиков на представленное ими техническое заключение о невозможности устройства оконных проемов для обеспечения инсоляции (облучение поверхностей солнечным светом) в помещении камеры и помещении следственного кабинета , не свидетельствует о незаконности требований прокурора.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право на свидания с защитником, родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Международные нормативные акты содержат аналогичные положения. Заключенным следует давать возможность общаться через регулярные промежутки с их семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями, как в порядке переписки, так и в ходе посещений (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными). Задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право связываться и консультироваться с адвокатом, ему предоставляется необходимое время и условия для проведения консультаций со своим адвокатом. Право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним, без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка (Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме).

В соответствии с п. 139 Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению. Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС.

В соответствии с п. 416 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД РФ от 07.03.2006 № 140дсп, в ИВС оборудуются помещения для производства следственных действий и проведения свиданий, с учетом требований звукоизоляции дверей и перегородок. Следственные кабинеты должны располагаться вблизи блока камер, столы и стулья в них жестко крепятся к полу. В комнате для свиданий устанавливается стол шириной не менее метра с барьером посредине высотой 20 см. Снизу стол укрепляется сплошной перегородкой от пола до крышки. В дверях комнат на высоте 150 см. от пола оборудуются прямоугольные (овальные) отверстия (глазки с небьющимся органическим стеклом. Используется возможность промышленных телевизионных установок, что позволяет осуществлять визуальный контроль подозреваемых и обвиняемых с защитниками. Стол сотрудника милиции устанавливается в торец столу лиц, прибывших на свидание. Мебель в служебных помещениях для подозреваемых и обвиняемых прочно прикрепляется к полу.

Однако, как установлено судом и не оспаривается ответчиками, в ИВС ОМВД России по Серышевскому району, специально оборудованная для этих целей комната для свиданий отсутствует. Доводы представителя ответчика ОМВД России по Серышевскому району ФИО5 о том, что под комнату для свиданий достаточно использовать один из следственных кабинетов судом приняты быть не могут, поскольку следственный кабинет не имеет в полном объеме необходимое оборудование в связи с чем не соответствует установленным нормам и следовательно тем самым нарушаются права лиц содержащихся в ИВС ОМВД России по Серышевскому району на свидания с защитником, родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 указанного Федерального закона.

В силу ч. 3 ст.39 Федерального закона N52-ФЗ от 30.03.1999 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Таким образом, не соблюдения нормы санитарной площади в камерах ИВС ОМВД России по Серышевскому району на одного человека; отсутствие естественного освещения ввиду отсутствия оконных проемов; отсутствие комнаты для свиданий в ИВС ОМВД России по Серышевскому району нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Серышевскому району на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и на содержание в условиях безопасности, гуманизма, уважения человеческого достоинства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Серышевского района об устранении выявленных нарушений, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд полагает, что прокурором верно заявлены требования к ОМВД России по Серышевскому району в части устранения вышеуказанных недостатков и возложения обязанности финансирования мероприятий, связанных с исполнением ОМВД России по Серышевскому району на МВД Российской Федерации и Управления МВД России по Амурской области.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. N 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Как установлено в судебном заседании ОМВД России по Серышевскому району является структурным подразделением УМВД России по Амурской области.

Согласно п.21 раздела 2 Положения об Отделе МВД РФ по Серышевскому району, утвержденному приказом УМВД России по Амурской области от 28.08.2017 г. №514, Отдел МВД России по Серышевскому району обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В соответствии с п.19, 20,21раздела 3 вышеуказанного Положения ОМВД России по Серышевскому району является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета, осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетной системы РФ,ведение бюджетного учета, предоставление бюджетной отчетности в соответствии с бюджетным законодательством РФ; за ОМВД России по Серышевскому району в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания, оборудование, техника и другое имущество. Приобретенное имущество по договору или иным основаниям, поступает в его оперативное управление в порядке, установленном законодательством РФ.

На основании свидетельства о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ административное здание, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении Государственного учреждения - ОМВД России по Серышевскому району на основании распоряжения от 11.02.2003 №80, выданного Комитетом администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области.

С учетом указанного, поскольку ОМВД России по Серышевскому району в соответствии с указанным Положением является территориальным органом МВД России на районном уровне, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, за ним в целях обеспечения его деятельности закрепляются на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество, в отношении которых Отдел осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, а также начальник ОМВД по Серышевскому району организует деятельность Отдела, планирование и координацию деятельности на территории обслуживания, а также является получателем бюджетных ассигнований поэтому именно на ОМВД России по Серышевскому району должна быть возложена обязанность о приведении ИВС ОМВД России по Серышевскому району в соответствие с действующим законодательством.

Поскольку главным распорядителем бюджетных средств является МВД России, УМВД России по Амурской области доводит выделенные главным распорядителем лимиты бюджетных средств до территориальных органов, следовательно именно на эти структуры должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий, связанных с исполнением ОМВД России по Серышевскому району требований заявленных прокурором по данному иску.

На основании ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает срок для устранения недостатков, указанный прокурором Серышевского района в исковом заявлении- один год, достаточным для устранения выявленных нарушений в ИВС ОМВД России по Серышевскому району, однако начало течения срока установить с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Отделу Министерства внутренних дел России по Серышевскому району, Управлению Министерства внутренних дел России по Амурской области, Министерству Внутренних дел Российской Федерации, - удовлетворить.

Обязать Отдел Министерства внутренних дел России по Серышевскому району, Управление Министерства внутренних дел России по Амурской области, Министерство внутренних дел Российской Федерации в срок один год с момента вступления решения в законную силу принятого Серышевским районным судом решения, совершить конкретные действия, направленные на устранение выявленных нарушений ст. ст. 18, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" в ИВС ОМВД России по Серышевскому району, расположенному по адресу: <адрес>далее ИВС ОМВД России по Серышевскому району), а именно:

- Отделу Министерства внутренних дел России по Серышевскому району привести камеры № ИВС ОМВД России по Серышевскому району в соответствие с требованиями ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", из расчета нормы санитарной площади в камере на одного человека не менее 4 квадратным метров;

- Отделу Министерства внутренних дел России по Серышевскому району организовать обустройство в камере и следственном кабинете ИВС ОМВД России по Серышевскому району естественного освещения в соответствии с требованиями Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД РФ от 07.03.2006 № 140дсп, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;

- Отделу Министерства внутренних дел России по Серышевскому району с целью проведения встреч (свиданий) с адвокатами, родственниками задержанных и заключенных под стражу лиц, подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ИВС ОМВД России по Серышевскому району, в соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", п. 139 Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", п. 416 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД РФ от 07.03.2006 № 140дсп оборудовать и предоставить задержанным, заключенным под стражу, подозреваемым и обвиняемым комнату для свиданий в ИВС ОМВД России по Серышевскому району.

- Управлению Министерства внутренних дел России по Амурской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации обеспечить финансирование мероприятий, связанных с исполнением Отделом Министерства внутренних дел России по Серышевскому району решения Серышевского районного суда по иску прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Серышевский районный суд.

Председательствующий ___________________________ (И.В. Кулагина)

Решение в окончательной форме изготовлено 08 мая 2018 года

2-95/2018 ~ М-79/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Серышевского района Амурской области
Ответчики
ОМВД России по Серышевскому району
УМВД России по Амурской области
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Судья
Кулагина И.В.
Дело на странице суда
serishevskiy--amr.sudrf.ru
25.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2018Передача материалов судье
30.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2018Подготовка дела (собеседование)
14.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2018Судебное заседание
02.04.2018Судебное заседание
09.04.2018Судебное заседание
24.04.2018Судебное заседание
04.05.2018Судебное заседание
08.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее