РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 октября 2020 г. г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.
при секретаре Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3628/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к Устинову Олегу Владимировичу о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилось в суд с административным исковым заявлением к Устинову О.В., в котором просит с учетом последующего уточнения исковых требований, взыскать с Устинова О.В. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды 2016-2018 гг.: налог за 2018 г. в размере 5 840 руб., пени за 2016 г. в размере 5,58 руб., пени за 2017 г. в размере 273,54 руб., пени за 2018 г. в размере 80,67 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды 2016-2018 гг.): налог за 2018 г. в размере 26 545 руб., пени за 2016 г. в размере 28,47 руб., пени за 2017 г. в размере 1425,30 руб., пени за 2018 г. в размере 433,05 руб., на общую сумму 34 631,61 руб.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании представитель административного истца Горшкова Н.Н., действующая по доверенности, поддержала административные исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить.
В судебное заседание административный ответчик Устинов О.В. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. От административного ответчика ходатайств об отложении слушания по делу или о рассмотрении в его отсутствии, в суд не поступало.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного ответчика не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предпринимателя являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 данного Федерального закона уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 3 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ (ст. 430 НК РФ):
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года (26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 0,1 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Судом установлено, что Устинов Олег Владимирович был зарегистрирован в качестве адвоката и поставлен на учет в налоговом органе 08 октября 2014 г., и, соответственно, является плательщиком страховых взносов на обязательной медицинское и пенсионное страхование.
В соответствии с пп. 1 и 2, п. 1, ст. 430 НК РФ Устинову Олегу Владимировичу произведены начисления по страховым взносам в фиксированном размере за расчетный период с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. (2018 год (в общей сумме 32 385руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетный период 2018 г., начиная с 1 января 2017 г. в размере 26 545 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2018 г., начиная с 1 января 2017 г. в размере 5 840 руб.
В связи с неуплатой страховых взносов налогоплательщику выставлены требования:
требование № 353275 по состоянию на 20 февраля 2018 г., которым Устинову О.В. предложено в срок до 15 марта 2018 г. погасить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 19 356,48 руб., пени в размере 28,47 руб., 460,27 руб., 5,58 руб. и 2 346,50 руб.;
требование № 358940 по состоянию на 23 октября 2018 г., которым Устинову О.В. предложено в срок до 13 ноября 2018 г. погасить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 170 руб., пени в размере 1 425,30 руб. и 273,54 руб.;
требование № 364998 по состоянию на 18 января 2019 г., которым Устинову О.В. предложено в срок до 07 февраля 2019 г. погасить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 руб. и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 руб.; пени в размере 609,02 руб. и 115,59 руб.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
В нарушение ст. 44 и 45 НК РФ, указанные требования налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнены, ввиду чего налогоплательщику начислены пени по страховым взносам в фиксированном размере за расчетные периоды с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. (2018 год) в общей сумме 2 246,61 руб.
Указанные требования оставлены без исполнения.
Направление требований подтверждается сведениями об их выгрузке в личный кабинет налогоплательщика.
Как видно из материалов дела, 07 февраля 2020 г. мировым судьей судебного участка № 34 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области по заявлению ИСНФ России по Октябрьскому району г. Самары вынесен судебный приказ о взыскании Устинова О.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ, на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.) в размере 26 545 руб., пени в размере 1 886,82 руб., а всего взыскать 28 431,82 руб.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г., в размере 5 840 руб., пени в размере 359,79 руб., а всего взыскать 6 199,79 руб.; взыскать с Устинова Олега Владимировича в доход государства госпошлины в сумме 619,47 руб.
Определением того же мирового судьи от 27 февраля 2020 г. судебный приказ по заявлению Устинова О.В. отменен.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1).
Согласно пункту 2 этой же статьи Налогового кодекса, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Как указано выше, судебный приказ выдан 07 февраля 2020 г., с учетом требований части 1 статьи 123.5 КАС Российской Федерации, заявлении о выдаче судебного приказа подано не ранее февраля 2020 г., то есть с пропуском установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд.
Однако, анализ изложенных норм права в их совокупности с приведенными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, позволяет прийти к выводу о том, что суд, рассматривая вопрос о пропуске налоговым органом установленного законом срока на обращение с иском, должен проверить только срок, истекший со дня отмены мировым судьей судебного приказа, и не вправе давать оценку действиям мирового судьи, связанным с выдачей судебного приказа, на предмет их соответствия части 1 и части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации, поскольку такие действия не предполагают возможности их обжалования в апелляционном порядке.
Мировой судья, установив, что требование налогового органа не является бесспорным, в том числе и по мотиву пропуска установленного статьей 48 НК Российской Федерации срока, был вправе отказать налоговой инспекции в выдаче судебного приказа (п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ), однако, если такой приказ был выдан, то срок для обращения в суд с административным иском должен исчисляться со дня принятия определения об отмене приказа.
В силу части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебный приказ может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 35 этого же Кодекса.
Между тем, ответчик распорядился предоставленными ему Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации правами по своему личному усмотрению, представив возражения относительно исполнения вынесенного приказа, не обжалуя в кассационном порядке сам приказ.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ).
Таким образом, выдача судебного приказа мировым судьей свидетельствует о наличии оснований для восстановления административному истцу срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей.
Установлено, что недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды 2018 г., начиная с 1 января 2017 г.: налог в размере 5 840 руб., пеня в размере 359,79 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчете, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды 2018 г., начиная с 1 января 2017 г.): налог в размере 26 545 руб., пеня в размере 1 886,82 руб.; на общую сумму 34 631,61 руб., до настоящего времени не уплачены, в связи с чем 03 августа 2020 г., то есть в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании с Устинова О.В. недоимки по обязательным платежам, в принудительном порядке.
По мнению суда, срок принудительного взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемыой в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды 2018 г., начиная с 1 января 2017 г.: налог в размере 5 840 руб., пеня в размере 359,79 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчете, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды 2018 г., начиная с 1 января 2017 г.): налог в размере 26 545 руб., пеня в размере 1 886,82 руб.; на общую сумму 34 631,61 руб., налоговым органом не пропущен.
Однако, административным истцом в суд представлено уточненное исковое заявление, в соответствии с которым просит взыскать с Устинова О.В. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды 2016-2018 гг.: налог за 2018 г. в размере 5 840 руб., пени за 2016 г. в размере 5,58 руб., пени за 2017 г. в размере 273,54 руб., пени за 2018 г. в размере 80,67 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды 2016-2018 гг.): налог за 2018 г. в размере 26 545 руб., пени за 2016 г. в размере 28,47 руб., пени за 2017 г. в размере 1425,30 руб., пени за 2018 г. в размере 433,05 руб., на общую сумму 34 631,61 руб.
Доказательств оплаты образовавшейся задолженности суду не представлено. Расчет задолженности произведен правильно, контррасчета суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары о взыскании с Устинова О.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды 2016-2018 гг.: налог за 2018 г. в размере 5 840 руб., пени за 2016 г. в размере 5,58 руб., пени за 2017 г. в размере 273,54 руб., пени за 2018 г. в размере 80,67 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды 2016-2018 гг.): налог за 2018 г. в размере 26 545 руб., пени за 2016 г. в размере 28,47 руб., пени за 2017 г. в размере 1425,30 руб., пени за 2018 г. в размере 433,05 руб., на общую сумму 34 631,61 руб. в заявленном налоговым органом размере являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ с административного ответчика в доход бюджета г. о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 239 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары удовлетворить.
Взыскать с Устинова Олега Владимировича, зарегистрированного по адресу: адрес в пользу ИФНС по Октябрьскому району г. Самары задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда за расчетные периоды 2016-2018 годы: налог за 2018 год в размере 5 840 рублей, пени за 2016 год в размере 5 рублей 58 копеек, пени за 2017 год в размере 273 рубля 54 копейки, пени за 2018 год в размере 80 рублей 67 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды 2016-2018 годы): налог за 2018 год в размере 26 545 рублей, пени за 2016 год в размере 28 рублей 47 копеек, пени за 2017 год в размере 1 425 рублей 30 копеек, пени за 2018 год в размере 433 рубля 05 копеек, всего взыскать 34 631 рубль 61 копейка (тридцать четыре тысячи шестьсот тридцать один рубль 61 копейка).
Взыскать с Устинова Олега Владимировича государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1 239 рублей (одна тысяча двести тридцать девять рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2020 г.
Судья подпись Доценко И.Н.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: