РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 29 апреля 2013 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Майко П.А.,
при секретаре Мухачевой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Х в интересах А2, А1 к ООО «Z» о признании действий по взиманию оплаты за жилищно-коммунальные услуги на основании показаний индивидуальных приборов учета при условии их допуска в эксплуатацию ООО «Z» незаконными, обязании произвести возврат денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Z обратился в суд с иском в интересах А5, А1 к ООО «КУЖФ «Z» о признании действий незаконными, обязании произвести возврат денежных средств, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращениям данных граждан, где в ходе проверки установлено, что многоквартирный жилой Х находится под управлением ООО «Z». Оплата за жилищно-коммунальные услуги принимаются с условиями проведения дополнительной опломбировки, допуска в эксплуатацию приборов учета специализированной организацией, в том числе и ООО «Z». Таким образом, в иске указывает, что А2 и Кальницкий В.В. вынужденно понесли расходы по оплате навязанной услуги, сумма причиненных ими убытков составляет Z рубля Z копейки. В связи с чем, просит признать действия ответчика незаконными, обязать произвести возврат уплаченных А2, Кальницким В.В. денежных средств в размере Z руб. в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник Х А6 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика ООО «Z «Z» в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями она не согласна в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «Z» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства от 23 мая 2006 года № 307, действовавших в момент оспариваемых действий ответчика, при наличии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения пропорционально их показаниям.
Аналогичные требования содержатся в действующих в настоящий момент Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 г. У, согласно которым учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (абз. 1 п. 80 Правил).
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета (абз. 2 п. 80 Правил).
Согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести, для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (п. 2 указанной статьи).
В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой Х находится под управлением управляющей организации ООО «КУЖФ «Z», что подтверждено договором управления.
Взимание оплаты за жилищно-коммунальные услуги, в том числе, согласно расчетам, предоставленным на основании показаний индивидуальных приборов учета, осуществляется ООО «Z».
Согласно наряд – заказам У серии АА от 00.00.0000 г., У серии АА от 00.00.0000 г. заказчиками А7 А2 в пользу ООО «Z», произведена оплата в счет произведенных работ по допуску в эксплуатацию узла учета потребления холодной и горячей воды в размере Z руб.
Данные обстоятельства также подтверждаются имеющимися в материалах дела актами о допуске в эксплуатацию узла учета потребления холодной и горячей воды у потребителя, выданными ООО «Z» и сдачи-приемки выполненных работ по установке и опломбировки приборов учета.
В свою очередь, согласно приложений к договору управления жилым домом, где проживают истцы, перечня работ и услуг, предоставляемых управляющей организацией, договора У от 00.00.0000 г. между ООО «Z» и ООО «КУЖФ «Z», договора У от 00.00.0000 г. между ООО «КУЖФ Z» и ООО «Z», суд установил, что такого рода работ и услуг, как установка приборов учета, опломбировка их, не предусмотрено, ни в качестве работ и услуг осуществляемых в рамках договора управления жилым домом ответчиком – ООО «КУЖФ «Z», для жильцов, в том числе и истцов, ни подрядной организацией – ООО «Z», для ООО «КУЖФ «Z».
Таким образом, судом достоверно установлен факт взимания ООО «КУЖФ «Z» оплаты за жилищно-коммунальные услуги на основании показаний индивидуальных приборов учета, которые были установлены именно по инициативе истцов, при оплате ими в пользу ООО «Z» за установку приборов учета и их опломбировки. При этом, установлено, что истцы не обращались к ответчику с требованием установить приборы учета, опломбировать приборы учета и взимать оплату за потребленные услуги по приборам учета, без их опломбировки. Также не установлено, что именно ответчик навязывал услугу по установке, опломбировке приборов учета, а также определял возможность оплачивать услуги, только при наличии опломбировки приборов учета. Т.е. ответчик не отказывал истцам во взимании оплаты за потребленные услуги, по не опломбированному счетчику.
Ни в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, ни в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не предусмотрено, что оплата коммунальных услуг в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учет может происходить только после опломбировки мест монтажа данных приборов. Законодательством не установлено взимание платы за услуги, как по опломбировке счетчиков, так и их осмотру. Индивидуальные приборы горячей и холодной воды изначально опломбированы заводом-изготовителем и требование управляющей компании о дополнительной опломбировке мест установки индивидуальных приборов учета противоречит требованиям законодательства, регламентирующего порядок предоставления коммунальных услуг граждан.
Возможность оплачивать коммунальные услуги, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, является правом граждан, и не может в силу установленного законом запрета быть ограничена или обусловлена требованиями о допуске в эксплуатацию узла учета потребления холодной и горячей воды.
Ответчик указывает, что он готов был, при обращении истца к ним, взимать оплату за потребленные услуги и без опломбировки счетчиков.
Таким образом, суд не установил именно неправомерных действий ответчика в отношении истцов, в результате которых истцы вынужденно понесли расходы по оплате навязанной услуги, выразившейся в проведении работ по допуску в эксплуатацию узла учета потребления холодной и горячей воды, что не соответствует действующему законодательству, а соответственно, сумма требуемая истцами, как убытки, в размере Z руб., не подлежит взысканию с ООО «Z».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░2, ░1 ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ Z» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «Z» ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.