Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-267/2020 ~ М-261/2020 от 12.08.2020

Дело № 2а-267/2020

УИД 13RS0001-01-2020-000435-32

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Кемля 14 сентября 2020 г.

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Ежовой Елены Васильевны рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия к Аббасову Р.Д.о о взыскании задолженности по страховым взносам,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Мордовия, далее также по тексту межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия, обратилась в суд с административным иском к Аббасову Р.Д.о. о взыскании недоимки по страховым взносам, задолженности по пени. В обоснование требований указано, что Аббасов Р.Д.о. с 12 февраля 2016 г. по 30 января 2019 г. являлся индивидуальным предпринимателем, и в соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиком страховых взносов.

Согласно пункту 3 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15 числа следующего календарного месяца.

За налогоплательщиком числится недоимка: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (с 1 января 2017 г.) за 2018 г. в сумме 5840 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (с 1 января 2017 г.) за 2018 г. в сумме 26545 руб.

Сумма пени, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (с 1 января 2017 г.) за период с 20 января 2018 г. по 21 января 2019 г. в сумме 285,01 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (с 1 января 2017 г.) за период с 20 января 2018 г. по 21 января 2019 г. в сумме 1516,17 руб.

Административный истец просил восстановить срок подачи заявления о взыскании задолженности обязательных платежей, взыскать с административного ответчика недоимку: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (с 1 января 2017 г.) за 2018 г. в сумме 5840 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (с 1 января 2017 г.) за 2018 г. в сумме 26545 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (с 1 января 2017 г.) за период с 20 января 2018 г. по 21 января 2019 г. в сумме 285,01 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (с 1 января 2017 г.) за период с 20 января 2018 г. по 21 января 2019 г. в сумме 1516,17 руб. на общую сумму 34186,18 руб.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ичалковского районного суда Республики Мордовия, в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке.

Административный истец межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административный ответчик Аббасов Р.Д.о. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с частью седьмой статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) имеются основания для рассмотрения административного дела в отсутствии сторон в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

Пунктом 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», утратил силу с 01 января 2017 г. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

При этом с 01 января 2017 г. в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, с 01 января 2017 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражные управляющие признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный управляющий уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как следует из материалов дела, административный ответчик Аббасов Р.Д.о., с 12 февраля 2016 г. по 30 января 2019 г. являлся индивидуальным предпринимателем (л.д. 14-15).

22 января 2019 г. межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Мордовия Аббасову Р.Д.о. выставлено требование об уплате в срок до 11 февраля 2019 г. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (с 1 января 2017 г.) за 2018 г. в сумме 5840 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (с 1 января 2017 г.) за 2018 г. в сумме 26545 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (с 1 января 2017 г.) за период с 20 января 2018 г. по 21 января 2019 г. в сумме 285,01 руб. (л.д.19-20). Данное требование направлено Аббасову Р.Д.о. в электронной форме через личный кабинет (л.д. 21).

Судом установлено, что обстоятельства, на которые межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия ссылается в обоснование заявленных требований, подтверждаются материалами дела.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Из материалов дела усматривается, что срок добровольной уплаты задолженности по страховым взносам в требовании № 911 установлен 11 февраля 2019 г.

С учетом требований статьи Налогового кодекса Российской Федерации в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности налоговый орган должен был обратиться о взыскании задолженности по обязательным страховым взносам за 2018 г. не позднее 11 августа 2019 г. С настоящим административным иском о взыскании с Аббасова Д.Р.о. указанной задолженности налоговый орган обратился лишь 12 августа 2020 г., то есть со значительным нарушением установленного законом срока.

В силу части 1 статьи 95 названного кодекса лицам, пропустившим установленный этим кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъясняет, что в силу части 1 статьи 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).

В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса о подаче заявления о компенсации, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица, обратившегося с заявлением о компенсации (часть 2 статьи 117 АПК РФ).

В обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением административный истец каких-либо уважительных причин пропуска данного срока не указал, доказательств этого не представил.

Указание административного истца на увеличение объема подачи заявлений о выдаче судебного приказа мировым судьям, а также обязательного направления требования об уплате платежа в добровольном порядке в соответствии с пунктом 7 статьи 123.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, пропущен срок подачи административного иска, не может быть принято судом в качестве уважительной причины пропуска срока на подачу административного искового заявления.

С учетом того, что административным истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с указанным требованием и основания для его восстановления отсутствуют, суд отказывает административному истцу в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 179-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия к Аббасову Р.Д.о о взыскании задолженности по налогам, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ичалковский районный суд Республики Мордовия.

Судья Ичалковского районного суда

Республики Мордовия Е.В. Ежова

1версия для печати

2а-267/2020 ~ М-261/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №4 по Республике Мордовия
Ответчики
Аббасов Расиф Думан Оглы
Суд
Ичалковский районный суд Республики Мордовия
Судья
Ежова Елена Васильевна
Дело на странице суда
ichalkovsky--mor.sudrf.ru
12.08.2020Регистрация административного искового заявления
12.08.2020Передача материалов судье
12.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
14.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее