Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-327/2020 ~ М-131/2020 от 03.02.2020

Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2020 года

Дело № 2-327/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    10 марта 2020 года          ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

    председательствующего судьи Ревенко А.А.

    при секретаре Павловой В.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Североморского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к Голубых Алексею Геннадьевичу о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Военный прокурор Североморского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Голубых А.Г. о взыскании неосновательного обогащения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной военной прокуратурой Североморского гарнизона проверки исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности при реализации военнослужащими предусмотренного законом права на жилье установлено, что ответчику как военнослужащему, проходившему военную службу по контракту, 25 января 2011 года на семью из трех человек выдан государственный жилищный сертификат (далее – ГЖС) на общую сумму 1 882 440 рублей для приобретения жилого помещения в г. Санкт-Петербурге, который был оплачен в мае 2011 года.

При этом в 2010 году при обращении к командиру войсковой части *** с заключением о включении в состав участников подпрограммы на получение ГЖС и          22 января 2011 года при обращении за получением данного сертификата ответчик в своих заявлениях указал, что ни он, ни члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации.

Вместе с тем в рамках проверки выявлено сокрытие военнослужащим             Голубых Ю.В. факта нахождения в личной собственности его супруги Голубых Ю.В. ? доли жилого помещения – квартиры, площадью 36,30 кв.м., расположенной по адресу: ***. При указанных обстоятельствах фактически до 13 декабря 2010 года Голубых Г.А. и члены его семьи были обеспечены жилой площадью в размере 18,15 кв.м., соответственно права на получение ГЖС в размере стоимости 54 кв.м. не имели.

В нарушение требований ст. ст. 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 51, 53, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5 и п. 16.2 Правил ГЖС, Голубых А.Г. неосновательно обогатился денежными средствами в размере стоимости 18,15 кв.м. жилья, выделенных по ГЖС, в сумме 632 709 рублей (18,15 кв.м. х 29 050 рублей (нормативная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья)              х 1,2 (коэффициент к нормативу стоимости 1 кв.м. общей площади жилья), путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, а именно путем обмана, то есть совершил неосновательное обогащение чужим имуществом.

Ссылаясь на незаконные действия ответчика, в результате которых государству причинен ущерб, просил взыскать с ответчика неосновательное обогащение в сумме 632 709 рублей, которое перечислить в доход государства в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации через Межрегиональное операционное Управление федерального казначейства.

07 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Голубых Ю.В., ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании помощник военного прокурора Субора А.С. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, указав, что Голубых Ю.В. путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений неосновательно обогатился денежными средствами в размере стоимости 18,15 кв.м. жилья, выделенных по ГЖС, в сумме 632 709 рублей. Поскольку до 13 декабря 2010 года Голубых А.Г. и члены его семьи были обеспечены жилой площадью в размере 18,15 кв.м. в                      ***, следовательно, не имели права на получение ГЖС в размере стоимости 54 кв.м.

Полагает доводы о пропуске срока исковой давности несостоятельными, поскольку незаконность получения государственного жилищного сертификата         Голубых А.Г. была установлена в результате проверки в 2019 году. Поскольку о незаконности получения ГЖС последним военному прокурору стало известно не ранее 14 ноября 2019 года, после получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, обращение прокурора последовало в пределах установленного законом срока исковой давности.

Истец – ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. В письменном отзыве на иск указало, что Голубых А.Г., являясь участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 – 2010 годы", путем сокрытия факта наличия у члена его семьи – супруги в долевой собственности (? доли) жилого помещения площадью 36,3 кв.м. и последующее отчуждение указанной доли в 2010 год, 25 января 2011 года получил государственный на сумму 1 82 440 рублей на состав семьи 3 человека. В марте 2011 года сумма социальной выплаты была перечислена на банковский счет Голубых А.Г. на оплату приобретенного жилого помещения в г. Санкт-Петербурге. Сокрытие факта наличия в долевой собственности у члена семьи жилого помещения и последующее его отчуждение позволило Голубых А.Г. получить социальную выплат в полном объеме, без применения при расчете ее размера вычета площади отчужденного жилого помещения в соответствии с п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153. При расчете размера социальной выплаты Голубых А.Г. норматив площади, применяемый для расчета, должен быть уменьшен на площадь отчужденного жилого помещения – 18,15 кв.м. Таким образом, Голубых А.Г. необоснованно получил социальную выплату в завышенном размере, то есть допустил неосновательное обогащение на сумму              632 709 рублей, причинив тем самым ущерб государству в лице ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России на указанную сумму. Учитывая, что начиная с 2010 года (и ранее) по настоящее время проведение проверок выполнения федеральными органами исполнительной власти мероприятий государственной подпрограммы не входит в компетенцию ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России, то ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России ранее не было и не могло быть известно о допущенном нарушении, а стало известно лишь 02 марта 2020 года после получения искового заявления военного прокурора Североморского гарнизона о неосновательном обогащении Голубых А.Г., в связи с чем, полагает срок исковой давности не пропущенным. Просит иск удовлетворить.

Ответчик Голубых А.Г. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что ему не было известно о наличии в собственности Голубых Ю.В. доли жилого помещения. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Головина В.С. в судебном заседании исковые требования не признал по причине пропуска срока исковой давности. Ссылаясь на статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации указала, что о нарушении прав военному прокурору стало известно не ранее 14 ноября 2019 года, после получения сведений, содержащихся в ЕГРН, однако, данные обстоятельства не имеют юридического значения, поскольку исчисление срока исковой давности по спорным правоотношениям необходимо производить с момента, когда о нарушении своих прав узнал или должен был узнать материальный истец. Учитывая, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2011 года № 909 был изменен порядок выдачи сертификатов и в Правила ГЖС внесен п. 44.2, полагает, что у истца имелась обязанность по проверке документов, предоставляемых военнослужащим. Более того, ответчик не знал о наличии в собственности его супруги имущества, последняя данный факт от него скрыла.

Представитель третьего лица – ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не прибыл, в материалы дела представил письменный отзыв, в котором заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо Голубых Ю.В. в судебное заседание не явилась, извещена.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно частей 3, 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года           № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от 08 мая 2006 года) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии с п. 5 ст. 2 данного Федерального закона к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, установленные данным законом, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года             № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы (далее – Правила).

Подпунктом "а" пункта 5 Правил (в редакции от 21 декабря 2009 года) установлено, что право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет                10 лет и более.

На основании пункта 8 Правил, применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Согласно пункту 13 Правил социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты: 54 кв.м. из расчета семьи из 3-х человек (по              18 кв.м. на каждого члена семьи при численности 3 человека и более).

В соответствии с пунктом 16.1 Правил норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, в частности если гражданин - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В силу пункта 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

В соответствии с подпунктами "а", "и" пункта 7 указанных Правил (в редакции от 14 ноября 2007 года) основаниями признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются в том числе: отсутствие жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

В силу подпункта "а" пункта 10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), а также – в случаях, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 9 (в ред. от 06 февраля 2007 года действовавшей в период спорных правоотношений) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

Аналогичное положение содержит и пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Голубых А.Г. проходивший военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволен с военной службы с зачислением в запас по организационно-штатным мероприятиям (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и исключен из списков личного состава.

17 ноября 2010 года Голубых А.Г. обратился к командиру войсковой части *** с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством", представив пакет документов для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и указав, что он и члены его семьи (супруга Голубых Ю.В., дочь ФИО1.) жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют; с условиями участия в подпрограмме ознакомлен и обязуется их выполнять.

22 января 2011 года Голубых А.Г. обратился к начальнику ГУ 1973 ОМИС Северного флота с заявлением (рапортом), в котором просил выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории города Санкт-Петербург, указал, что жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации он и члены его семьи не имеют, с условиями получения и использования государственного жилищного сертификата ознакомлен.

25 января 2011 года Голубых А.Г. был выдан государственный жилищный сертификат *** на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 1 882 440 рублей для приобретения жилого помещения на территории города Санкт-Петербурга на 3-х членов семьи; норматив общей площади жилого помещения – 54 кв.м.

Ответчиком сертификат реализован посредством приобретения на основании договора купли-продажи от 17 мая 2011 года в общую долевую собственность 1/3 земельного участка и 1/3 жилого дома, расположенной по адресу: ***.

Оплата по договору купли-продажи от 17 мая 2011 года произведена за счет средств федерального бюджета на основании государственного жилищного сертификата.

    Из материалов дела также следует, что Голубых Ю.В. – супруга Голубых А.Г., на основании договора мены от 31 июля 1999 года владела на праве собственности ? доли квартиры, расположенной по адресу: ***, общей площадью 36,30 кв.м., которая отчуждена ею 29 октября 2011 года, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14 ноября 2019 года.

    При указанных обстоятельствах фактически до 13 декабря 2010 года             Голубых Г.А. и члены его семьи (супруга Голубых Ю.В., дочь ФИО1.) были обеспечены жилой площадью в размере 18,15 кв.м. (36,30/2=18,15 кв.м.), в связи с чем он и члены его семьи не могли претендовать на получение ГЖС в размере в размере стоимости 54 кв.м.

Вместе с тем, обращаясь с рапортом о выдаче государственного жилищного сертификата и указывая об обязанности выполнений условий Правил выпуска и реализации государственного жилищного сертификата, Голубых А.Г. не сообщил о факте наличия в собственности его супруги ? доли жилого помещения, соответствующих документов не представил.

Таким образом, на момент обращения с рапортом о включении в число участников программы "Государственные жилищные сертификаты", получения такого сертификата и его реализации Голубых А.Г. обязан был знать о составе находящегося у его супруги Голубых Ю.В. недвижимого имущества, что исключало возможность участия Голубых А.Г. в указанной программе в представленном ему объеме. При этом ответчиком были представлены заведомо недостоверные сведения об отсутствии у него и членов его семьи в собственности жилых помещений.

Принимая о внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что голубых А.Г. социальную выплату в размере 632 709 рублей, предназначенную для приобретения жилого помещения, путем реализации государственного жилищного сертификата получил незаконно.

Вопреки доводам стороны ответчика об отсутствии оснований для сообщения сведений об отчуждении жилого помещения, а также не умышленном сокрытии сведений по отчуждению жилого помещения, суд учитывает, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Приказом Министра обороны РФ от 29 мая 1999 года N 33 (действовавшим в рассматриваемый период) "О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации", Директивы Министра обороны РФ от 22 февраля 1999 года N Д-6 "О правовых минимумах" (действовавшим в рассматриваемый период) Голубых А.Г. был обязан строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также знать свои социальные права как военнослужащего и членов своей семьи, включая реализацию своего права на обеспечение жилым помещением. Более того, претендуя на получение государственного жилищного сертификата, Голубых А.Г. был ознакомлен с нормами, регулирующими данные правоотношения не только в части своих прав на получение государственного жилищного сертификата, но и в части возложенных на него обязанностей в связи с реализацией прав на получение государственного жилищного сертификата.

Стороной ответчика заявлено о применении срока исковой давности.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в силу статьи 200 данного Кодекса.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Положения пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", согласно которому в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Из приведенных норм закона и разъяснений по их применению следует, что юридически значимым для разрешения заявления стороны ответчика о пропуске срока исковой давности по данному делу является установление момента осведомленности Российской Федерации в лице уполномоченного органа, в интересах которого военным прокурором предъявлен иск о нарушении права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2011 года         № 909 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", вступившим в действие с 01 января 2012 года, изменен порядок выдачи сертификатов и в Правила внесен пункт № 44(2), предусматривающий, что органы местного самоуправления (подразделения), осуществляющие вручение сертификатов, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие документы: а) в организациях (органах), осуществляющих техническую инвентаризацию: технический паспорт или справку, подтверждающую размер общей площади жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего на праве собственности гражданину - участнику подпрограммы и (или) членам его семьи, - в случае, указанном в абзаце первом пункта 16(2) настоящих Правил; справку о стоимости отчужденного гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи жилого помещения на дату заключения договора об отчуждении жилого помещения - в случае, указанном в абзаце третьем пункта 16(2) настоящих Правил; б) в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним: сведения о жилых помещениях, находящихся в собственности у гражданина - участника подпрограммы и (или) членов его семьи, указанных в заявлении (рапорте), представляемом в соответствии с подпунктом "а" пункта 44 настоящих Правил; сведения о договоре об отчуждении гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи жилого помещения, включая сведения о цене договора, - в случае, указанном в абзаце третьем пункта 16(2) настоящих Правил.

Следовательно, после внесения указанных изменений у органов, осуществляющих выдачу сертификатов, с 01 января 2012 года введена прямая обязанность по запросу сведений о наличии жилых помещений в собственности у гражданина - участника программы либо у членов его семьи.

Довод военного прокурора о том, что о нарушении прав Российской Федерации ему стало известно не ранее 14 ноября 2019 года после получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в связи с чем обращение прокурора в суд последовало в пределах установленного законом срока исковой давности, отклоняется судом.

Так, в силу части 1 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Изложенное означает, что по общему правилу сведения ЕГРН являются общедоступными за исключением тех, доступ к которым ограничен федеральным законом. К таким сведениям в числе прочих относятся сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости.

Таким образом, получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, носит заявительный характер и зависит от волеизъявления лица, подающего соответствующий запрос.

Аналогичная норма также ранее содержалась в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

При этом, проверка сведений об имеющихся у военнослужащих и членах их семей правах на объекты недвижимости жилого назначения и направление в Минобороны России сообщения о результатах проверки проводились Росреестром в соответствии с Протоколом N 1 к Соглашению о взаимодействии Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25 мая 2010 года N 14, определяющим временный порядок информационного взаимодействия Минобороны России и Росреестра при проверке сведений об имеющихся у военнослужащих правах на недвижимость для получения в установленном порядке жилья.

Таким образом, истец, имея намерение провести проверку исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности при реализации военнослужащим предусмотренного законом права на жилье, при должной степени заботливости и осмотрительности имел возможность и должен был получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости о наличии у Голубых А.Г. и членов его семьи, в том числе у супруги Голубых Ю.В. в собственности недвижимого имущества.

Поскольку статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации связывает начало течения срока исковой давности не только с моментом, когда лицо узнало о нарушении своего права, но и с моментом, когда лицо должно было узнать о таком нарушении, при должной степени заботливости и осмотрительности жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации должны были узнать о нарушении своего права с 01 января 2012 года, после изменения порядка выдачи сертификатов, в силу чего предъявление в суд настоящего иска 03 февраля 2020 года осуществлено по истечении срока исковой давности. С этого же момента подлежит исчислению срок исковой давности для военного прокурора, предъявившего иск в защиту интересов Российской Федерации в лице ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований военного прокурора Североморского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к Голубых Алексею Геннадьевичу о взыскании неосновательного обогащения – отказать.

        На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий             А.А. Ревенко

2-327/2020 ~ М-131/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Военная прокуратура Североморского гарнизона
ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Ответчики
Голубых Алексей Геннадьевич
Другие
ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ
Голубых Юлия Вячеславовна
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Ревенко А.А.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
03.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2020Передача материалов судье
07.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2020Судебное заседание
10.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее