Дело № 2-826/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2016 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
при секретаре – Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Широковой Татьяны Викторовны к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании перевода жилого помещения в служебное жилое помещение, незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Широкова Т.В. обратилась с данным иском в суд и в обоснование заявленных требований указала, что 4 августа 2006 года ее отцу с учетом членов семьи, в порядке обмена, было предоставлено жилое помещение, расположенное по адрес: <адрес>. На момент предоставления квартира служебной не являлась. Собственником жилого помещения является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. Полномочия по управлению спорной квартирой принадлежат ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. Приказом начальника КЭЧ Срышевского района Амурской области от 8 сентября 2006 года № 78 спорная квартира была включена в число служебного жилья. Приказ о переводе спорного жилого помещения в число служебного жилья является незаконным, в связи с нарушением установленного порядок перевода жилья в число служебного. Согласно п.1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Согласно ч.2 ст. 92 ЖК РФ,- использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения. Согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. Из разъяснений, содержащихся в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч.2 ст.92 Жилищного кодекса РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42. При принятии решения об отнесении спорной квартиры к служебному жилому помещению, ответчик положения п. 3 Правил, нарушил. В 2010 года Серышевская КЭЧ была ликвидирована, правопреемником Серышевской КЭЧ является ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. О наличии оспариваемого Приказа, ей стало известно в мае 2016 года при обращении во 2 отдел ФКГУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о заключении с ней договора социального найма спорного жилого помещения. Отец умер 9 апреля 2008 года. На момент предоставления квартиры отец являлся пенсионером и в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоял. На основании изложенного, просит признать перевод жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. Серышево, <адрес> в служебное жилое помещение, на основании приказа начальника КЭЧ Срышевского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным.
В ходе судебного заседания истец Широкова Т.В., уведомленная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, в представленном в суд заявлении просила рассмотреть дело без ее участия. Обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца Широковой Т.В. - адвокат Ослопов В.К., действующий на основании ордера, поддержал доводы искового заявления, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Ответчик - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, уведомлённые надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в поступившем в суд письменном отзыве, не согласившись с заявленными исковыми требованиями, указали, что как следует из материалов дела, предметом спора является жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставленное на основании договора найма служебного жилого помещения от 04.08.2006г. № 80, в связи с обменом жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>. Истец полагает, что занимаемое ими помещение не относится к специализированному жилому фонду, т.е. не является служебным, в связи с тем, что приказ начальника Серышевской КЭЧ от 08.09.2006 № 78, был издан позже заключения договора найма служебного жилого помещения от 04.08.2006г. № 80 с отцом истца - Верхогляд В.И. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласиться с указанным доводом истца не представляется возможным, т.к. статус помещения не изменялся, помещение является служебным, что подтверждается следующим. Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000г. № 752-р «О перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России», военному городку Серышево-1, на территории которого находится жилой <адрес>, присвоен статус закрытого военного городка. Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012г. № 487-Р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000г. № 752-Р», указанный военный городок исключен из перечня закрытых военных городков. Таким образом, в период с 2000 г. по 2012 г. военный городок Серышево-1, являлся закрытым военным городком, что предполагает определённые ограничения, в том числе жилищные, для жителей такого городка. Согласно позиции Учреждения, согласующейся с правоприменительной судебной практикой на территории Дальнего Востока Российской Федерации, предоставление военнослужащим и лицам, имеющим отношение к военной службе (гражданский персонал Минобороны России), жилых помещений в закрытом военном городке возможно лишь на условиях договора найма служебного жилого помещения. Статус служебного помещения, расположенного по адресу: <адрес>, определен закрытым типом военного городка. В связи с тем, что жилое помещение предоставлено в закрытом военном городке, его статус как служебного жилого помещения очевиден. Исключение городка из числа закрытых военных городков не прекращает служебный статус жилого помещения. Договор найма служебного жилого помещения от 04.08.2006 г. № 80, заключен в связи с обменом жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>, которое также является служебным, на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.06.2000г. № 752-Р и Приказа начальника Серышевской КЭЧ от 08.09.2006г. № 78. Таким образом, не имеется оснований считать, что на дату предоставления Верхогляд В.И., жилого помещения, по адресу: <адрес>, помещение не являлось служебным. Предоставление жилого помещения в закрытом военном городке на условиях договора социального найма является невозможным, в силу специальных особенностей статуса закрытого военного городка. В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне", имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. В силу пп. 68, 71 Указа Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом, закреплённым за Министерством обороны Российской Федерации, а также осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными Силами Российской Федерации. Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться, в силу положений ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, на основании решения полномочного органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращён лишь с момента издания соответствующего решения (акта) уполномоченного органа. Жилое помещение, занимаемое истцом, является собственностью Российской Федерации, в лице Министерства обороны Российской Федерации. Сведений о том, что решением Министерства обороны Российской Федерации спорное жилое помещение исключено из числа служебных, в материалах дела не имеется. Поэтому оснований считать, что квартира, где проживает истец, утратила статус служебного жилья, не имеется. Письмом ФГКУ «ВРУЖО» от 16.05.2016г. № 3298 истец был уведомлен о необходимости освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В настоящее время решается вопрос о выселении Широковой Т.В. из указанного помещения в судебном порядке. Правовых оснований, считать, что Широкова Т.В. проживает в служебном помещении на условиях договора социального найма, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 ГПК РФ, просят отказать Широковой Т.В. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным перевод жилого помещения в служебное жилое помещение.
Ответчик - Министерство Обороны Российской Федерации, уведомлённые надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 4 августа 2006 года отцу истца Широковой Т.В. - Верхогляд В.И. с учетом членов семьи, в порядке обмена, было предоставлено жилое помещение, расположенное по адрес: <адрес>. На момент предоставления спорной квартиры Верхогляд В.И. являлся пенсионером и в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоял, данный факт подтверждается пенсионным удостоверением № 021565 и справкой МСЭ-013 № 384224 об установлении последнему второй группы инвалидности бессрочно.
Из обстоятельств дела следует, что Широкова Т.В. зарегистрирована и проживает по адресу пгт. Серышево, <адрес> 11 августа 2006 года.
ДД.ММ.ГГГГ Приказом начальника Серышевской КЭЧ № квартира по адресу: <адрес> переведена в разряд «служебных».
ДД.ММ.ГГГГ Верхогляд В.И. умер, данный факт подтверждается свидетельством о смерти, выданным Отделом ЗАГС по Серышевскому району управления ЗАГС администрации Амурской области.
Наем жилого помещения является одним из способов осуществления предусмотренного Конституцией (ст. 40) права граждан на жилище. Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья.
Право на жилище обеспечивается посредством предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, на условиях найма жилых помещений у собственников, кооперативного жилищного строительства, а также приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения размеров площади.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
В силу ст.93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: пгт. Серышево, <адрес>, является федеральной собственностью Министерства Обороны РФ и находится в оперативном управлении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны. Также в судебном заседании установлено, что истица Широкова Т.В. была вселена в жилое помещение на основании протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения начальника Серышевской КЭЧ в качестве члена семьи Верхогляд В.И., которому указанное жилое помещение было предоставлено для проживания с семьей. На момент предоставления жилого помещения спорное жилое помещение статуса служебного не имело. В разряд служебных жилое помещение, расположенное по адресу: пгт. Серышево, <адрес>, было переведено приказом начальника Серышевской КЭЧ 78 от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при вынесении приказа об отнесении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в разряд служебных, Серышевской КЭЧ были нарушены положения п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку на момент вынесения приказа, спорное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, было фактически занято по договору найма жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования Широковой Т.В. о признании в части приказа об отнесении жилого помещения к разряду служебных, незаконным, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Широковой Татьяны Викторовны к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании перевода жилого помещения в служебное жилое помещение, незаконным.
Признать перевод жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Серышево, <адрес> служебное жилое помещение, на основании приказа начальника КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, - незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий ___________________________ Демяненко Н.А.
Решение в окончательной форме принято 14 ноября 2016 года